Реализация компетентностного подхода в экологическом воспитании в условиях дошкольного образования.
статья по окружающему миру

Круговых Людмила Антольевна

Будущему воспитателю нужно знать, что главной целью экологического воспитания является формирование экологически     грамотной личности, обладающей ключевыми компетенциями, способной ориентироваться в основных экологических проблемах и законах и обладающей опытом природоохранной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_krugovyh_l.a.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Круговых Людмила Анатольевна,

воспитатель

МБДОУ ДС №67 «Аистенок»,

                                                         г.Старый Оскол, Белгородская область

Реализация компетентностного подхода в экологическом воспитании в условиях дошкольного образования.

Современный этап развития системы образования в России характеризуется значительными преобразованиями, в результате которых меняются не только цели, условия обучения, воспитания школьников, но и подходы, лежащие в основе деятельности педагога. Так методологической основой осуществляемого нами экологического воспитания стал компетентностный подход.

Будущему воспитателю нужно знать, что главной целью экологического воспитания является формирование экологически     грамотной личности, обладающей ключевыми компетенциями, способной ориентироваться в основных экологических проблемах и законах и обладающей опытом природоохранной работы. Для достижения данной  цели решаются следующие задачи:

  1. Формирование общекультурных компетенций (культуры здорового и безопасного образа жизни, основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека).
  2. Развитие информационных компетенций (владение современными средствами информации и информационными технологиями: поиск, анализ, отбор экологической информации, ее преобразование, сохранение, передача).
  3.         Формирование ценностно-смысловых компетенций (способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных).
  4. Совершенствование коммуникативных компетенций (умение работать в группе, умение общаться, объективная самооценка).
  5. Развитие учебно-познавательных компетенций (способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; добывание экологических знании непосредственно из окружающей действительности, владение приемами решения экологических учебно- познавательных проблем).
  6. Формирование компетенций личностного самосовершенствования (овладение способами экологической деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, освоение способов духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).

Основные научно-педагогические принципы реализации модели экологического воспитания:

  • учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей в разработке содержания экологического воспитания, важной составляющей которого является включение обучающихся в созидательную практическую деятельность экологической направленности, в работу по изучению своего края, его культурного наследия;
  • системность в экологическом воспитании детей разного возраста, которая обеспечивает непрерывность и преемственность развития экологической культуры на разных возрастных этапах детства, отрочества, юности;
  • комплексный подход к содержанию экологического воспитания, т.е. одновременное и согласованное педагогическое воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы личности;
  • дифференциация при выборе содержания, форм и методов экологического воспитания в зависимости от уровня развития

экологической культуры, индивидуальных интересов и склонностей воспитанников, степени их информированности о состоянии экологической ситуации своего региона и готовности осуществить личный вклад в ее улучшение.

Достижению цели и задач экологического воспитания на основе копметентностного подхода способствуют:

  • систематическое проведение экологических операций («Они живут рядом с нами», «Эко-елочка», «Вода на Земле», «Птицы - наши друзья»,

«Первоцветы», месячника безопасности жизнедеятельности под девизом

«Экология–Безопасность–Жизнь», в основе которых лежат индивидуальные и групповые проекты, театрализованные представления, конкретные природоохранные дела;

  • участие в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах по экологии различного уровня.

Практика работы показывает, что эффективная реализация кометентностного подхода в экологическом воспитании решает задачи по внедрению в воспитательный процесс продуктивных форм и методов мотивации. Идеи компетентностно – ориентированного экологического воспитания позволяют мне создать условия для привития опыта познавательной деятельности, осуществления творческой деятельности.

В заключении мне хотелось бы сказать о том, что осуществление экологического воспитания на основе компетентностного подхода позволяет мне во внеурочно деятельности организовать такое взаимодействие, которое создает условия для развития ключевых компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в здоровьесберегающих технологиях на уровне дошкольного образования.

Педагоги детского сада уделяют большое внимание укреплению психофизического здоровья дошкольников. В данной работе обобщён материал по внедрению здоровьесберегающих технологий в различные виды деятель...

Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систем...

Рекомендация для педагогов на тему: «Реализация работы по гражданско – патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования в средней группе»

Материал даёт расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, о тематическом планировании работы по гражданско – патриотическому воспитанию....

«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »

Статья на тему:«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.  В консультации раскрыты формы и методы работы с детьми по экологии....

Статья: "Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС"

На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять  внимания экологическому образованию детей  уже с п...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »...