Адаптация детей с ОВЗ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Адаптация детей с ОВЗ
Развитие ребенка, становление его личности невозможно без включения в социум и развития способности адекватно взаимодействовать в нем. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и слабовидящие дети, зачастую лишены полноценного контакта со сверстниками, круг взрослых, их окружающих, заметно уже, чем у здоровых сверстников. Подобная изоляция приводит к тому, что в определенный момент ребенок оказывается неспособным полноценно общаться. Дефицит общения, узкий круг контактов являются причиной несформированности коммуникативных навыков, способствует развитию у ребенка неадекватных представлений о самом себе и своем месте в мире и как следствие, возникают трудности и в обучении. Поэтому включение ребенка с ОВЗ (слабовидящих) в среду здоровых детей может быть затруднено. Начало активного социального взаимодействия является кризисным моментом в жизни любого человека, и от того, каким будет этот опыт, зависит успешность будущей социализации. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, направленного на развитие коммуникативной деятельности ребенка, является необходимым. Коррекционная программа является актуальной, практически значимой в работе со слабовидящими детьми. Цель : оптимизация социальной адаптации и интеграции слабовидящих обучающихся посредством развития коммуникативной деятельности.
Дидактическая игра для слабовидящих детей
Слабовидящие дети воспринимают мир несколько иначе, чем люди с обычно развитым зрением. Окружающая их действительность выглядит гораздо более бледной и обедненной игрой цвета. «Картинки» из жизни предстают им преимущественно в серых и в черно-белых тонах, а представления о сенсорных эталонах — о цвете, величине и форме предметов — формируются в замедленном темпе.
Однако способность слабовидящих детей различать черное и белое может сослужить хорошую службу в коррекционной работе с ними и стать фундаментом в формировании сенсорных представлений.
«Черное на белом, белое на черном»
Игра включает 14 двусторонних карточек — семь карточек с черным фоном и белым контурным изображением животного и семь карточек с белым фоном и черным контурным изображением животного. На одной стороне каждой карточки изображено домашнее животное, на другой — дикое. В игру также входят две «сводные» карты — с изображениями домашних и диких животных.
С помощью этих карт можно учить детей узнавать животных по их силуэтам и классифицировать животных по признаку «домашнее — дикое». Можно использовать карточки на занятиях по знакомству с окружающим миром, по математике и развитию речи.
Карточки можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и в групповой, если набор карточек будет у каждого ребенка.
Варианты заданий
1. Ребенок получает набор черных карточек. Нужно перевернуть их той стороной, на которой изображены домашние животные. Подобное задание выполняется и с белыми карточками.
2. Ребенок имеет два набора карточек. Карточки развернуты к нему той стороной, на которой изображены домашние животные. Для каждой черной карточки нужно найти белую «пару» и положить их рядом друг с другом. Аналогичное задание выполняется с изображениями диких животных.
3. Перед ребенком — «сводная» карта с изображением домашних животных и набор контурных изображений на черном фоне. Маленькие карточки раскладываются вокруг сводной карты. С помощью ниток или веревочек ребенок соединяет изображение на маленькой карточке с его парой на сводной карте. Затем можно повторить упражнение, используя маленькие карточки с изображениями животных на белом фоне. Аналогично дети работают с наборами карточек диких животных.
«Цветные таблички»
Вам нужны коробки с несколькими пар табличек разных цветов и оттенков. Ребенок подбирает одинаковые по цвету таблички.
«Цилиндры и блоки с углублениями»
4 блока с углублениями, чтобы можно было туда вставлять и вынимать цилиндры. Цилиндры различаются по высоте и диаметру. Подбирая подходящие цилиндры, нужно ориентироваться на размер (высокий - низкий, толстый - тонкий, большой - маленький и т.д.) и соответствия цилиндра и углубления (глубокий - мелкий, широкий - узкий и т.д.).
«Тактильные дорожки»
Назначение: для активизации психических процессов у детей дошкольного возраста: мышления, внимания, воображения, восприятия.
«Догони колокольчик»
Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Инструкция: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.
«На ощупь»
Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.
Количество игроков-5-10 человек.
Инструкция: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.
«Где стереть?»
Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.
Количество игроков-4-10 человек.
Инструкция: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности , и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.).Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....