дополнительная рабочая программа по музицированию для старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему
Данная программа предназначена для занятий музицированием со старшими дошкольниками. Цель программы - игровое, творческое развитие потенциала ребёнка, его природной музыкальности, развитие способности к самовыражению как условие дальнейшей успешной самореализации в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_programma_po_muzitsirovaniyu.docx | 42.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Звоночек» города Белово»
Принят: на педагогическом совете МБДОУ детский сад №26 города Белово Протокол№____ «____»__________________2017г. | Утверждаю: заведующий МБДОУ детского сада №26 _____________________________ Е. М. Головачева Приказ№_____ «____»_________________2017г. |
Дополнительная образовательная программа
по музицированию для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: музыкальный руководитель Ямпольская Т.А. |
Г. Белово, 2017
Пояснительная записка
Современная музыкально-педагогическая практика, стремясь отвечать актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям воспитанников, всё чаще обращается к формам творческого музыкального общения, представляющим сегодня особую ценность и интерес. Сегодня, опираясь на данные отечественных и зарубежных исследователей, можно говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального воспитания, в процессе которого важно открыть каждому ребёнку свою дорогу в музыку и с её помощью запустить развитие тех потенциальных способностей детей, которые не смогут пробудить никакие другие средства педагогического воздействия.
Установлено, что занятия музицированием вовлекают в комплексную работу все отделы мозга ребёнка, обеспечивая развитие сенсорики, эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память.
ФГОС предполагает развитие самостоятельности и активности ребёнка, а достигнуть этой цели можно и нужно посредством музыки. «Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит – активен весь человек».
Цель данной программы - игровое, творческое развитие личностного потенциала ребёнка, его природной музыкальности, развитие способности к самовыражению как условие дальнейшей успешной самореализации в жизни.
Задачи программы:
1.Формировать у детей основные представления о музыкальном искусстве.
2.Развивать речь детей (с помощью ритма и речевого музицирования).
3.Развивать у детей нравственно-коммуникативные качества.
4.Развивать музыкально-творческую деятельность.
5.Воспитывать у детей интерес и любвь к музицированию.
Программа будет реализована в течение двух лет. Реализация настоящей программы предполагает организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов. Важным условием успешной реализации программы является создание развивающей среды: наличие качественных музыкальных инструментов в достаточном количестве. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Доступность инструмента и то, что ребёнок может самостоятельно извлекать из него звуки станет фактом педагогического успеха. Отбор высокохудожественной музыки, обращение к детскому фольклору разных стран, специально оборудованное пространство для организации образовательных ситуаций.
Требования к педагогу:
1.Педагог должен быть готов к творческому сотрудничеству с детьми, их родителями и педагогами.
2.Как педагог-музыкант – профессионально компетентен.
3.С профессионально-личностной ориентацией на достижение программных целей и результатов.
4.Обладать знаниями психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.
5. Осознавать свою миссию и понимание значимости своей профессии.
Взаимодействие с воспитанниками, осуществляемое в процессе организованной образовательной деятельности, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую форму работы. Основа организации педпроцесса – игровые сюжеты, сюрпризы, импровизация с использованием разных видов музыкально-художественной деятельности.
Режим занятий по музицированию: 2 раза в неделю по 10 минут во время музыкального занятия и 1 раз в неделю по 30 минут, в том числе развлечения, праздничные утренники, выполнение творческих заданий дома с родителями.
Ожидаемые результаты: дети 5-7 лет
- Исполняют в детском оркестре произведения различных жанров и направлений: фольклор народов мира, танцы народов мира, современную танцевальную музыку;
- Контролируют слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;
- Выполняют небольшие творческие задания в группах;
- Имеют хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильной доли;
- Самостоятельно организуют музицирование пьес в двухчастной форме, могут распределить партии инструментов и роли;
- Используют шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок.
- Музицируют экспромтом, могут подстроится к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;
- Самостоятельно придумывают аранжировку музыкального сопровождения танца с использованием самодельных шумовых инструментов.
