"Формы и методы преодоления сложных педагогических ситуаций в семейном воспитании дошкольников".
статья на тему
Формы и методы преодоления сложных педагогических ситуаций в семейном воспитании дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_doludenko_na_sayt_uo_2018.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы преодоления сложных педагогических ситуаций в семейном воспитании дошкольников.
Подготовила: Долуденко Н.П.
Источник конфликтов, возникающих в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, заключается в различии их взглядов на явления окружающей их действительности. С одной стороны, ребенком движет сила собственных актуальных потребностей, что мешает ему за течением сегодняшней жизни увидеть завтрашний день.
С другой стороны, воспитатель исходит в своих действиях именно из завтрашних интересов ребенка, что мешает ему считать сегодняшний день ребенка его реальной, настоящей жизнью. Складывается впечатление, что, с точки зрения того же воспитания, сегодняшний день ребенка не имеет никакого значения, так же, как и то, что волнует его сегодня. Точнее, эти реальности замечаются, но в то же время подразумевается, что они - факторы, препятствующие воспитанию, и, насколько это возможно, их следует пресекать.
Ш.А.Амонашвили считает, что в воспитании часто создается обстановка, при которой воспитанник избегает воспитателя, а этот последний пытается поймать его для того, чтобы провести процесс насильственного воспитания. Существенной возможностью, с помощью которой можно изменить сложившуюся обстановку, основным условием личностно-гуманного подхода исследователи (В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили) считают необходимость обязательно учитывать позицию ребенка.
Интересно привести в связи с этим мысль, высказанную Н.А.Добролюбовым: «Как скоро стремление ребенка удовлетворяются, т.е. дается ему простор думать и действовать самостоятельно (хотя до некоторой степени), ребенок бывает весел, радужен, полон чувств самых симпатичных, выказывает кротость, отсутствие всякой раздражительности, самое милое и радужное послушание в том, справедливость чего признает». У детей есть свое мерило справедливости, у них есть свой моральный кодекс. Ш.А.Амонашвили, рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода («Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»), приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ее формирования. Умение воспитателя занять позицию воспитанника, понять его и возникающие при этом между ними взаимоотношения В.А.Сухомлинский назвал духовной общностью.
«Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках», - считал В.А. Сухомлинский. Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубь ее, по мнению Ш.А.Амонашвили, предоставляет возможность осуществлять глубинное воспитание.
Процесс глубинного воспитания, в первую очередь, подразумевает, что ребенок считает вредителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Без доверия и любви, без взаимного уважения процесс глубинного воспитания не может быть налажен. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка, и, поскольку родитель обладает большими знаниями и опытом, естественно, его советы и наставления становятся руководящими для ребенка, открывающего ему душу.
Глубинное воспитание, как отмечает Ш.А.Амонашвили, должно стать основой современного педагогического процесса. В таких условиях родитель имеет возможность глубоко изучить ребенка, его психологические особенности, понять, что радует, что огорчает его. Знание всего этого позволяет взрослому вмешиваться в жизнь ребенка только в том случае, когда это действительно необходимо. Личностный гуманный подход станет основой коррекции сложных педагогических ситуаций в том случае, если весь воспитательный процесс будет построен на этих началах. Но личностно-гуманный подход не лекарство для уже осложненных педагогических ситуаций. Однако он является существенным условием для разрядки ситуации и успокоения ребенка. Вместе с тем необходимо, чтобы в дальнейшем отношения родителей с детьми строились на тех же основах. Это позволит исключить недоверие и возникновение новых сложных педагогических ситуаций.
Глубинное воспитание в сравнении с императивным - процесс, труднее поддающийся управлению со стороны родителя.
Он требует хорошего владения педагогическим искусством, обладания психологическим чутьем, знания того, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, чтобы увлечь и повлечь за собой ребенка. Коррекция сложной педагогической ситуации, возникшей в рамках подобного воспитательного процесса, осуществляется легче, взаимоотношения между родителем и ребенком восстанавливаются сравнительно проще.
Процесс глубинного воспитания подразумевает, что ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверят ему и любит его. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка.
Ниже мы рассмотрим возможности и пути индивидуальной работы с родителями. Имеется в виду положение, когда родители уже оказались в сложной педагогической ситуации и ищут выход из нее. В это время часть родителей, действительно, заинтересована в преодолении сложной ситуации педагогически правильными путями, обращается за советами к специалистам: педагогам, психологам.
Для индивидуальной работы с родителями в связи с преодолением сложной ситуации характерны специфические трудности.
