Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста
консультация на тему

Бабичева Валентина Владимировна

Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста

       Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий.

Занятия являются основной  формой образовательного процесса, определяющие систему знаний. Планируя образовательную деятельность, каждый педагог ставит цели, задачи, определяет, зачем и почему он планирует те или иные методы. Большая роль отводится взрослому, который должен научить ребенка или закрепить, совершенствовать знания.

    Ежедневно перед дошкольниками появляется  множество проблемных ситуаций, из которых нужно найти выход. Для каждого такого момента нужна  мотивация, которая  помогает найти верное решение и прийти к правильному ответу.

  Поисковая деятельность детей разного возраста различна: разные возрастные особенности, уровни развития, степень сложности задач.

Направления развития поисковой деятельности:

  • целенаправленное решение ситуаций, с которыми ребенок сталкивается ежедневно (чтобы в группе было чисто, надо...), роль взрослого минимальна, взрослый дает толчок познавательной активности;
  • ненаправленная поисковая деятельность, опирается на приемы, приводящие к нужному результату (крепость лучше строить из мокрого снега, который образует маленький комок при скатывании на варежке);
  • эвристические находки (ребенок использует стаканчик, выполненный в технике оригами, для хранения различных мелких вещей), взрослый приветствует инициативу ребенка.

    При  выборе  конкретных  методических  приемов следует предлагать детям ситуации, соответствующие возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников, охватывать различные виды познавательной деятельности.

          Один из нужных компонентов развития мотивационной сферы – обсуждение предположений и их проверка. Пусть дети сами находят пути, только выслушивать надо все версии.

Вопросы эвристического характера развивают детскую наблюдательность. Дети любят наблюдать, открывать для себя что-то новое, разгадывать и экспериментировать. Надо научить анализировать, проговаривать свои действия, делать  выводы.

Основные принципы:

1. Эмоциональная   вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. 2. Стимуляция  любознательности ребенка.

3. Передача инициативы от взрослого ребенку.

4. Безоценочность. Оценка взрослого  может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации.

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

      Таким образом, познавательная мотивация влияет на:

  • умение ставить цели и задачи;
  • строить доказательства;
  • развивает речь детей;
  • находить реальный выход из сложившейся ситуации;
  • принимать успех или неудачу;
  • действовать в команде.

Желаю Вам успехов в познавательном развитии детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и по...

Монтазери О.Н. Психолого-педагогические особенности развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста//Актуальные проблемы научной мысли:сб.статей МНПК, 2014. - с.139-143

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности и основные задачи развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяет...

Доклад – практикум «Проблемная ситуация- как способ мотивации к образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Презентация о использовании проблемных ситуаций на разных этапах НОД в старших группах ДОУ, с коментариями к слайдам....

Презентация опыта: Организация экспериментирования как основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей дошкольного возраста на базе лаборатории «Хочу всё знать»

Педагогический опыт работы по теме: Организация   экспериментирования       как основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности...

Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться.  Одна из наиболее важных способно...