Семинар-практикум по распространению АПО «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования элементов технологии ТРИЗ»
методическая разработка на тему
Семинар-практикум по распространению АПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_rasprostraneniyu_apo_noyabr_2017.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум по распространению АПО
«Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования элементов технологии ТРИЗ»
Подготовила и провела:
воспитатель МАДОУ "Детский сад
комбинированного вида №10
г.Шебекино Белгородской области"
Старостенко Наталья Николаевна
Шебекино, 2017
Задачи семинара-практикума:
- повышать интерес педагогов ДОУ к использованию технологии ТРИЗ в процессе развития творческого мышления и воображения детей;
- раскрыть педагогам преимущества использования технологии ТРИЗ в образовательной деятельности;
- повышать профессиональное мастерство участников семинара-практикума в процессе активного педагогического общения.
Оборудование: ноутбук, проектор, фишки по количеству участников, кармашки с изображением чемодана, мясорубки, корзины, тематические картинки.
Ход семинара-практикума.
1Добрый день, уважаемые коллеги!2 Сегодня мы проведём семинар-практикум по распространению актуального педагогического опыта «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования элементов технологии ТРИЗ».
Что же такое ТРИЗ? 3(Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. Автор теории — Генрих Самуилович Альтшуллер).
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений - развитие творческого потенциала и речи детей.
Уважаемые коллеги, чему, по вашему мнению, способствует использование технологии ТРИЗ в образовательной деятельности? (ответы)
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных на данный момент, поскольку этот вид деятельности является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешной адаптации к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.
4 Новизна опыта состоит в адаптации технологии ТРИЗ к конкретным условиям группы по активизации творческого мышления, с применением методов и приемов ТРИЗ с целью помощи детям в ее овладении для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.
Ведущая педагогическая идея опыта состоит в развитии творческого мышления через использование методов и приемов ТРИЗ.
Работа над опытом длилась 3года - с 2014г. по2017г.
Диапазон опыта представлен системой работы по целенаправленному воздействию на развитие творческого мышления на основе адаптированных методов теории решения изобретательских задач.
5 Цель опыта – развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования элементов технологии ТРИЗ.
Задачи:
• формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
•сформировать у дошкольников умение рассуждать, объяснять, доказывать;
•развить творческие способности, умение нестандартно мыслить;
•развивать способность быстро входить в новые предметные области;
• развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
•развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;
• воспитывать творческую личность.
Уважаемые коллеги, как вы думаете, в каких видах деятельности может применяться ТРИЗ-технология? (ответы)
6 ТРИЗ – технологию мы используем практически во всех видах деятельности (в образовательной, в самостоятельных и совместных играх и в режимных моментах). Это позволяет нам формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология позволяет каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, а также развитию творческого воображения, под которым понимается создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом.
Сегодня мы остановимся более подробно на ТРИЗ-играх для младшего дошкольного возраста.
7 Предлагаю вам сыграть в игру для детей 3-4 лет «Что умеет делать?», которая направлена на формирование умения выявлять функции объекта.
Правила игры: ведущий называет объект (показывает или загадывает с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель: Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.
В: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
8 Следующая игра называется «Где живет?» на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление.
Правила игры:
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.
Ход игры:
В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В: Где живет медведь?
Д: В лесу, в зоопарке.
В: А еще?
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
В.: Где живет солнышко?
В.: Где живет тень?
9 Игра «Что будет, если…» направлена на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.
Правила игры.
Эта игра построена на вопросах и ответах.
В.: Что будет, если в ванну с водой упадет бумага? Камень?
В.: Что будет, если летом пойдет снег?
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например:
В.: Что будет, если ты окажешься на Луне?
Ход игры:
Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага». Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т.д. 10
11 Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО)– это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств других, случайно выбранных объектов. Слово «фокальный» означает, что объект находится в зоне, в фокусе внимания.МФО используют для преодоления шаблонов мышления при модификации устройств, создании рекламы и написании статей. Этот метод подходит для развития воображения у детей от 5 лет.
МФО, план действий:
- Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)
- Выбрать 3-4 случайных объекта, «ткнув пальцем в небо»
- Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов
- Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций.
- Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи.
12 МФО прост в освоении и универсален, а выдвигаемые идеи будут далеки от шаблонов. Конечно, не все варианты новых сочетаний свойств объекта будут удачными, поэтому важно критически оценить полученные варианты, отобрав наиболее сильные.
Пример создания нового объекта с помощью МФО
Совершенствуемый объект: стол
Случайные объекты: еж, льдинка, лампа
Характерные свойства или признаки случайных объектов
Льдинка: холодная
Еж: колючий
Лампа: светящаяся
Новые сочетания
Стол холодный
Стол колючий
Стол светящийся
Новые идеи
Стул со множеством колючек-ножек для устойчивости.
Стул с холодильником.
Стул с подсветкой.
Предлагаю и вам создать новый объект при помощи методов фокальных объектов (педагогам предлагается назвать слово – совершенствуемый объект, и три любых слова – случайные объекты, подобрать характерные свойства, назвать новые сочетания и придумать новые идеи).
13 Следующий метод, про который мы поговорим, называется «Мозговой штурм». С детьми мозговой штурм возникает не запланировано при решении возникшей задачи (бытовой или сказочной), во время игры, образовательной деятельности, при обсуждении какого-либо поступка, случая или чтения художественной литературы. Мозговой штурм относится к методам коллективной выработки какой-либо идеи. Этому методу характерно то, что решение задачи, познание нового приходит часто внезапно, а не как длительный непосредственный результат мышления.
Правила мозгового штурма – это исключение всякой критики, проведение совместного анализа идей, поощрение самых невероятных идей, большое количество ответов и предложений, а также улучшение чужих идей.
Суть мозгового штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия расковывающие ребенка.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
14 Темами мозгового штурма могут быть:
-как не промокнуть под дождем;
-как выгнать лису из заячьей избушки;
-как сделать разноцветную льдинкуи т. д.
15 Предлагаю вам с помощью мозгового штурма решать следующую задачу: вам надо быстро охладить стакан с кипятком.Давайте определим, что есть в условии задачи? (Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи).
Варианты решений:
- Добавить холодную воду.
- Налить в большую миску.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...
А сейчас предлагаю коллегам придумать задачу, которую следует решить, используя метод мозгового штурма (педагог придумывает тему, остальные воспитатели высказывают свои ответы-решения).
Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. В таких случаях мы спрашиваем: "А что ты предложишь свое?". Повторяем вопрос ребенку лично. Бывает, что дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Тогда мы задаем наводящие вопросы, обращаемся к самому сообразительному ребенку. Если нам не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.
Для успешного использования ТРИЗ-технологии автор создала соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе: создала дидактическое пособие «Данетка», экран для составления загадок с картинками-символами, пополнили конструкторами, бросовым материалом. Все пособия доступны детям и могут быть использованы в самостоятельной деятельности.
Автор считает, что включение в образовательную деятельность методов и приемов ТРИЗ технологии позволило успешно решить задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей сформировалось умение слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Дети, играя в ТРИЗ игры, видят мир во всем его многообразии. Использование данной методики учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить значимость проведенного семинара-практикума. Возьмите каждый по одной фишке и положите в кармашек, который соответствует вашему мнению.
Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина - мне это не нужно, выброшу.
16 Спасибо за внимание!
Желаем вам успехов в использовании ТРИЗ-технологии в развитии творческого воображения у ваших воспитанников! Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»
Условия современного общества становится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...
Опыт работы по теме: "Роль современных технологий в развитии творческого мышления и воображения детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы с маленькими детьми по использованию технологий Х. Кюизенера и Дьенеша....
Картотека игр на развитие творческого мышления и воображения детей младшей группы
Картотека игр на развитие творческого мышления и воображения детей младшей группы...
Картотека игр на развитие творческого мышления и воображения детей младшей группы.
Картотека игр на развитие творческого мышления и воображения детей младшей группы....
«Театрализованная деятельность в развитии творческих социально-коммуникативных способностей детей с использованием инновационных технологий»
laquo;Театр – волшебный край,в котором ребёнок радуется, играя,а в игре он познаёт мир»С. И. МерзляковаСамым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театр...