Консультация на тему: «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 77»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Консультация
на тему:
«Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
«Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
1 слайд
Актуальность темы: в ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка и является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
В условиях реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
2 слайд
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.
Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своейфантазии.
Существовала некогда пословица, что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить, готовясь, в детстве не живет.
3 слайд (мультфильм)
На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях –перестало работать.
4 слайд
Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время игр.
Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, игры В. Воскобовича.
5 слайд
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.
С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Игра, что может быть интересней и значимей для ребенка? Это и радость и познание и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
6 слайд
Игра – то жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом. Какие качества формируются у ребенка в процессе игры?
— Произвольное поведение, познавательные процессы. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
— В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
— В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям. Это важно для воспитания воли.
Условия успешного руководства игрой:
- умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искреннем интересом, без обидного снисхождения.
Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к детской выдумке, созданному ребенком образу.
7 слайд
Используя развивающие игры с детьми можно решить следующие задачи:
1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2. Развивать пространственные представления, логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
3. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
4. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.
5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
7. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
8 слайд
Принципы, заложенные в основу этих игр, становятся максимально
действенными, так как игра развивает психические процессы, внимание, память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в каждой игре ребенок всегда добивается какого-то предметного результата. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, которые играют по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости, они раноначинают читать.
Одним из эффективных средств, для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером.
9 слайд
Упражняясь с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если говорить о возможных вариантах использование палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой – меркой разных палочек и т.д.
Достаточно эффективным оказывается использование для выполнения диагностических заданий.
Современный динамично развивающийся мир, всеобщая компьютеризация заставляет нас педагогов по-другому смотреть на предшкольную подготовку детей.
Если мы желаем, чтобы ребенок уверенно вошел в завтрашнюю школьную жизнь и прошел успешно социальную адаптацию, необходимо в детском саду знакомить его с компьютерными играми. Правильно подобранные компьютерные игры с учетом возраста, направленности на новом уровне открывают детям доступ к мудрости, культуре и опыту человечества.
10 слайд
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интересе детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления.
11 слайд
Компьютерные игры способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцем на определенные клавиши, управлять «мышкой», что развивает мелкую моторику рук.
В заключение хочу сказать, что использование развивающих, нетрадиционных, дидактических и компьютерных игр показала, что это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребенка.
12 слайд
Важность детской игры: Через игру дети развивают необходимые жизненные навыки, они учатся взаимодействовать не только со своими ровесниками, но и взрослыми.
13 слайд
Что дошкольник получает от игры:
- Уменьшается чувство страха, беспокойства, раздражительность, стресс.
- Ребенок испытывает положительные эмоции, радость, от близости общения, у него повышается чувство собственного достоинства.
- В детских играх он учится оттачивать свое мастерство, не теряя собственного достоинства.
- Улучшается эмоциональная гибкость и открытость.
- Повышается спокойствие, устойчивость, он быстрее адаптируется.
- Снижается тактильная защита. Нет нужды драться, можно объяснить и договориться.
- Развивается чувство принятия различий.
- Увеличивается способность переживать, сострадать.
- Учится находить компромисс. Учится предлагать варианты и выбирать.
- Развивается модель отношения на основе принятия, а не исключений.
- Понимание модели отношений агрессор-жертва.
- Снижает порыв мести и необходимости самообороняться.
- Улучшает тактильные и невербальные навыки общения (жесты, прикосновения). Понимание эмоций других людей.
- Развивает внимание.
- Положительные эмоции повышают эффективность иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
- Устойчивость к стрессам, усталости, травмам и депрессии.
Слайды про игрушки…
25 слайд
Скоро наши воспитанники станут школьниками, и мы надеемся на благополучную адаптацию и социализацию их личности в условиях школы.
26 слайд Спасибо за вимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
Педсовет на тему «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»...
Родительское собрание на тему: " Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС"
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра....
Педсовет на тему: "Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
Методическая разработка для повышения компетентности педагогов ДОУ в данном вопросе...
Выступление на педсовете по теме "Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ"
Выступление на педсовете в дошкольном образовательном учреждении....
Консультация для педагогов : «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»
Консультация для педагогов : «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС»...
Выступление на Педагогическом Совете на тему «Развитие игровой деятельности, как основы социального развития ребенка в условиях ФГОС ДО»
В презентации отражается развитие игровой деятельности, как основы социальногго развития ребенка в условиях ФГОС ДО....
Консультация "Развитие игровой деятельности в условиях ФГОС ДО"
Игры - непременные спутники жизни детей в семье, в дошкольном учреждении. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие-ролевые, строительные, игры-...