«Методы, обеспечивающие индивидуальный подход в условиях дошкольного образования».
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Среди важнейших задач, стоящих перед всей системой образования, особое место занимают поиск и внедрение такой организации процесса обучения и воспитания, которая позволит не только эффективно формировать у ребенка необходимый объем знаний, умений и навыков, но и целенаправленно развивать его интеллектуальные способности и стремление к самопознанию и саморазвитию. Нет совершенно одинаковых детей у каждого свои склонности, особенности, интересы.
Сегодня мы живём в постоянно меняющемся и обновляющемся мире. На данный период времени в системе дошкольного образования проявляются и оформляются новые тенденции: открытость и вариативность образовательных моделей, индивидуализация образования детей. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, что является одним из условий ФГОС ДО– это поддержка индивидуальности и инициативы детей. Индивидуальный подход означает, что при ежедневном нахождении ребёнка в группе учитываются потребности каждого ребёнка, как в активном действии, так и в отдыхе. Моя работа представляет собой процесс принятия решений, в ходе которых я наблюдаю за ребёнком, определяю, на какой стадии тот находится, и в соответствии с этим предпринимаю те или иные действия.
Следует различать понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором – с осуществлением этого принципа, который имеет свои формы и методы.
Я стараюсь идти в ногу со временем. Некоторые наработки у меня уже есть. Сегодня я хочу вам рассказать о методах и показать основные пути, по которым я строю свою работу в этом направлении.
Рассмотрим методы:
1) Метод реагирования
Я наблюдаю за детьми, анализирую результаты этих наблюдений, создаю условия, которые смогут помочь детям реализовать их собственные цели. Также я наблюдаю за тем, как созданные условия достигают поставленных целей. Если цели не достигаются, моя задача - пересмотреть, скорректировать условия и методы поддержки. Другими словами, я "реагирую" на запросы и потребности детей. Мое внимание сосредоточено на стимулировании и поддержке активности и самостоятельности детей.
Например:
Использование "модели трёх вопросов" в изучении (ознакомлении) разных тем, проблемных ситуаций, интересующих вопросов
· что мы уже знаем по данной теме?
· что ещё хотим узнать?
· каким образом (какими путями) мы можем это узнать?
Таким образом, я учитываю уже имеющиеся у детей знания и представления по теме и создаю условия для получения детьми необходимой информации.
Пример обучения на основе метода реагирования: модель трех вопросов. Н-р, выбрали вместе с детьми тему «Зимующие птицы». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о зимующих птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).
Затем выяснили, что дети хотят узнать о зимующих птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).
Далее дети предположили, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых.
И я создаю условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляю выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.
2)Метод обеспечения гибкости в инициированной взрослыми деятельности
Данный метод актуален в той ситуации, когда одновременно несколько детей находятся в одной игровой зоне (центре) и занимаются одним видом деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием и т.д.). Но данный факт совершенно не означает, что результат данной деятельности у всех детей будет одинаковым. Ведь каждый из них имеет своё видение на предметы, явления или действия. Поэтому и поделка (рисунок, постройка и т.п.) у всех будет индивидуальна.
Моя задача - по необходимости оказать помощь (словесную, практическую, наглядную и т.д.) Кому-то нужно помочь начать, подбодрить. В процессе деятельности я могу задавать наводящие вопросы, предлагать разные по сложности варианты деятельности. Дети сами выберут тот, который подходит именно им. Кроме моей поддержки и помощи, дети могут сравнивать свою работу с другими, учиться друг у друга. Более сильные и активные, смогут обойтись без моего вмешательства , а неуверенные в себе - опираться на мою помощь.
Например, во время лепки дети планировали вылепить животных. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какое животное будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, и пр.). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить то животное, которое они хотят. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать несколько различных животных, причем такой сложности, как они желают. Более медлительные дети могут проявить большую зависимость от помощи взрослого. И те и другие так же получают широкое поле для обучения через наблюдение за работой сверстников.
Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
3)Mетод тщательного отбора материалов.
То есть игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.
Например, набор пазлов, может состоять как из 20 деталей, так и из 100 и более. Тогда каждый ребёнок сможет использовать ту или иную игру, дидактическое, развивающее пособие в соответствие со своими возможностями, индивидуальным уровнем развития. Подобная вариативность позволяет создавать оптимальные условия для индивидуализации.
4)Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных лесов».
Суть данного метода заключается в том, что я, в результате наблюдений за ребёнком, вовремя создаю такие условия (моделирую ситуацию), которые помогают дошкольнику самостоятельно сделать следующий шаг в своём развитии, перейти на более сложный функциональный уровень. Я как будто создаю "строительные леса", по которым ребёнок поднимается выше.
Например, ребёнок создаёт постройку из нескольких кубиков, составляя их друг на друга. Я, понаблюдав за ним, ненавязчиво предлагаю ещё несколько деталей, показываю, как можно усложнить постройку, сделать по- другому. Ребёнок реагирует на подсказку, начинает пробовать новый вариант или возвращается к первоначальному. В таком случае я пробую новые варианты или жду более подходящего момента.
Моя задача вовремя увидеть приближение нужного момента и предложить (показать) более сложный или принципиально новый вариант исполнения того или иного действия (рисунка, постройки и т.д.). Какое-то время я не вмешиваюсь в действия ребёнка, предоставляя ему действовать путём проб и ошибок, далее - повторяю процесс прямой или косвенной помощи.
5)"Иррадиация" - увеличение, распространение.
Он основан на признании различий детских интересов, мотивов к деятельности и на динамике продвижения. Когда в предметно-развивающую среду группы мною вносится (вводится) какая-то новая игра, интересное дело, то привлекаются дети, которым это интересно, кто хочет этим заниматься. Далее, эти дети, получившие новый опыт или новое знание, стремятся поделиться им со своими сверстниками, друзьями, продемонстрировать, чему они научились, чего ещё не умеют другие.
Эта тактика состоит из трех основных действий: (1- действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть?». 2 - действие: «Аделина, Кристина, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам». 3 - действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Аделине и Кристине».)
Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.
6)Метод экспромта, спонтанного взаимодействия
Данным методом я могу воспользоваться при возникновении спорной, конфликтной ситуации, возникшей между детьми, когда найти выход, решить эту ситуацию необходимо срочно, что называется "здесь и сейчас". Я тут же обучаю детей основным правилам взаимодействия, общения, выхода из конфликтной ситуации, т.е. даю индивидуализированный "урок" правильного поведения.
Бывают случаи, когда именно спонтанное взаимодействие даёт наибольший эффект, достигает нужной воспитательной цели, нежели специально подготовленная и проведённая беседа о правилах поведения.
Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Пример: группы одновозрастные, работают по одной программе, но каждая группа- сообщество уникальное со своими особенностями, интересами, любимыми занятиями. И очевидно, что в этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными.
Так как каждый ребенок – уникальная личность.
Н-р, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге). Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.
7)Самостоятельность
В основе свободного выбора, как правило, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация).
Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу, и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности.
В любом случае внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил (например, заставляет встать и идти), всплеск эмоций (не только положительных), активизацию мышления.
8)Совместная деятельность
В совместной деятельности у обеих сторон гораздо больше свободы, чем, например, на организованном взрослым занятии. В совместной деятельности взрослый должен более чутко реагировать на реакции – чувства, слова, действия ребенка.
Какова роль воспитателя во время самостоятельной деятельности детей в центрах?
Воспитатель может работать в одном из центров.
Оказывать помощь детям, переходя от центра к центру.
Наблюдать за деятельностью детей в центрах.
Наблюдать за конкретным ребенком.
Помните!!!
Нет альтернативы-нет условия для выбора
Нет выбора – нет свободы
Нет свободы- нет ответственности
Нет ни свободы, ни ответственности – нет ни желаний, ни переживаний.
