воспитание и обучение через музейную педагогику
статья на тему

Барановская Татьяна Петровна

мини-музей созданные совместно педагогами и родителями для дошкольников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.ped_._microsoft_office_word.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 41» Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Продуктивное творчество педагогов, родителей и детей»

Старший воспитатель:

Барановская Татьяна Петровна

г. Энгельс 2018 год

В нашу педагогическую практику прочно вошли мини-музеи для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – пожелания современных родителей. Создание мини-музеев побуждает ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.

Музейная педагогика имеет более обширные задачи:

- воспитание любви к родному краю, людям, заботящимся о его процветании;

- формирование самосознания, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

- возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

- освоение инновационных технологий, формирование профессиональной компетентности педагогов.

На протяжении всего периода совместной работы, а это почти пять лет мы создаем в нашем ДОУ музейную среду в дошкольных образовательных учреждениях. Ранее это, как правило, были уголки и выставки репродукций. Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено.

Например, реализация экологических проектов, может помочь решению следующих педагогических задач дошкольного детства:

1) Знакомство и формирование первоначального понятия «история» через историю окружающей нас природы «Мир динозавров», через понятие «малая родина», «Река Волга»;

2) Развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях;

3) Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию;

Распределение тем непосредственной образовательной деятельности в сетке учебного плана остается на усмотрение педагога. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой образовательного учреждения.

Программа может состоять из нескольких блоков, каждый из которых состоит из подготовительной работы в группе, одного занятия или нескольких в каждом блоке, закрепления материала. Занятия могут проводиться в музее.

        За истекший период в нашем ДОУ были созданы «мини-музей»:

«Что за чудо этот чай»

«Коровка – Буренка»

«Перелетные и зимующие птицы на реке Волга»

«Волга – великая русская река»

«Подводный мир»

«Я люблю свою лошадку»

«Планета динозавров»

«Дикие животные»

«Дадим вторую жизнь пластиковым бутылкам»

В марте прошел конкурс уголков природы во всех возрастных группах ДОУ, где педагоги поделились своими педагогическими наработками в практической деятельности, а это дневники наблюдений, красочные оформления мини огородов и рассады, уголки экспериментирования, коллажи, фотоальбомы. И вся эта работа вдохновила педагогов на создание мини-музеев связанных с тематикой экологии. Даже в группе раннего возраста был создан макет огорода, где дети могли наблюдать за изменениями в росте растений. Подготовлено много дидактических игр сделанных самостоятельно, муляжи и поделки совместно изготовили дети и родители.

Для расширения кругозора детей и закреплению их знаний сотрудниками ДОУ были организованны экскурсии детей в группы друг к другу. Свои полученные впечатления и знания, ребята охотно передавали другим. По итогам проведенных занятий можно провести выставки работ детей по различным темам.

Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности патриотического воспитания дошкольников через через музейную педагогику".

Музейная педагогика. для работы с воспитателями и родителями...

«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот пр...

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Исаевой Флоры Вялиулловны по теме "Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста через музейную педагогику"

Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, спос...

Воспитание экологической культуры через музейную педагогику

В статье " Воспитание экологической культуры через музейную педагогику" описывается опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ЧУВСТВА ГОРДОСТИ ЗА МАЛУЮ РОДИНУ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ"

Данная презентация знакомит воспитанников детского сада с достопримечательностями посёлка в виде экскурсии в местный краеведческий музей.ребята знакомятся с дореволюционным прошлым посёлка,вспоминают ...

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...