Методологической основой программы явилось соединение музыкально-творческой педагогики К. Орфа с методикой Т.Э. Тютюнниковой, а так же элементы ритмического сольфеджио Э. Жак-Далькроза.
Краткий анонс инструментария: процесс музицирования можно считать эффективными, если:
1.Удалось создать атмосферу радостного общения и гармоничного мироощущения всех участников музицирования;
2.Дети активно участвовали в творческом музицировании, предлагали собственные идеи;
3. Удалось избежать манипулирования детьми и осуществить задачи образовательной ситуации.
Учебно-тематический план
Перечень разделов программы | Количество часов | Вид занятий | Форма проведения |
Элементы музыкальных знаний | 6 | теоретическое | НОД |
Песни-ритмы | 6 | практическое | НОД |
Активное слушание | 6 | практическое | НОД |
Речевое музицирование | 6 | практическое | НОД, развлечения |
Игра в оркестре | 6 | практическое | НОД, праздники, развлечения |
Импровизации | 6 | практическое | НОД, праздники, развлечения |
Итого | 36 |
Содержание тем учебного курса
- Элементы музыкальных знаний.
Знакомство с длительностями, с паузой, трезвучием, с оттенками динамики( p, pp, f, ff, mf, mp),музыкальными терминами: тембр, крещендо и диминуэндо, мажор и минор, аккомпанемент, тутти, соло, дуэт, трио, квартет, квинтет; приёмами игры на инструментах: стаккато, глиссандо. Исследовать различные качества звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий). Изучать сочетания тембров по типу сходства и различия.
- Песни – ритмы.
Петь песни с аккомпанементом на тонике и тонической квинте. Сопровождать речевые упражнения и пение одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон). Развивать возможности голоса в речевых упражнениях. Импровизировать голосом мелодические линии как движение по звуковысотной шкале. Уметь вокализовать бытовую речь. Использовать слова как основу для «извлечения» из их ритма и составление ритмических цепочек ( прохлопывание одновременно со скандированием). Целенаправленно развивать чувство ритма как ведущий компонент музыкальности (ритмические рисунки, ощущение длины фразы).
- Активное слушание.
Слушать музыку, двигаясь и подстраиваясь телом под её звучание, выбирать инструменты в соответствии с тембром и характером музыки. Уметь импровизировать движения музыки, сидя и стоя (используя звуковые жесты). Разыгрывать сюжетные и танцевальные пьесы. Телесно-двигательное и слуховое освоение трёхдольности в музыке.
- Речевое музицирование.
Использовать словесную поддержку ритма, проговаривая слова. Исполнять речевые упражнения и небольшие пьесы на фоне метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофоны). Импровизировать мелодию на заданный текст. Выразительно «танцевать» стихи, декламируя и двигаясь одновременно. Исполнять ритмический канон (шумовые инструменты, звучащие жесты).
- Игра в оркестре.
Ориентироваться в обычном звукоряде ксилофона (вверх, вниз). Исследовать способы игры на шумовых инструментах и ксилофоне в играх звуками. Разучить и исполнить на детских праздниках 2-3 произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Исполнить одну озвученную сказку и несколько озвученных стихотворений.
- Импровизации.
Импровизировать цепочкой ритмические мотивы на фоне ритмической музыки (живое звучание или запись). Импровизировать ритмические пьесы в форме рондо (тутти и соло). Использовать шумовые инструменты для самостоятельных аранжировок танцевальной музыки. Учиться брать на себя роль дирижёра музицированием. Меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие. Спонтанно импровизировать в парах: ксилофон плюс шумовой инструмент одновременно.
Планируемые результаты освоения программы
Объективная оценка образовательного процесса и его результата может быть реализована на основе системы наблюдения за проявлениями детей в различных образовательных ситуациях.
Показатели диагностики процесса музыкально-творческой деятельности с детьми описаны в виде ситуаций, которые могли бы характеризовать её как успешную. В этой связи педагогический процесс можно считать эффективным, если:
- Совместное музицирование доставило всем воодушевляющее удовлетворение.
- Дети активно участвовали в творческом музицировании, предлагали собственные идеи, что обогатило содержание деятельности и способствовало достижению нового качества совместной творческой работы.
В результате диагностики педагог может выявить:
1.Музыкально и творчески одарённых детей, которых можно рекомендовать к дальнейшему специальному обучению музыке;
2.Воспитанников, у которых наблюдаются проблемы эмоционального и музыкального развития, что может быть связано с наличием проблем со здоровьем.
При высоком уровне достижений планируемых результатов ребёнок:
- Умеет подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером музыкального произведения;
- Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения;
- Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
- Проявляет выраженное желание и инициативу в музыкальной творческой деятельности.
При среднем уровне достижений планируемых результатов ребёнок:
- Затрудняется подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером музыки;
- Слабо воспроизводит ритмический рисунок в заданном темпе, слабо слышит и выделяет сильную долю в хлопках, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях;
- Желание и инициативу в музыкально-творческой деятельности проявляет вяло;
- Плохо способен к произвольному и слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения.
При низком уровне достижений планируемых результатов ребёнок:
- Не может подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером музыки;
- Не способен к произвольному и слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения;
- Не проявляет желание и инициативу в музыкально-творческой деятельности;
- Не может правильно воспроизвести ритмический рисунок в заданном темпе, не слышит и не выделяет сильную долю в хлопках, игре на музыкальных инструментах.
Карта диагностики уровня развития музыкально-творческих способностей у ребёнка старшего дошкольного возраста.
Ф. И. ребёнка | Степень выраженности показателя | |||
№п | Показатель развития | Ярко выражен (2 балла) | Слабо выражен (1 балл) | Не выражен (0 баллов) |
1 | Проявляет выраженное желание и инициативу в музицировании | |||
2 | Точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. | |||
3 | Способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции собственного исполнения (в пении, движении, игре на инструментах) | |||
4 | Умеет подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером музыки | |||
Итого |
Диагностический инструментарий
- «Ритмическое кино» - игра на отображение короткого ритмического рисунка
- Чтение ритмов по карточкам(четверти, восьмые и паузы) с проговариванием ритмослогов вслух.
С помощью игровых песенок «Энзы-бензы», «Ледышки», «Ора-ора», «Кто взял ключи от буфета?» можно проследить работу над чувством ритма: устойчивый метр, умение выделять сильную долю, умение повторять «Эхо» более сложные ритмы, способность держать ритм остинато.
Примерный репертуар для музицирования с инструментами: «Марш кузнечиков» С. Слонимского, «Волшебные колокольчики» В. Моцарта, «Турецкое рондо» - фрагмент, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Вальс петушков» И. Стребогга, «Танец Анитры – фрагмент Э. Григ, «Трик-трак» И. Штрауса.
Используя данный музыкальный материал и главный методический приём наблюдение можно диагностировать у детей:
- Желание самостоятельно музицировать вне занятий
- Умение играть в небольших ансамблях, меняясь инструментами и партиями.
- Способность к музицированию экспромтом.
- Умение выбирать средства для создания более сложных образов, например «Разговор бродячего пса и кошки».
Информационно-методическое обеспечение
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы по музицированию можно использовать следующие методические и учебные пособия:
- Программу «Музыкальное развитие детей 2 – 7 лет» И.Г.Галянт.
- Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
- Комплект пособий по элементарному музицированию Т.Э. Тютюнниковой:
- Материалы семинара №1 «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»;
- Материалы семинара №2
- «Веселая шарманка» шумовой оркестр для детей
- «Видеть музыку и танцевать стихи» творческое музицирование, импровизация и законы бытия.
- Видео материалы Т. Тютюнниковой.
- Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» с двусторонними карточками «мажор-минор».
- Набор шумовых инструментов: маракасы, тон-блоки, коробочки, бубенчики, музыкальные молоточки, бубны, колокольчики, клавесы, барабаны, ксилофоны, металлофоны, палочки, самодельные щипковые инструменты и др.
- Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти» А. И. Бурениной, Т. Э. Тютюнниковой.
Приложение
Ритм в стихах.