Во время сложной педагогической ситуации складывается обстановка, в которой обе стороны - и родитель, и ребенок - находятся в напряженной атмосфере. Родитель нервничает, он напряжен. В таком психологическом состоянии он идет за консультацией к специалистам и, как правило, надеется, что они посочувствуют ему, одобрят использованные им воспитательные меры, осудят поведение ребенка и дадут совет, как еще больше ужесточить меры воздействия на ребенка.
Часто родителям очень трудно воспринять, что в воспитании допущена ошибка, и что именно они повинны в изменении поведения ребенка.
Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в том, чтобы, во-первых, помочь им, успокоить, а во-вторых, показать допущенные ими ошибки, убедить, что им необходимо изменить саму основу взаимоотношений с ребенком. И, наконец, нужно доступно объяснить особенности последовательной педагогической деятельности при сложившихся обстоятельствах, указать пути ее осуществления в жизни, дать обоснованные рекомендации. Иногда бывает полезно, если родители повторят за специалистом, как следует изменить содержание воспитательной деятельности. Может принести пользу и следующее: родителю описывается новая, вполне вероятная сложная ситуация и его просят объяснить, как он будет действовать в данном случае. Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в двух особенностях:
- родитель должен убедиться в необходимости изменить педагогическое воздействие;
- родитель должен настроиться на изменения своей педагогической деятельности и творчески осмыслить данные ему рекомендации.
Индивидуальная работа с родителями в связи с преодолением сложных педагогических ситуаций не должна исчерпываться одной встречей. Есть случаи, когда родитель не может правильно реализовать данные ему рекомендации, либо они оказываются неэффективными, но повторно обратиться к специалисту, чтобы заново проанализировать ситуацию, он не спешит. Это может вызвать осложнение воспитательного процесса.
При индивидуальной работе с родителями особенно большое, решающее значение имеет глубокое изучение и тщательный анализ сложной ситуации. Должны быть изучены порядок семейной жизни, условия, житейская и бытовая обстановка, круг людей, школа и учителя, друзья, в общении с которыми формируется личность ребенка.
Должны быть выявлены также престижные потребности родителей: чего они требуют от ребенка, может или нет оправдать ребенок их надежды. Дело в том, что часть родителей видит будущее своего ребенка, исходя из своих престижных потребностей, не из действительных способностей ребенка, которые они не в силах реально оценить
Таким образом, требования, предъявляемые родителями ребенку, могут не иметь под собой реальной основы. Это может касаться, в частности, круга друзей, эстетического вкуса и т.д. В таких условиях родитель, обратившийся за помощью к специалистам, надеется получить советы, которые помогут ему подчинить ребенка. Анализ же обстоятельств ставит перед необходимостью как раз родителям изменить свои собственные престижные потребности, трезво оценить иллюзорность своих представлений о будущем ребенка и строить воспитательный процесс на реальной основе. Родителю, разумеется, будет трудно это принять.
Составной частью коррекции сложных педагогических ситуаций должно быть изучение психологических особенностей, качеств характера родителей при индивидуальной работе с ними. Нужно помочь родителям преодолеть неверные представления, в случае необходимости изменить некоторые свойства характера, особенности поведения, мешающие воспитанию ребенка, налаживанию нормальных взаимоотношений в семье.
Во время индивидуальной консультации родитель должен стать свидетелем и участником психолого-педагогического анализа сложной ситуации, сложившейся у него в семье, это поможет ему поверить в рекомендации, которые дает специалист.
Список использованной литературы
1. Педагогические и психологические игры.- Новосибирск, 2001.
2. Пинт А.О. Это вам, родители.- М., Знание, 2012.
3. Рой Харрисон. Проблемы, с которыми сталкиваются дети.- М., Протестант, 2006.
4. Семья: тысяча проблем воспитания.- Пермское книжное издательство, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных форм и методов в работе с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленьк...
«Интерактивные формы и методы работы с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении»
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства к...
"Методические рекомендации по применению форм и методов преодоления сложных педагогических ситуаций в семейном воспитании дошкольников".
Методические рекомендации по применению форм и методов преодоления сложных педагогических ситуаций в семейном воспитании дошкольников...
Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками....
« Формы и методы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» 2021г.
Формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников....
Педагогический совет в форме "устного журнала" «Россия – отчий дом» Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать в детско...
Наставничество в детском саду. Сложные педагогические ситуации в работе молодого педагога.
Очень многое зависит от того, как молодого педагога встретяс в детском саду. Оставят один на один сосвоими проблемими или помогут влиться в работу, в коллектив. Мы в нашем детском саду уделяем много в...