Обобщение опыта работы.
учебно-методический материал на тему

Феклистова Мария Васильевна

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста по теме "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:


Обобщение опыта работы по теме:

  «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольника»

Автор опыта: Феклистова Мария Васильевна, Свердловская обл., г. Нижняя Тура,

воспитатель МАДОУ д/с «Чайка», 1 квалификационная категория.

Образовательный процесс дошкольного учреждения осуществляется по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»  издательство Москва «Мозаика-Синтез», 2011.

Меня  заинтересовала данная проблема, так как именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей.

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности речевого развития. Я проверила умение детей отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения; умение рассматривать игрушки и сюжетные картинки; отслеживали, использует ли ребёнок все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. Данные показали, что у 23% детей - низкий уровень, 51% - средний, 26% детей имеют высокий уровень.

Исходя из результатов мониторинга,  пришла к выводу, что необходимо подобрать такие формы и методы обучения, которые будут целенаправленно стимулировать речевую и двигательную активность, влиять на коррекцию речевого развития.

Чем разнообразнее формы работы с ребёнком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его речевом развитии. Поэтому, по моему мнению , при организации комплексного воздействия на речь и личность ребёнка в целом целесообразно использовать такой эффективный метод, как сюжетно-ролевые игры.

Актуальность опыта

Овладение родным языком – важнейшее условие для социализации, психического и личностного развития ребенка. Но речь лишь тогда полноценное средство общения, когда сформированы или скорригированы все ее структурные компоненты. Благодаря постепенному освоению родного языка ребенок формирует межличностные отношения, расширяет эмоциональные проявления, успешнее развивает положительные качества личности.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания между предметами и явлениями позволит игра. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в жизни ребенка занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

 В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.

Справедливы слова об игре как «серьезной форме учения». Без игры ребенку «нечего делать». Ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Сюжетно – ролевая игра - лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль занимает игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать свои действия.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед воспитателями актуальную цель овладения речью как средством общения и культуры. Обогащение словаря, развитие фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, - это задачи, которые к концу дошкольного возраста необходимо решить, чтобы подготовить ребенка к успешному обучению в школе.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Именно поэтому я выбрала тему : «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников».

Наряду с этим в массовой педагогической практике возникают следующие противоречия:

- между новыми психологическими возможностями ребенка и сложившимися

стереотипами деятельности и речи;

- между необходимостью формирования речевой активности дошкольников и

низкой эффективностью используемых методов и приемов работы, которые не

соответствуют психологическим особенностям и потребностям современного ребенка;

- между необходимостью повышения эффективности работы по развитию речи детей дошкольного возраста и отсутствием действенного механизма для её реализации в сюжетно-ролевых играх.

Содержание опыта работы по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников» поможет преодолеть вышеназванные противоречия.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития речи дошкольников через сюжетно-ролевые игры.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течение четырех лет поэтапно.

1 этап – начальный (констатирующий) .

На начальном этапе была обнаружена проблема, сформулирована тема работы, подобрана и изучена методическая литература, подобран диагностический материал и выявлен уровень сформированности речи дошкольников.

2 этап – основной .

На формирующем этапе была изготовлена картотека сюжетно-ролевых игр по возрастам, были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм, проведено родительское собрание «Для чего ребенку нужна игра?», папки-передвижки (информация для родителей). Показ открытого просмотра сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в Москву».

3 этап – заключительный.

Становление опыта, оценка результатов,

 описание работы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой занятий по формированию речевых навыков и умений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр.

Теоретическая база

Речь является очень важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Посредством речи человек общается с другими людьми, передает информацию, получает новые знания. Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.

Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека.

Под термином «речевая активность» понимается стремление ребенка общаться, получать необходимую информацию, узнавать что-то новое. Компонентами речевой активности, по мнению , являются: быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях; выбор игр и увлечений, связанных с речью; быстрота и точность выбора слов; развертывание синтаксических конструкций, текста; активная реакция на поступок или высказывание других лиц. обращает внимание на условия развития речевой активности:

- общая активность, коммуникабельность, инициативность, cтремление к лидерству;

- умение преодолевать скованность, застенчивость;

- способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Полноценное развитие человека невозможно без правильной речи. Благодаря постепенному освоению родного языка ребенок формирует межличностные отношения, расширяет эмоциональные проявления, успешнее развивает положительные качества личности. Хорошее знание русского языка необходимо для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в будущем – школы.

В комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребенка, значительное место отводится игре, особенно сюжетно – ролевой. Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития. Многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие языкового барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными.

Игра – основная деятельность дошкольного возраста. Ее недаром называют "ведущей" – именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, "врастает" в сообщество взрослых людей. Ребенок должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную мотивацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только имитировать их понимание.

Как же организовать сюжетно-ролевую игру в детском саду?