Храбрый воробей
Дети стоят в кругу
Чики-рики, чик-чирик! Хлопать в ладоши
Воробьишка с ветки – прыг! На слово прыг высоко подпрыгнуть
Воробей, воробей, по три притопа с поворотами
Во дворе он всех храбрей! Кружиться на топающем шаге
-- Берегись, крадётся кошка! Шаг на месте, «коготки»
- Подразню её немножко, грозить пальцем кошке
А потом – на ветку вмиг… лёгкий бег на месте
Прыг! Прыжок на двух ногах.
А. Данилевская
Почему краснеет нос?
- Почему краснеет нос? Тихонько постучать себя по носу.
- Знать на улице мороз! Скрестить руки и постучать по плечам.
- Почему устали ноги? Покачаться с ноги на ногу.
- Много бегал по дороге! Побегать на месте.
- Почему так много пыли? Ударять ладонями по бёдрам.
- Значит, вытереть забыли! «Вытирать ноги о коврик»
- Почему короткий день? Развести руки в стороны, удивиться.
- Встать пораньше было лень! Поднять руки вверх, потянуться, «позевать», сделать вдох.
И. Демьянов
Кокли-чмокли
Предложить детям самим придумать движения к стихотворению.
Кокли-чмокли
Кокли-чмокли
У тебя глаза намокли.
Если долго будешь плакать
То лягушкой станешь квакать.
В. Данько.
Ритмические игры
Игра с бубном
Пере-звоны, пере-клики,
Пере-стуки, пере-бряк!
Бубен, бубен, пре-великий
Ты шутник и весельчак!
Э. Огнецвет
Под музыку дети играют на бубнах и танцуют, но как только музыка остановится, дети замирают в разных позах. Ведущий проходит мимо детей и играет на бубнах ребят, проговаривая этот стих.
Игра с палочками
Дети сидят на полу, палочки лежат перед ребёнком. На счет «раз-два» взять палочки в руки, на «три-четыре» положить их перед соседом справа. Повторять движение под музыку.
«Дедушка-молчок»
1.Чики-чики-чики-чок! (стучать поочерёдно правой-левой палочками по полу.)
2. Кто ты, дедушка-молчок? (стучать палочкой о палочку)
3. Может, ты Боровичок? (стучать шляпками палочек при их горизонтальном положении.)
4. Или ты Лесовичок? (приставить палочки к голове.)
5. Только лес шуршит: шу-шу (перекатывать палочки в ладонях.)
6. Только лес шумит: ша-ша (стучать основанием палочек при их вертикальном положении.)
7. Только лес поёт :ши-ши (стучать шляпками палочек при их горизонтальном положении.)
8. Спать пора вам, малыши (перекатывать палочки ладонями на полу.)
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел дождик погулять (стучать палочкой о палочку.)
И пошёл на тонких ножках
Он в резиновых сапожках (стучать поочерёдно левой-правой палочкой по полу.)
По дорожкам топ-топ (стучат одновременно двумя палочками по полу.)
По асфальту шлёп-шлёп! (стучать одновременно двумя палочками по коленям)
И по (стукнуть палочкой о палочку)
Лужам (стукнуть одновременно двумя палочками по полу)
Прыг (стукнуть палочкой о палочку)
Скок! (стукнуть одновременно двумя палочками по полу)
И умчался наутёк! («шагать» палочками перед собой по полу).
«Пельмешки»
Ручки помыли (перекатывать палочки в ладонях)
Тесто замесили (катать палочки по полу ладонями)
Будем без спешки кушать пельмешки (стучать поочерёдно правой-левой палочкой по полу)
Слышишь, баба? (стучать палочкой о палочку)
Слышишь, дед? ( Стучать одновременно двумя палочками по полу)
Приходите на обед! (стучать основаниями палочек при их горизонтальном положении.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматёнок" для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Программа по обучению детей игре в шахматы в ДОУ....
Дополнительная образовательная программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка. Программа «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста разработана с учетом Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ&ra...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...
Ведение дополнительного образования. Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" (старший дошкольный возраст).
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" 2021/2022 у.г...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "КРАЕВЕДЕНИЕ" для детей старшего дошкольного возраста
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РОББОмышь» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Личность формируется и развивается в процессе деятельност...