Коллективная творческая деятельность как средство снижения конфликтности в группе детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

 

  Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Мы, взрослые, хотим видеть каждого ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Это получается не всегда, и задача взрослых, нас, воспитателей,- помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общаться – это то, чему можно научиться. И я по мере взросления моих воспитанников, от ясельной и подготовительной группы уделяю много сил, времени и внимания развитию коммуникативных способностей детей и считаю, что, чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в школе, в будущей жизни.

Из своих наблюдений, опыта работы с детьми поняла, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения  организовать общение, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.

    Давно поняла, что детям необходима помощь  в выстраивании отношений с окружающими, чтобы неумение общаться не стало тормозом на пути развития личности. Как я это делаю? Это раскрывает моя работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koll.tvor_.deyat_.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективная творческая деятельность как средство снижения конфликтности в группе детей старшего дошкольного возраста.

                                                                                                         Созонтова Елена Михайловна    

                                                                                                          Воспитатель детского сада

                                                                                                           МАОУ Юговская средняя школа

  Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Мы, взрослые, хотим видеть каждого ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Это получается не всегда, и задача взрослых, нас, воспитателей,- помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общаться – это то, чему можно научиться. И я по мере взросления моих воспитанников, от ясельной и подготовительной группы уделяю много сил, времени и внимания развитию коммуникативных способностей детей и считаю, что, чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в школе, в будущей жизни.

Из своих наблюдений, опыта работы с детьми поняла, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения  организовать общение, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.

    Давно поняла, что детям необходима помощь  в выстраивании отношений с окружающими, чтобы неумение общаться не стало тормозом на пути развития личности. Как я это делаю? Это раскрывает моя работа.

  Особо высокий уровень конфликтности наблюдается в группе детей старшего дошкольного возраста. Ежедневно в группе возникает 5-6 конфликтных ситуаций, которые требуют вмешательства воспитателя. Кроме того 10-12 конфликтов, которые дети решают сами.

  Перед собой я поставила цель – добиться значительного снижения уровня конфликтности среди детей.

  Сформулировала задачи:

1.Подобрать вид коллективных работ, наиболее привлекательных для детей.

2.Выработать алгоритм действий для группы детей, научить их действовать сообща  (ставить перед собой цель, определять роль каждого ребенка в работе, обсуждать этапы работы, доводить начатое дело до конца, договариваться друг с другом)

3.Вовлекать в коллективное творчество конфликтных детей.

4.Привлечь в коллективное творчество как можно большее количество детей (по возможности 100%)

5.Проводить выставки коллективных работ.

6.Организовать обсуждение готовых работ и, если нужно их дополнение.

7.Оформить «Правила дружбы»

8.Составить картотеку коллективных творческих работ.

  Наблюдая за детьми старшей группы, обратила  свое внимание на то, что в свободное от занятий время ребята часто ссорятся. Конфликты, требующие вмешательства воспитателя происходят 5 – 6 раз в день. Причиной конфликтов часто становится несогласованность замыслов или действий, а также отсутствие навыков самоорганизации.

Большинство конфликтов дети решают сами, без моей помощи, договариваясь друг с другом, привлекая других детей в качестве «арбитров». Этому я  учила,  приняв детей в ясельной группе. Для решения конфликтов я научила детей использовать детский фольклор ( считалки, дразнилки, заклички, страшилки, загадки и др.), детский юмор ( потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки), детский правовой кодекс ( знаки собственности, мены, права старшинства и   опекунства в разновозрастной группе). Работая над данной проблемой, наблюдая за детьми, я смогла определиться с причинами возникновения конфликтов между детьми, выяснить какие конфликты преобладают. Вот что  у меня получилось:

Причины конфликтов

Разрушение игры

Распределение ролей

Из-за игрушек

Правильность

игровых действий

Состав участников игры

Стремление к лидерству

      %

      20

            30

      10

       10

     10

20

В то время, когда дети увлечены каким-либо общим делом, конфликты происходят значительно реже и решаются детьми самостоятельно, без моего вмешательства. Проведя наблюдение за тем, какой вид коллективной деятельности наиболее привлекателен для детей, пришла к выводу, что детям нравится рисование, аппликация, конструирование и творческие игры. Исходя из этого были подобраны следующие темы для коллективных работ и творческих игр, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам ( см. таблицу 2).

                                                               Таблица 2.

Дата проведения

Вид коллективной деятельности

Предварительная работа

сентябрь

1.Рисование+аппликация «Осенний лес»

2.Творческая игра «Добрые волшебники»

3.Оформление «Правил дружбы»

Экскурсия в лес, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, репродукций картин

октябрь

1.Конструирование «Зоопарк»

 (строительный материал+ «оригами»)

2.Коммуникативная игра «Комплименты»

Рассматривание иллюстраций. Беседа о животных, живущих в зоопарке. Составление творческих рассказов «Как мы ходили в зоопарк» Чтение литературы

ноябрь

1.Рисование «Цирк! Цирк! Цирк!»

2.Коммуникативная игра «Царевна Несмеяна»

3.Конструирование «Замок царевны Несмеяны»

Посещение цирка. Беседа о цирке. Рассматривание фотографий, иллюстраций.

Чтение художественной литературы (сказка о Царевне Несмеяне»)

декабрь

1. Конструирование из мягких модулей «Теремок»

2.Коммуникативная игра «Подарки»

3.Изготовление плаката « С Новым годом!»

Чтение художественной литературы (сказка «Теремок»)

Беседа о предстоящем празднике. Рассматривание новогодних открыток. Разучивание стихов и песен к празднику.

январь

1.Аппликация « Новогодний хоровод»

2.Изготовление игрушек-самоделок

3.Конкурс хвастунов

Беседа из опыта о новогоднем празднике, о персонажах, присутствовавших на празднике. Чтение стихов.

Чтение художественной литературы («Фантазеры» Н.Носов)

февраль

1.Аппликация «Наша армия сильна»

2.Коммуникативная игра «Волшебные очки»

 Чтение художественной литературы. Беседа о профессии военных. Рассматривание репродукций картин, открыток, иллюстраций на тему. Экскурсия в музей РВСН.

март

1.Аппликация (плакат) «Букет для любимых мам»

2.Коммуникативная игра «Старенькая бабушка»

Беседа о празднике «8 марта».Чтение и заучивание стихов. Рассматривание открыток к празднику. Беседа о маме и бабушке.

апрель

1.Рисование+аппликация « Загадочный космос»

2. Конструирование из мягких модулей «Ракета»

Чтение художественной литературы. Индивидуальные и групповые беседы о космосе и космонавтах. Рассматривание иллюстраций. Компьютерная презентация «Космос»

май

1.Рисование+аппликация (панно) «Весенний лужок»

2.Коммуникативная игра «Рукавички»

Экскурсия на весенний луг. Наблюдение в природе. Чтение художественной литературы. Индивидуальные и групповые беседы.

 

 Для решения проблемы конфликтов  мною были использованы различные методы, приемы, способы и формы работы с детьми:

1. Вовлечение детей в интересную увлекательную деятельность, через проблемные ситуации, сюрпризные моменты.

2. Выполнение мною ведущей роли и показ игровой ситуации, изображающей, как можно регулировать отношения между сверстниками.

3. Оказание помощи в воспроизведении  и раскрытии норм и правил взаимоотношений в группе.

4. Упражнение детей в самостоятельной организации деятельности, развитие умения согласовывать действия путем разъяснения, одобрения, похвалы, доверия, советов, беседы по поводу дальнейших действий в ходе работы, подведение итогов, положительная оценка действий детей.

5. Приучение к самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов, желаний каждого ребенка путем изучения и раскрытия перед детьми его лучших сторон. Советы при распределении индивидуальных заданий и поручений для самостоятельной деятельности и доведения работы до конца.

6. Объяснение понятий  «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в коллективной игровой ситуации, связанной с реализацией содержания работы.

7. Эмоционально- выразительное чтение художественной литературы, отражающее коллективный труд взрослых.

8. Беседа, беседа- рассказ с показом иллюстраций о труде взрослых и их взаимоотношениях в его процессе.

9. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни.

10. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления детей о современных событиях, о том, что такое «хорошо», что такое «плохо».

11.Использование персонажей кукольного театра для проведения этических бесед, для драматизации литературных произведений с идеями дружбы и товарищества.

12. Обучение детей умениям и навыкам аппликации, рисования, конструирования из бумаги и строительного материала.

13. Оказание помощи в развитии коллективного творчества, обучение приемам коллективного творчества.

  В организации и проведении коллективных творческих работ выделяю следующие этапы:

  Подготовительный этап. Он позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности. Для этой цели использую экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных произведений, рассматривание репродукций картин, наблюдения в природе.

  Основной этап – этап выполнения работы. В него включаю планирование, выполнение и оценку коллективной работы. На этом этапе задаюсь целью – не только позволить воплотить в работе образы окружающего мира, но и создать условия для творческого взаимодействия детей, которое содействует не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формируют у них умение работать в коллективе, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом.

  Заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой. Выполненная композиция на несколько дней остается в групповой комнате. Она привлекает детей, становится объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов, а также предложений по дополнению уже созданной композиции.

  В результате проводимой работы уровень конфликтов, требующих моего вмешательства, значительно снизился. Ребята научились действовать в группе сверстников, ставить перед собой цель, определять роль каждого в работе, планировать и обсуждать этапы работы. У детей выработалось умение работать вместе, не мешая, а помогая друг другу. Ребята поняли, что от этого зависит успех работы. В процессе совместной деятельности у детей уже не возникало непреодолимых разногласий, которые могли бы помешать совместным действиям. В ходе работы над проблемой конфликтов совместно с детьми были составлены и оформлены  «Правила дружбы», включающие основные правила поведения детей в группе, в коллективе, способствующие тому, чтобы общение протекало без ссор и конфликтов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"

В статье приведены примеры роли творческой деятельности для формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста....

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Опытно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Министерство образования Московской области____________________________________________________________Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ...

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Творческая разработка

В своем исследовании мы будем освещать проблему формирования выразительности речи, так как данный аспект изучен не достаточно, фактического материала по данной проблеме почти нет.Формирование выразите...

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...