"Игры для адаптации детей младшей группы к условиям детского сада"
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Гуйда Ольга Викторовна

Подбор игр для детей младшего возраста в адаптационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_adaptatsionnyy_period_.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Игры для адаптации детей

 младшей группы к условиям детского сада».

Пояснительная записка.

          Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада имеет большое значение. Период привыкания малышей к новым и непривычным для него условиям - довольно сложная задача для педагогов. Педагогу необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создавать условия для детей с разным уровнем адаптации и уровнем развития, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. От того, как пройдёт этот этап, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

    Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли меня здесь?». Привыкание дошкольника к детскому саду — процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.

В дошкольном возрасте — это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).

Данная методическая разработка поможет воспитателям решить проблему безболезненной адаптации детей раннего дошкольного возраста в период привыкания к условиям детского сада, а также создать условия для деток с разным уровнем развития с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Здесь представлены игры в помощь воспитателям.

Игра «Колючий ежик»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Ход игры:

Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»

Игра «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры:

А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек: Мы — бабочки весенние,
На листиках сидели
(ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул — полетели
(встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели
И на землю тихо сели
(садится на корточки, замирает).
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял
(встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил
(кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.

Игра «Разговор с игрушкой»

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

Ход игры:

Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола — гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Игра  “Большие – маленькие”

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры:  

Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажите ему, какие вы сейчас большие.

Дети встают в полный рост.

А теперь, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки;

А какие вы будете, когда станете взрослыми.

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза. 

Игра “Это Я”.

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.Ход игры:  

Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

Это глазки. Вот. Вот.               Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.                 
Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
Это нос. Это рот.                    Левой рукой показывают рот, правой нос.
Там спинка. Тут живот.          Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.              Два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ.              Два раза топают.
Ой, устали. Вытрем лоб.         Правой рукой вытирают лоб.

Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги).

- А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т. п.)

Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.

 Игры для налаживания контакта с ребенком.

«Доброе утро!»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

-      Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-      Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)        

 Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

 Игра  «Солнечные зайчики»

 Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю

Оборудование: Маленькое зеркальце. 

Ход игры:

Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе!

По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Игра «Покружимся»

 Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю

Оборудование: Два игрушечных мишки.

 Ход игры:

Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также   покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

 Я кружусь, кружусь, кружусь,

 А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь.

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Игра «с собачкой»
Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
После того как ребёнок ознакомился с игрой, предложите поиграть с собачкой всем детям. Участие принимают все заинтересованные в участии детки. Читайте стих и затем подходите с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагайте взять ее за лапу и поздороваться. Можно покормить собачку. Приносят вместе миску с воображаемой едой ( в миску насыпать песок), собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» Если детки боятся собачки можно использовать другую игрушку.

Игра  “Наши ножки”

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры:  

Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

Большие ноги шли по дороге.                 Большими шагами идут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ,
Маленькие ножки

бежали по дорожке:                              Маленькими шагами бегут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Ваши ножки убегают,                            
Возвращаются на свои места.
Только пяточки сверкают.

 «Дай ручку!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

—Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Игра “Пляшут наши детки! ”

Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры:  

Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

Где же, где же наши ручки?                     Разводят руками, удивлённо смотрят друг на друга.
Где же наши ручки?                                  
 Прячут руки за спину.
Нету наших ручек !
                                    Выставляют руки вперёд.
Вот, вот наши ручки!                                Поворачивают ладошки вверх-вниз.
Вот наши ручки!      

Пляшут, пляшут наши ручки!                   Показывают фонарики.
Пляшут наши ручки!
Где же, где же наши ножки?                  
Разводят руками

Где же наши ножки?
Нету наших ножек!                                

Вот, вот наши ножки!                            Обхватывают ноги руками
Вот наши ножки!                                     
Ритмично хлопают ладошками по ногам.
Пляшут, пляшут наши ножки!               Ритмично топают ногами.
Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки?                  
Разводят руками

Где же наши детки?
Нету наших деток!                                 Закрывают лицо ладошами.
Вот, вот наши детки!
Вот наши детки!                                    Разводят руки в стороны.
Пляшут, пляшут наши детки!            Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.
Пляшут наши детки!

 «Привет! Пока!»

  1. Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
  2. Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
  3. —Привет! Привет!
  4. Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
  5. —Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
  6. При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. —Пока! Пока!
  7. Затем предлагает малышу попрощаться. —Помаши ручкой на прощание. Пока!
  8. Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

«Хлопаем в ладоши!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы. 

ИГРА «Котёнок»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его. — Смотри, какой к нам пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так. Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кисуля!

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой!

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

«Догоню-догоню!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки:

—Давай играть - ты убегай, а я буду тебя догонять!

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить —дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.

 «Игра с собачкой»

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!"

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры:

А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

Мы — бабочки весенние,
На листиках сидели
(ребенок сидит на корточках).
Ветер дунул — полетели
(встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
Мы летели и летели
И на землю тихо сели
(садится на корточки, замирает).
Ветер снова набежал,
Высоко он нас поднял
(встает, поднимает руки вверх).
Он вертел нас и кружил
И на землю опустил
(кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.

Игра  «Покатаемся на лошадке»

Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: "Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно". Ребенок повторяет тихо: "Нно-нно". Взрослый: "Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: "Нно-нно, беги, лошадка!" (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук "н" протяжно, а все звукосочетание - громко и четко. (Игра развивает речевую активность).

Игры с пальчиками

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

Игра «Кто в кулачке?»

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

«Игра с кистями рук»

Ход игры.

 (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими - это "струи дождя". Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем - "кисточкой" кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.

Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.п.

Игра «Солим капусту»

Ход игры. Воспитатель делает жесты руками, аналогичные словам стишка:

Мы капусту рубим, рубим, (ладонь к ладони, изображаем топорик)

Мы капусту мнем, мнем, (раскрываем и сжимаем кисти рук, шевеля пальцами)

Мы капусту солим, солим (перебираем пальчиками)

Мы морковку трем, трем. (трем воображаемую морковь на терке, кулаком одной руки водим по ладони другой).

Игра  «Все дальше и выше»

Материал. Яркий мяч.

Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: "Бросим дальше, бросим выше". Малыш ловит мяч.

Упражнение повторяется с другим ребенком.

Игра  «Еле-еле, еле-еле»

Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

Игра «Мы топаем ногами»

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками.

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: "Стой". Все останавливаются. Игра повторяется.

Игра «Огуречик - огуречик»

Ход игры. На одном конце площадки - воспитатель (ловишка), на другом - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Игра «Солнышко и дождик»

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в "окошко" {в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: "На небе солнышко! Можно идти гулять". Дети бегают по всей площадке. По сигналу: "Дождик! Скорей домой!" - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Игра «Поезд»

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в "поезд": "Я - паровоз, а вы - вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. "Поехали", - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: "Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

(Эта игра способствует отработке основных движений ~ бега и ходьбы.)

Игра «Вот мои ребятки»

(проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре "Хоровод с куклой", говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: "Вот мои ребятки".

Вариант: игра проводится с мишкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"

• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим  игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...

Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...

Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...

Мониторинг адаптации воспитанников второй младшей группы к условиям детского сада

В данном файле представлены результаты мониторинга адаптации в виде графика и его описания....

Проект по адаптации детей во второй младшей группе к условиям детского сада на тему: «Адаптируемся играя»

        Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает ...

Проект «Адаптация детей второй младшей группы к условиям детского сада»

Актуальность  Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начи...

Презентация. Воспитание детей второй младшей группы в условиях детского сада.

Воспитание детей второй младшей группы в условиях детского сада....