воспитание и обучение через музейную педагогику
статья на тему
мини-музей созданные совместно педагогами и родителями для дошкольников ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz.ped_._microsoft_office_word.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41» Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Продуктивное творчество педагогов, родителей и детей»
Старший воспитатель:
Барановская Татьяна Петровна
г. Энгельс 2018 год
В нашу педагогическую практику прочно вошли мини-музеи для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?
Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – пожелания современных родителей. Создание мини-музеев побуждает ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.
Музейная педагогика имеет более обширные задачи:
- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;
- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.
На протяжении всего периода совместной работы, а это почти пять лет мы создаем в нашем ДОУ музейную среду в дошкольных образовательных учреждениях. Ранее это, как правило, были уголки и выставки репродукций. Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено.
Например, реализация экологических проектов, может помочь решению следующих педагогических задач дошкольного детства:
1) Знакомство и формирование первоначального понятия «история» через историю окружающей нас природы «Мир динозавров», через понятие «малая родина», «Река Волга»;
2) Развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;
3) Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;
Распределение тем непосредственной образовательной деятельности в сетке учебного плана остается на усмотрение педагога. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой образовательного учреждения.
Программа может состоять из нескольких блоков, каждый из которых состоит из подготовительной работы в группе, одного занятия или нескольких в каждом блоке, закрепления материала. Занятия могут проводиться в музее.
За истекший период в нашем ДОУ были созданы «мини-музей»:
«Что за чудо этот чай»
«Коровка – Буренка»
«Перелетные и зимующие птицы на реке Волга»
«Волга – великая русская река»
«Подводный мир»
«Я люблю свою лошадку»
«Планета динозавров»
«Дикие животные»
«Дадим вторую жизнь пластиковым бутылкам»
В марте прошел конкурс уголков природы во всех возрастных группах ДОУ, где педагоги поделились своими педагогическими наработками в практической деятельности, а это дневники наблюдений, красочные оформления мини огородов и рассады, уголки экспериментирования, коллажи, фотоальбомы. И вся эта работа вдохновила педагогов на создание мини-музеев связанных с тематикой экологии. Даже в группе раннего возраста был создан макет огорода, где дети могли наблюдать за изменениями в росте растений. Подготовлено много дидактических игр сделанных самостоятельно, муляжи и поделки совместно изготовили дети и родители.
Для расширения кругозора детей и закреплению их знаний сотрудниками ДОУ были организованны экскурсии детей в группы друг к другу. Свои полученные впечатления и знания, ребята охотно передавали другим. По итогам проведенных занятий можно провести выставки работ детей по различным темам.
Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.
Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности патриотического воспитания дошкольников через через музейную педагогику".
Музейная педагогика. для работы с воспитателями и родителями...
«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»
Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот пр...
Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...
Воспитание экологической культуры через музейную педагогику
В статье " Воспитание экологической культуры через музейную педагогику" описывается опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ЧУВСТВА ГОРДОСТИ ЗА МАЛУЮ РОДИНУ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ"
Данная презентация знакомит воспитанников детского сада с достопримечательностями посёлка в виде экскурсии в местный краеведческий музей.ребята знакомятся с дореволюционным прошлым посёлка,вспоминают ...
Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»
В нашем дошкольном учреждении имеется мини – музей «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...
«Духовно-нравственное воспитание детей через музейную педагогику, в различных образовательных областях»
Выступление на педсовете...