Конспект "Мир металла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Жучкова Наталья Александровна
Мир металла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект для старшей группы42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема исследовательской работы: «МИР МЕТАЛЛА».

Аннотация: любознательность, постоянное стремление экспериментировать и самостоятельно искать новые решения – важная характеристика поведения детей. Работая над проектом «Мир металла» и во время наблюдения за детьми в разных видах деятельности, я заметила у детей повышенный интерес. Металл  встречается везде, мы пользуемся, но не осознаем значения этого материала в нашей многообразной жизни. Нужно, чтобы дети  осознанно относились к использованию металла.

Цель работы: углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром металла.

- научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет), свойства(теплопроводность, металлический блеск, твердость, способность издавать звуки, прочность, упругость, пластичность), дать информацию о применении человеком;

- формировать у детей навыки самостоятельной и коллективной исследовательской работы.

- создать условия для формирования умений представлять свои первые «научные» изыскания.

Способы достижения цели:

  • Копилка – сбор металлических предметов;
  • Экспериментирование
  • Опыты
  • В ходе работы изучали энциклопедии
  • Беседа «Как люди добывают металл», «Какие металлы вам знакомы»;
  • Рассматривание различных предметов из металла (олово, медь, бронза, золото, серебро, железо, алюминий, сталь, ртуть);
  • классификация
  • По свойствам;
  • По применению;
  • По ценности;
  • По происхождению;
  • Игра «Найди нужный предмет»:

На маленьких стульчиках лежат различные предметы (ложка, фонарик, утюжок, мяч, карандаш и т.д.). Дети становятся возле стульев. Звучит музыка, дети ходят по кругу. Музыка прекращается и каждый участник останавливается. Те дети, которые стоят возле металлических объектов, берут их в руки и объясняют, как именно они догадались, что это металл (перечисляют свойства).

  • Экспериментирование

Опыт 1. Опускаем скрепку в воду. Что случилось?

Опыт 2.  Большинство металлов очень прочные и жесткие. Они хорошо проводят тепло или холод.

2.1.Положить гайку на батарею – нагревается.

2.2. металлическую ложку опустить в горячую воду – другой ее конец сразу становится горячим и до него больно дотронуться.

2.3. в металлическую кружку положить лед – тотчас становится очень холодной.

Опыт 3. Притягиваем скрепку магнитом, затем положить на скрепку ткань, бумагу и каждый раз пробовать взять скрепку при помощи магнита.

Опыт 4. Опускаем скрепку на дно емкости с водой и посмотреть, мешает ли вода магниту.

Опыт 5. На подносе лежат разнообразные предметы. При помощи магнита определить, какие из них железные.

Опыт 6. У воспитателя «волшебная варежка» (внутри прикреплен магнит, о чем не знают дети). Воспитатель  детям предлагает повторить опыт 5 при помощи варежки. Как они думают, в чем волшебство?

Соревнование «Кто быстрее соберет магнетические предметы»: одна команда собирает руками, другая с помощью магнита. 

В термометре мы видим тоненький столбик из ртути – это тоже металл, но жидкий. Если термометр разобьется, то ртуть растечется каплями в виде шариков. Ртуть ядовита, поэтому с нею нужно обращаться очень осторожно, чтобы не отравиться.

Театр

Сочиняем сказку «Колобок» на новый лад с помощью настольного магнитного театра.

Сказки

Обсуждаем, в каких сказках встречаются сказочные герои из металла (Железный Дровосек, «Буратино» - монеты, «Курочка Ряба» -золотое яйцо, «Федорино горе» - посуда и т.д.).

Музыка

Предлагается детям прослушать записи различных «металлических звуков». Дети называют инструменты, при изготовлении которых используется металл. Предоставляется возможность поиграть на музыкальных инструментах.

Основная часть: 

1. В природе металлы почти никогда не встречаются. Металлы делают на металлургическом заводе. В огромных доменных печах выплавляют металл из руды, которую  добывают в земле. Расплавленный металл выливается из печи в специальные формы, где он застывает – получается слиток. Часто он по форме напоминает прямоугольную буханку хлеба или кирпич. Потом из слитков изготавливают разные детали.

Предметы из металла, если они не окрашены или не заржавели, отличаются характерным блеском. Многие металлы можно ковать. Кузнец нагревает на огне кусок железа, пока оно не станет красным,  тогда железо размягчается, и кузнец молотком придает ему нужную форму, а затем опускает в холодную воду. Металл остывает и становится очень прочным. Так делают, например, ножи, подковы для лошади, красивую решетку для забора и др.

Большинство изделий из металла изготавливают на различных металлорежущих станках: токарных, фрезерных, строгальных, сверлильных. И профессии людей, работающих на таких станках, называются токарь, фрезеровщик, строгальщик, сверловщик.

Предшкольная пора. Д.С.Злотопольский «Удивительные превращения» - детям о секретах вещества, рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

2. Металлы – это железо, сталь, чугун, алюминий, медь, золото, серебро. Из металла делают инструменты, автомобили, самолеты, мосты, посуду, украшения, игрушки. А что еще?

Рассматривание на системном операторе: Корабль

Ходит город-великан

На работу в океан. (корабль)

Жил да был корабль, совершенно новый. Захотел он узнать о себе и попал в чудо – экран.

3. создание железного человека

Создание модели с опорой на морфотаблицу, с использованием бросового материала копилки. Придумать имя.

  1. презентация с рассказом о процессе создания модели, проблеме исследования, достижения конечной цели  участниками проекта «Мир металла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

Творческий проект "В мире металла"

Цель проекта: помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека....

Занятие по социально-бытовой ориентировке в подготовительной группе «Металл и фольга». Раздел «Знакомство со свойствами материалов»

Цель занятия -дать детям представление о металле как о материале и о фольге как о тонко раскатанном металле....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....

Конспект организации познавательно-игровой деятельности с элементами эксперимента с детьми старшей группы на тему: «Знакомство с металлом»

Цель: Формировать представления детей о разновидностях металлов, о  свойствах и действии магнита. Закрепить счет в пределах 5. Формировать  умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблю...