"Вместе мы сила".Нравственно- патриотическое воспитание.
статья (подготовительная группа) на тему

В настоящее время одной из актуальных проблем образования является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он сам нравственно ведет себя, глубоко веруя в это. Основные задачи, которые мы решаем при воспитании нравственно-патриотических чувств: - создать условия для развития познавательной активности детей посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа; - довести до сознания воспитанников значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны; - воспитывать чувство уважения к людям, восстановившим разрушенные во время Великой Отечественной войны города и села

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_soldatovoy_a_n.doc52.5 КБ
Office presentation icon soldatova.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

детский сад  №22  «Почемучка»

муниципального образования г. Саяногорск

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников  с ОВЗ через встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

ДОКЛАД

                                                                                                               Автор:

                                                                                                  Учитель- логопед

                                                                                                  Солдатова   Анна

                                                                                                         Николаевна

                                                                     Саяногорск,  2017

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников  с ОВЗ через встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

Солдатова А.Н.

Учитель-логопед

МБДОУ № 22 «Почемучка» г. Саяногорск

В настоящее время одной из актуальных проблем образования является нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников. О  нравственности  человека  можно  говорить  только  тогда,  когда  он  сам  нравственно  ведет  себя,  глубоко веруя  в это.  

Основные задачи, которые мы решаем при воспитании нравственно-патриотических чувств:  

- создать условия для развития познавательной активности детей посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа;

  - довести до сознания воспитанников значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны;

   - воспитывать чувство уважения к людям, восстановившим разрушенные во время Великой Отечественной войны города и села

Чувство патриотизма  разнообразное и не может быть определено  несколькими словами. Все начинается с детства.  И если вдуматься в слова Ушинского о том,  что характер формируется в первые годы его жизни , и это становится его второй натурой  и имеет большую глубину. Живя сегодняшней жизнью, мы с большим трепетом обращаемся к впечатлением детства .Это старенькая школа, где прошли детские годы, и  огромный тополь у крыльца, и детский сад с любимой   воспитательницей Анной Павловной, и любимые сказки, по которым мы учились понимать что  такое добро и зло. Они   формировали начало любви к своему народу, к своей Родине. Вот оттуда шли детские нравственные ценности.

Детям также необходимо знать и о сегодняшней жизни России. Это и дружеская помощь сирийскому народу, и созидательный труд своих близких на благо Родины, и кто такая доктор Лиза, Также они должны понимать, что надо обладать хорошими знаниями, чтобы получить интересную профессию и многого достичь в жизни. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. На таких произведениях он учится сопереживать.

 В патриотическом воспитании детей велика роль рассказа о защитниках нашей Родины в Великой Отечественной войне. И когда в год 70-летия Великой Победы мы пригласили к себе на праздник в детский сад участника Великой Отечественной войны Ивана Никифоровича Осипова, дети с волнением ждали эту встречу - готовили подарки своими руками, учили стихи о войне, разучивали песни, читали книги  о подвигах людей в Великой Отечественной войне. Когда гость пришел к нам на праздник, дети восторженно смотрели на героя в орденах и с огромным желанием дарили ему свои номера. После праздника задали ветерану много  вопросов: «А вам страшно было на войне? А за что получили медали? Где воевали? Где встретили победу? И Иван Никифорович с готовностью делился воспоминаниями. В конце встречи все вместе сфотографировались, и у детей возникло желание обнять этого человека, прижаться к нему, погладить его. Эти минуты дорогого стоят. Это и есть мощный толчок к патриотическому воспитанию дошкольников. И пока еще есть живые свидетели войны, надо встречаться с ними. В прошлом году мы встречались с ветераном Великой Отечественной войны Алексеем Семеновичем Грудининым, который воевал на флоте. На встрече узнали много интересного из его военной жизни. Раскрыв глаза, дети впитывали в себя подробности морского боя с фашистами, примеряли на себя подвиг героя минувшей войны.