Отсюда возможный «логический» отказ ребенка от субъектной позиции и как следствие – потеря чувства собственной идентичности, значимости .
В результате изучения литературы и собственного опыта, я сформулировала для себя следующий алгоритм обязательных действий воспитателя:
- Воспитатель формулирует цели и задачи.
-Дополняет идеи детей.
-Продумывает, какие материалы и задания нужно подготовить.
-Продумывает возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах.
-Оценивает внутренние ресурсы детского сада и группы.
-Определяет, какая помощь нужна от родителей.
-Готовит материалы.
Также я сформулировала организационные умения, которыми должен овладеть ребенок в результате индивидуальной деятельности:
-ребенок должен уметь определить цель деятельности;
-спланировать свою деятельность;
-реализовать намеченное;
-уметь осуществить самоконтроль;
-уметь осуществить самооценку;
Для того чтобы обеспечить индивидуализацию учения необходимо:
-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора
(содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)
-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.
-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.
- иметь опыт кооперации с другими детьми.
Исходя из всего сказанного, могу сделать вывод, что индивидуальный подход - важнейший принцип воспитания. А индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка - чем более индивидуально я подхожу к каждому ребенку, тем более эффективна моя работа. Мои воспитанники реализовывают самостоятельные решения, развивают творческие способности, а также формируют личностные качества и обогащают свой жизненный опыт.
Спасибо за внимание!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_astapova_a.v.pptx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение по принципу реагирования
Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.
Метод тщательного отбора материалов (для центров детской активности)
Метод «строительных лесов».
Иррадиирующее обучение .
Метод экспромта, спонтанного взаимодействия Используется при возникновении спорной, конфликтной ситуации, возникшей между детьми, когда найти выход, решить эту ситуацию необходимо срочно, что называется «здесь и сейчас».
Индивидуализация на уровне группы, подгруппы, отдельной личности
Самостоятельность и совместность
Помните !!! Нет альтернативы-нет условия для выбора Нет выбора – нет свободы Нет свободы- нет ответственности Нет ни свободы, ни ответственности – нет ни желаний, ни переживаний. Отсюда возможный «логический» отказ ребенка от субъектной позиции и как следствие – потеря чувства собственной идентичности, значимости
алгоритм обязательных действий воспитателя: - Воспитатель формулирует цели и задачи. -Дополняет идеи детей. -Продумывает, какие материалы и задания нужно подготовить. -Продумывает возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах. -Оценивает внутренние ресурсы детского сада и группы. -Определяет, какая помощь нужна от родителей. -Готовит материалы.
Организационные умения, которыми должен овладеть ребенок в результате индивидуальной деятельности : -ребенок должен уметь определить цель деятельности; -спланировать свою деятельность; -реализовать намеченное; -уметь осуществить самоконтроль; -уметь осуществить самооценку;
Спасибо за внимание!!! Презентацию подготовила Воспитатель Астапова А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени
Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...
Организация и совершенствование условий дошкольного образования на основе современных образовательных подходов.
Актуальной проблемой ФГОС ДО является организация или совершенствование условий, позволяющих решать качественно образовательные и социальные задачи, обеспечить возможность совместного преб...
Педагогический совет № 3 тематический «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Педагогический совет № 3 тематический «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответс...
Реализация комплексного подхода воспитания здорового ребенка в условиях дошкольного образования
Формирование основ здорового образа жизни является одной из важнейших задач дошкольного образования. Необходимость формирования основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте обусловлена социально...
Тематический педагогический совет: «Совершенствование моделей взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающих единство подходов к воспитанию и образованию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направи...
Реализация компетентностного подхода в экологическом воспитании в условиях дошкольного образования.
Будущему воспитателю нужно знать, что главной целью экологического воспитания является формирование экологически грамотной личности, обладающей ключевыми компетенциями, способн...