Доклад-презентация «Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников» (на республиканском семинаре: «Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду»)
презентация к уроку (средняя группа)

Долова Зарема Борисовна

«Патриотизм»- одна из главных опор общества и государства. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства.» В.В. Путин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-prezentatsiya_po_patriotich._vospit._word_2.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №2» г.п. Нарткала
Урванского муниципального района КБР

                                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                        Директор МКДОУ №2 г.п. Нарткала
                                                                                        __________________ А.Б. Нагацуева
                                                                                                     

                                                                                                                                                                                             

Доклад-презентация
«Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников»

(на республиканском семинаре: «Современные формы и методы патриотического воспитания в детском саду»)

                                                                     Подготовила и выступила:
                                                                      Долова З.Б. - воспитатель

                                             2023 год

СЛАЙД 1  «Патриотизм»- одна из главных опор общества и государства. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного, эффективного государства.» В.В. Путин

СЛАЙД  2  ДЕТСКИЙ САД - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни, а ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Поэтому, одним из важнейших наших направлений становится работа по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию.

СЛАЙД  3  Направления воспитания и ценности российского общества

Направления воспитания  и

Ценности российского общества

Патриотическое                                         Родина, природа.

Духовно-нравственное                              Жизнь, милосердие, добро.

Социальное                                                 Человек, семья, дружба, сотрудничество.

Познавательное                                           Познание.

Физическое и оздоровительное                  Здоровье, жизнь.

Трудовое                                                        Труд.

Этико-эстетическое                                        Культура и красота.

САЙТ  4  И мы ставим перед собой ЗАДАЧИ:
-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-Воспитание уважения к труду; -Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-Формирование элементарных знаний о правах человека;
-Расширение представлений о городах России;
-Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-Развитие чувства ответственности, гордости за достижения страны;
-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

САЙТ  5   Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми. Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям: 
1. Методическое сопровождение.
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями 
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя: 
1. Знакомство с родным городом, его историей.
2 . Знакомство с родным краем и Россией.
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, страны.

САЙТ  6  Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом и духовном воспитании, в своей работе мы должны использовать новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом и духовном воспитании, прежде всего, хочется подчеркнуть – это: -квест - игра, -интерактивная технология, -проектные технологии, -музейная педагогика, -тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.

САЙТ 7  Квест- технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

САЙТ  8  Технология интерактивного обучения - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач: – активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника; – развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха; – эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

САЙТ  9  Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.

САЙТ  10   На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Мини-музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы… Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических и духовных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

САЙТ  11   В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко активно используют ИКТ. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Традиционным в работе по нравственно- патриотическому и духовному воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:
 ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ – родовые характеристики, профессии, действия (иллюстрации, тематические папки, дидактические игры); 
СЕМЬЯ- подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи- заботливое отношение, совместные действия, фотоальбом «Моя семья»; 
ДОМ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ , - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
 
РЕБЕНОК И СВЕРСТНИКИ – подбор иллюстраций, тематические папки о детях- девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т.д.;
 
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей; ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «Хорошо – плохо», «Так можно делать, а так нельзя», этикет. 
МАТЕРИАЛ  ДЛЯ  ЗНАКОМСТВА  ДЕТЕЙ С «МАЛОЙ РОДИНОЙ» ( детским садом, близлежащими улицами, родным городом) –фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты- группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад. 
МАТЕРИАЛ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ – предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах. 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ФОЛЬКЛОРУ ( песни, потешки, сказки и т.д.) 
ИЛЛЮСТРАЦИИ С ЖИВОТНЫМИ НАШИХ ЛЕСОВ, картинки с характерными признаками времен года

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ:
 Семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики; 
МАТЕРИАЛ  ДЛЯ ЗНАКОМСТВА  ДЕТЕЙ С «МАЛОЙ РОДИНОЙ» - детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для населения. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир. 
МАТЕРИАЛ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства , различные макеты ( крестьянские избы, комнаты- горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ФОЛЬКЛОРУ – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д. 
ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ – флаг, герб. Портрет президента. 
ЭЛЕМЕНТЫ региональной  СИМВОЛИКИ – флаг, герб. 
ЭЛЕМЕНТЫ  ГОРОДСКОЙ  СИМВОЛИКИ-  герб города.
 
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЗАЩИТНИКАМИ ОТЕЧЕСТВА- подбор иллюстраций, тематические папки. 
ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, например открытки к 23февраля и т.д.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАРШЕМ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 
МОЯ СЕМЬЯ– семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему « Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево»; 
РОДНОЙ ГОРОД – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Промышленность города»; «Образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», « Архитектура», « Спорт», подбор литературы о городе (например, стихи), карта города, символика города (герб); 
МАКЕТЫ- (улица, архитектурные сооружения города); 
МОЙ КРАЙ – символика КБР, карта республики, материал, знакомящий детей со славой и достижениями республики (города ,чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство); 
РОДНАЯ СТРАНА– карта России , природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика страны, различные макеты ;
Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки ».
«Богатыри земли русской», « Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме, макеты ; 
ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ– иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», « Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме;

САЙТ  12   ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ФОЛЬКЛОРУ (сказки, былины, предания); ВЕЛИКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
 
НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ – глобус, детская карта мира. 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Формы работы с родителями по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию»

В духовно-нравственном и патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомл...

Сообщение "Формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию"

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина...

Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковСлайд 1. ТитульныйСлайд 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свое выступление я хочу начать словами Дмитрия Серг...

Выступление на педсовете "Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников"

Инновация – это создание и внедрение различного вида новшеств.Целью инноваций в содержании образования является повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения дете...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию. Описаны методы, способствующие развитию у детей чувства патриоти...