Педагогические принципы организации сюжетной игры:

Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду – для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

Второй принцип организации сюжетной игры – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый более сложный способ ее построения.

Третий принцип организации сюжетной игры – начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Например, художественная литератураявляется важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.

Технология опыта

Цель: формировать речевое развитие дошкольников через сюжетно – ролевые игры.

Задачи:

-проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме формирования развития речи дошкольников;

- выявить уровень речевого развития дошкольников;

- создать предметно – развивающую среду, картотеку сюжетно – ролевых игр для работы с детьми дошкольного возраста;

-разработать рекомендации для родителей по применению методики формирования речевых умений дошкольников.

Основными задачами по развитию речи дошкольников являются:

- развитие умений говорения и слушания;

- обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка;

- развитие грамматического строя речи;

- развитий связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

Планируя образовательную деятельность, мы опирались на определенные дидактические принципы:

- принцип научности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип активности ребенка в процессе обучения;

-принцип наглядности;

- принцип интеграции;

- принцип доступности.

Большое место я отводила  играм, отражающим труд взрослых: «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, создавала  следующие условия:

- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

- создаются необходимые атрибуты к игре;

- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Технические и эстетические требования.

Отмечу, что одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения игровых, речевых умений будет протекать наиболее эффективно. Осуществляя развитие игровых умений детей дошкольного возраста, я  остановила свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, тех которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома, в ближайшем окружении.

Для детей в группе были организованы:

·  книжный уголок, где дети знакомятся с художественной литературой, рассматривают иллюстрации в книгах; для игр-драматизаций подбираются сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами; познавательные, настольные игры «Профессии» и др.;

·  театрализованный уголок, где дети могут проникнуть в образ персонажа, используют костюмы и различные атрибуты;

·  мебель для кухни, дети играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кафе» и др.;

·  уголок со строительным материалом; уголок физической культуры; уголок экспериментирования;

·  уголок природы, где проходит трудовая деятельность по уходу за комнатными растениями;

·  подобраны дидактические и настольные игры;

·  созданы картотеки потешек, скороговорок, пословиц, загадок;

·  созданы картотеки сюжетно-ролевых игр разных возрастов;

·  имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, русские народные сказки, детские песни);

·  подобраны мультипликационные фильмы, художественные фильмы для детей.

В развивающей среде я использовала знакомые детям предметы, наглядные материалы, предметы – заместители, произведения русского народного фольклора, изготавливала атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Подобраны рекомендации для родителей по речевому развитию детей.

Детей младшего дошкольного возраста учу обыгрывать игрушки. Для этого используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

На первом этапе предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.). Для обогащения опыта и словаря детей использую различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в детском саду широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу»?», «Волк и семеро козлят», «Под грибом».

Важно отметить, что при переходе ребенка в старшую и затем подготовительную в школу группу у детей меняется психологическая позиция, дети ощущают себя старшими среди других детей дошкольного учреждения. В этом возрасте мы развиваем любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самовыражение, самопознание. Все это требует постоянного обращения ребенка к внутреннему миру и расширению границ внешнего мира.

Я  поддерживала организацию предметно-развивающей среды, таким образом, чтобы дети проявляли игровую активность, самостоятельность. Привлекала родителей к созданию окружающей обстановки, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы – используя различные игры по развитию речи в своей работе, я  помогла  дошкольникам овладеть навыками правильной и грамотной речи.

Результативность опыта

Для диагностики уровня развития детей по речевому развитию я использовала диагностические карты и материалы по программе « От рождения до школы»

По результатам диагностики я получила следующие данные:

Таблица 1

Уровень сформированности речевого развития на начальном этапе: (2 мл. группа)

Уровень сформированности речевого развития

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

23%

51%

26%

Проанализировав результаты диагностики, педагог сделала вывод, о том, что у детей недостаточно развита речь и необходимы эффективные пути решения этой проблемы.

На заключительном этапе работы (подготовительная у школе группа)б ыло  проведено контрольное обследование детей, что позволило определить изменения в повышении уровня речевого развития дошкольников.

Уровень сформированности речевого развития

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Подготовительная к школе группа

11%

55%

34%

Контрольное обследование позволило определить положительную динамику в развитии речи детей. Речь детей стала более связной, четкой, понятной. Таким образом, для формирования правильного развития речи дошкольников необходимо системное проведение мероприятий.

Библиографический список

1.   Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002.

2.   Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3.   Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов н/Д:Феникс, 2005.

4.   Развивающие игры. Оникс 21 век, 2010.

5.  Игры для развития речи малышей. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2008.

6.   Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Серия «Школа развития».

7.   Воображение и творчество в детском возрасте. Спб:СОЮЗ,1997.

8.   Исследователь игры детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. 1995. №12.

9.  Психология игры. М.:1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...