Цикл занятий по духовно - нравственному воспитанию
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему:
«Семья и семейные ценности».
Цель: формирование ценностных ориентаций детей.
Задачи:
Обучающие:
1. формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге;
2.Формировать представление о составе семьи; расширять и закреплять представления о родственных отношениях;
3.Совершенствовать умение составлять рассказ о себе и своей семье, называя свою фамилию; имена и отчества родителей.
Развивающие:
- Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление; память, внимание;
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
• Знакомство и разучивание пословиц о семье;
• Разучивание и повторение стихотворений и потешек о семье «Наша доченька», «Ладушки-ладушки», «Расти коса до пояса…», «Из-за леса, из-за гор…», Е.Благинина «Посидим в тишине», «Мамины помощники», «Наш дедушка», «Бабушкина забота», И. Косяков «Мама», Н. Саконская «О маме» и др.;
• Беседа с детьми о семье;
• Выставка рисунков «Моя семья», изготовление альбома «Моя любимая семья»;
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная.
ХОД НОД.
1.Организационный момент.
Дети проходят в группу и присаживаются в кружочек на ковре.
Воспитатель: Дети, приготовьте свои руки, теперь прикоснитесь другу к другу ладошками. Почувствовали, какие у вас тёплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым сегодня наше общение. Ребята, сейчас я вам расскажу стихотворение, а вы мне расскажите о чём оно (воспитатель читает завораживающим голосом).
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Воспитатель: О чём моё стихотворение?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать с вами? (О семье.)
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое семья, кого можно назвать семьей? (Рассуждения детей.) Семья – это самые близкие и любимые люди, которые заботятся друг о друге. Семьи есть разные, маленькие и большие.
(слайд№1)
Давайте перечислим всех членов семьи.
Я предлагаю поиграть в игру «Ты мне кто?»
Кто нам брат, кто нам друг,
Становись скорее в круг.
Воспитатель- водящий встаёт в середину круга и называет себя одним из членов семьи, например, «Я твоя мама, а ты мне кто?» дочка. Воспитатель подводит итог.
Дети, а для чего нам нужна семья? (ответы детей)
Я предлагаю вам поселить вместе тех людей, которые являются самыми важными для вас. Игра «Создай семью» (игра носит аспект диагностики внутрисемейных отношений). Дети по личному выбору распределяют картинки.
(слайд №2)
Воспитатель: У каждой семьи есть свой дом. Давайте и мы с вами построим дома для своих семей (дети строят дома из плоскостных геометрических фигур). Какие замечательные дома у вас получились. Молодцы! Ребята, а кто хочет рассказать нам, о своей семье? Что делает мама, что делает папа? Кто еще живёт в ваших домах?
(слайд №3, 4)
(Рассказы детей.)
Воспитатель: Как же много забот у ваших родителей. Когда они только все успевают? Я предлагаю отдохнуть. Динамическая пауза «Мамины и папины дела».
Дети встают в круг, звучит ритмическая, веселая музыка, воспитатель называет мамины и папины дела. Мальчики изображают папины, а девочки мамины.
Воспитатель: Ребята, ваши близкие целый день трудятся, устают, но когда наступает вечер, наступают те драгоценные часы, минуты, когда вся семья собирается у домашнего очага.
Я приглашаю вас пройти к камину и зажечь домашний очаг. (Дети и педагог подходят к камину, садятся на диван, зажигают фонарь.)
(слайд №5)
Игра «Огонь волшебный...»
Воспитатель:
Огонь волшебный и могучий,
Развей над нами злые тучи,
Сердца детишек обогрей,
Заворожи нас поскорей.
(Дети вспоминают самые смешные, веселые события, происходившие в их семьях.)
Воспитатель: Ребята, а кто хочет нам рассказать, как вы проводите вечера дома вместе с родителями, чем занимаетесь?
(слайд №6)
Воспитатель: У меня в руках мягкий клубочек. Передавая его по кругу, назовите по очереди все ласковые имена, которыми называют вас дома.
(Передавая клубочек, дети называют свои ласковые имена.)
