Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
методическая разработка на тему
Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Значение самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога:
- повышение качества преподавания предмета;
- готовность к педагогическому творчеству;
- профессиональный и карьерный рост;
- создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника;
- соответствие педагога требованиям общества и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_samoobrazovaniya_v_razvitii_-_kopiya.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль самообразования в развитии
профессиональной компетентности педагога
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования
хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания…
считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Константин Сергеевич Станиславский
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в объединение, к конкретному педагогу.
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
На разных этапах профессионального развития педагога самообразование имеет приоритетные содержательные аспекты.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
- выбор направления и темы самообразования;
- формулирование цели и задач самообразования;
- определение круга источников информации;
- выбор формы самообразования;
- составление плана самообразования;
- определение результата самообразования;
- анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Рассмотрим этапы.
1 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- информационно-компьютерные технологии;
- здоровьесбережение;
- правовое;
- эстетическое;
- историческое;
- иностранные языки;
- политическое;
- интересы и хобби и т.д.
2 этап – выбор темы самообразования
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
Критерии отбора темы по самообразованию
1. Новизна
Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса.
2. Актуальность
Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для педагога, так и для данного учреждения дополнительного образования детей в целом:
- социальной адаптации воспитанников всех видов и типов;
- формирования здорового образа жизни;
- привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков;
- создание воспитательных систем в детских сообществах;
- обобщение инновационного опыта педагогов.
3. Соответствие современным достижениям науки
Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
4. Стабильность
Необходимы: сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного временного периода.
5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей
ПДО могут использоваться в качестве рабочего материала другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.
6. Оптимальность опыта
Достижение высоких результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и воспитанников, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
4 этап – определение круга источников информации
Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
- телевидение;
- газеты, журналы;
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- материалы сети Интернет;
- видео, аудио информация на различных носителях;
- платные курсы;
- семинары и конференции;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации;
- уроки коллег;
- путешествия и т.д.
5 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
индивидуальная и групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название темы;
- цели;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:
- систематический просмотр определенных телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
- участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
- общение с коллегами в ЦДОД, районе, области и в Интернете.
7 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка пакета тестового материала в электронном виде;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- разработка модели образовательного процесса;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) и т.д.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчётных работ могут быть:
- обобщение опыта;
- доклад;
- сбор и анализ отчетной документации;
- презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Самообразование педагога будет продуктивным, если в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает своё несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности и готовностью к педагогическому творчеству. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога:
- повышение качества преподавания предмета;
- готовность к педагогическому творчеству;
- профессиональный и карьерный рост;
- создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника;
- соответствие педагога требованиям общества и государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход в развитии профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьёй.
В предложенной статье описывается деятельность педагогического коллектива работы с семьей в рамках инновационного развития,идейность управленческой работы по достижению высоких результато...
Роль психолога в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОО в современных условиях
СтатьяОриентируясь на возникшие новые социально-экономические условия в нашей стране в системе образования происходят изменения, основная задача которых - ориентация на личность обучаемого. На эффекти...
"Роль самообразования при повышении профессиональных компетенций педагога"
Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жиз...
Мастер класс "Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога"
Цель: выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи:1. Раскрыть проблемы развития способности педагога к самоанализу и са...
Планы по самообразованию и развитию профессиональной компетентности
Цели профессионального развития. - Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога
Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога...
Педагогический совет «Развитие профессиональных компетентностей педагогов в процессе непрерывного образования (самообразования)»
Представлена актуальность выбранной темы, профессиональные компетентности воспитателя ДОО и предложены варианты организации Деловой игры по тематике педагогического совета....