Воспитатель: Замечательные и такие добрые имена! А как вы называете своих родителей? (ответы детей). Есть такая пословица: «Когда семья вместе, так и душа на месте». Как вы ее понимаете? (Ответы и рассуждения детей.)
Воспитатель: Ребята, 8 июля в нашей стране отмечают праздник «День семьи, любви и верности». В этот день принято поздравлять те семьи, которые прожили вместе долгую, счастливую, семейную жизнь. Символ этого праздника - ромашка. Я вам тоже хочу подарить ромашки, как символ семьи и любви. Самое ценное в жизни - это любимые и близкие люди.
(слайд №7)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему:
«Семейные традиции в Древней Руси»
Цель: Познакомить с семейными ценностями древней Руси.
Задачи:
Обучающие
1.Расширить представления детей об укладе семейной жизни славян, их семейных традициях.
2.Познакомить с особенностями их быта и воспитания детей.
3.Пополнение словарного запаса детей.
Воспитательные
1.Воспитывать любовь и уважение к семье, старшему поколению.
2.Воспитывать уважение к традициям своих предков.
Развивающие
1.Развивать интерес к истории своего народа.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок
Обсуждение поговорок и пословиц о семье.
Рассматривание иллюстраций: «Славянская семья», «Русская изба и её быт», «Ремесла древних славян» и др.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая
Ход НОД:
Вводная часть
В-ль: Ребята, скажите , пожалуйста , что такое семья? (ответы детей).У всех вас семьи разные и в каждой семье свои правила: как трудиться, как помогать друг другу, как воспитывать детей, как отдыхать ,как отмечать праздники и т. Д. У каждой семьи есть дом.
(слайд №1)
Ребята, посмотрите на этот дом, он похож на дома, в которых вы живёте со своими мамами и папами? (ответы детей)
Таких домов сейчас нет, так жили люди в Древней Руси. Их дома очень отличаются от современных, а хотели бы вы узнать, какие у них были семейные традиции и обычаи? (ответы детей)
(слайд №2)
Семьи в Древней Руси были большие и дружные. В каждой семье было много детей (5,10 и более). Бабушки и дедушки жили вместе с молодой семьей и передавали им свой опыт.
Главой семьи был отец, его уважали и во всём слушали. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство.
(слайд №3)
С малых лет детей воспитывали в строгости, приучали почитать и уважать старших. Маленькие дети помогали вести хозяйство. С 6-7 лет выполняли всю работу наравне со взрослыми: работали в поле, пасли скот, ловили рыбу, носили воду, ходили в лес.
В-ль: Ребята, а вы помогаете своим родителям? Давайте поиграем в игру «Я помощник» (Дети садятся в круг и, передавая друг другу клубочек, называют, как они помогают дома). Я вижу, что вы тоже все хорошие помощники. Давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о труде? (ответы детей)
(слайд №4)
Все предметы в избе были сделаны своими руками, поэтому отец с детства обучал сыновей разным ремеслам: плести лапти, делать посуду, мастерить мебель и домашнюю утварь. Мать учила дочерей шить, вышивать, ткать, прясть и готовить еду.
В-ль: Я предлагаю поиграть в игру «Как называется этот предмет и для чего нужен?» (На столе лежат карточки с изображением предметов быта: ухват, прялка, скалка, кринка, туесок, сечка, чугун.)
В-ль: подводит итог игры. В старину все делали руками, а сейчас появилась бытовая техника, которая облегчила труд. «Игра найди пару».
Воспитатель подводит итог игры.
(слайд №5)
Приём пищи у наших предков считался святым делом. Стол накрывали белой скатертью, и во главу стола садился отец. За столом нельзя было вертеться, спорить, смеяться. Особенно почтенно относились к хлебу и соль.
(слайд №6)
Хлеб и соль стали символом русского гостеприимства. Уходя из дома, хозяин не закрывал дверь, а оставлял на столе еду для гостя.
(слайд №7)
Славяне огромное внимание уделяли бережному отношению к природе, особенно к земле.
Ребята, как вы думаете, почему они так трепетно относились к земле? (ответы детей)
Земля была их кормилицей и давала им урожай.
(слайд №8)
Русский народ умел не только трудиться, но и отдыхать. Люди тщательно готовились к большим праздникам: мыли избы, наряжались, пекли пироги, приглашали гостей, а на счастье дарили друг другу обереги.
(слайд №9)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мала пчелка, да и та работает. Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Маленькое дело лучше большого безделья. Больше дела, меньше слов.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по духовно – нравственному
воспитанию в подготовительной группе
на тему «Современные семейные традиции».
Цель: Показать ценность семейных традиций в современной семье.
Задачи
Обучающие:
- раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
- формировать навыки ответственного поведения в семье;
Развивающие:
- развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
- развивать творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;
Предварительная работа: домашнее задание: рисунок на тему «Традиции нашей семьи», беседа с детьми на тему «Праздники в нашей семье», «Как мы проводим выходные».
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательная, восприятие художественной литературы, игровая.
Ход НОД:
1.
Воспитатель приветствует детей, читает стихотворение
(слайд №1)
Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
2.
О чём это стихотворение? (ответы детей)
Вот какое правило в этой семье – пить по воскресеньям чай с блинами, всем это приносит радость. А можно ли его назвать семейной традицией? (ответы детей) Что такое семейные традиции? (ответы детей)
Традиции – это правила, которые принято соблюдать в семье: вместе ужинать, ходить в походы, украшать дом к празднику, печь пироги, ходить в лес и многие другие. Какие ещё могут быть семейные традиции?
(слайд №2)
Воспитатель: А почему ребята их назвали «семейными»? (потому, что их придумали в семье, и все члены семьи соблюдают свои традиции, им это приносит радость). Ребята, а для чего нужны семейные традиции? (ответы детей)
(слайд №3)
Ребята, а вы любите, когда вся семья собирается вместе?
Посмотрите на ваши рисунки, которые вы нарисовали вместе с вашими родителями и расскажите, как вы проводите вместе время. (рассказы детей).
(слайд №4)
Молодцы. Воспитатель подводит итог беседы.
Я предлагаю отдохнуть и собраться в поход.
(слайд №5)
Игра «Что возьму в поход?» (две команды собирают вещи в рюкзак, выбирают нужные предметы).
Воспитатель подводит итог игры.
Молодцы, дети, в поход отлично собрались, настоящие туристы.
3.
Дети, вы сегодня много узнали о семейных традициях, но в каждой семье есть свои. Давайте нарисуем символ своей семьи, это какой-то значок, который покажет, что любят в вашей семье.
(слайд №6)
(дети рисуют фломастерами)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
традиции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-250571-1489859256.jpg)
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной веры из цикла «Православные праздники» - "Рождество Христово"
Конспект занятия "Рождество Христово" для детей обычных невоцерковленных семей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-250571-1489859256.jpg)
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с изучением основ православной веры из цикла «Православные праздники» - "Крещение Господне"
Конспект занятия для детей из обычных невоцерковленных семей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/22/picture-855311-1479833017.jpg)
Разработка занятия по духовно- нравственному воспитанию в средней группе. Из цикла «Читаем детям о войне».
Знакомить детей с произведениями о войне. Вызвать чувство уважения и гордости за защитников Отечества....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/22/picture-855311-1479833017.jpg)
Разработка занятия по духовно- нравственному воспитанию в средней группе. Из цикла «Читаем детям о войне».
Познавательный м-л о ВОВ. Знакомство с произведением Е. Благининой "Шинель"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/22/picture-855311-1479833017.jpg)
Разработка занятия по духовно- нравственному воспитанию в средней группе. Из цикла «Читаем детям о войне»."О чём рассказал старый альбом?"
формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Воспитать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных и...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»
Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/07/picture-1536211-1728325179.jpg)
Цикл занятий по духовно - нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Доброта и доброжелательность"
Цикл занятий по духовно - нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Доброта и доброжелательность"Содержание:1.Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию с ...