Много памятников и обелисков защитникам Родины стоит на нашей земле. В Саяногорске их три, по одному – в Майне и Черемушках. В праздничные дни мы всей группой сходили к памятнику нашим воинам-землякам, что у Дворца культуры «Визит». Возложили цветы, постояли, помолчали. Дети были удивлены, что так много людей из нашего города, деревень Означенной и Летник погибли на фронтах Великой Отечественной. Я прочла ребятишкам стихи Михаила Исаковского:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись…

В детский сад дети возвращались задумчивые. Память о погибших воинах не умерла, она жива, мы помним и скорбим о всех ушедших из жизни солдатах и офицерах. Дети, проникнувшись всем увиденным и услышанным, играли в разведчиков, медсестер, в игру «Донесение», сами придумывали сюжет, дополняя его событиями из рассказов ветеранов.

А поскольку игра и общение - основные виды деятельности дошкольника, то игровое общение -  это  главное, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности дошкольников с ОНР. Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, это в большей степени речевое общение, связный пересказ событий, это способы самовыражения себя в речи, способ овладения образом жизни, усвоения социального опыта и самоутверждения в обществе.

В немалой степени успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в большей степени зависит от условий речевого развития. Интересная, богатая впечатлениями окружающая ребенка речевая среда, является первым  социальным фактором становления речи. Погружаясь в историческое прошлое, дошкольник может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.

 Дети хотят быть ловкими, сильными, смелыми, стремятся рассказать о своих впечатлениях сверстникам и взрослым. Воспитательная ценность этих игр в том, что они носят коллективный характер и побуждают дошкольников к общению. Дети объединяются на основе общих переживаний и интересов. У них происходит накопление знаний, эмоций, которые постепенно превращаются в нравственные чувства, побуждающие к дальнейшему познанию окружающего мира..

На мой взгляд, для того чтобы ребенок развивался гармонично в области нравственно – патриотического воспитания, свою работу осуществляю через конкурсы стихов, через кружок выразительного чтения. На кружке «Говорунчик» я подбираю специальную подборку стихов, рассказов о защитниках нашей родины, рассматриваем репродукции, картины, размышляем о поступках героев. Таким образом прививаю глубокое уважение к поколению, которые воевали или находились в тылу и делали все, для того чтобы русский народ победил в этой тяжелой войне. Результатом проделанной работы становится участие детей в городском конкурсе стихов «Хрустальный ключик», где мои дети занимают первые места:

Дерюгов Арсений за стихотворения И. Шаферана. «Журавленок», Мельник Дима А Твардовский «Рассказ танкиста».

После встречи с ветераном Великой Отечественной войны Иваном Никифоровичем Осиповым, и после цикла бесед о подвигах людей во время войны, мы с Димой начали учить стихотворение  А Твардовского « Рассказ     танкиста».  У мальчика уже была база знаний, переживаний о событиях тех дней. Поэтому он  проникся и к тем событиям, которые развивались в стихотворении. что когда мы начали с ним учить это стих отворение на конкурс, то он сам предлагал мне: «А давайте здесь так прочитаю! – Повышу голос. А здесь буду говорить тихо – тихо». Когда он надел еще и детский костюм солдата, пилотку, ремень, то это только прибавило ответственности в прочтении стихотворения. А от строк «И вдруг к машине подбежал парнишка «Товарищ командир, товарищ командир! Я разведал, они вон там!

Что ж бой не ждет, влезай сюда дружище.

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут

И только рубашонка пузырем»

Дима так прочитал, что» мороз по коже». Потому что он представил ,что и он бы сделал как герой из стихотворения .И таких юных героев можно было вст ретить в каждом городе, которые наравне со взрослыми защищали свою Родину Когда Диму пригласили прочесть с городского  экрана телевидения, то и там он прочитал хорошо ,потому что это состояние подвига детей в Великой Отечественной войне, было уже внутри него В своей работе я стремлюсь, чтобы любовь к своей Родине поселилась в сердцу у каждого ребенка. Мое поколение воспитано на воспоминаниях своих отцов, дедов  о войне. Каждую семью коснулась эта боль, и поэтому я сама очень,     трепетно отношусь к этой теме и стараюсь передать это детям

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников  с ОВЗ дала положительные результаты. К моменту выхода детей в школу они имеют первоначальные представления:

- об историческом прошлом своей Родины, родного города;

- проявляли интерес к жизни наших воинов-земляков;

- повысилась познавательная активность детей;

- расширился словарный запас дошкольников.

Литература

1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М.: Пр., 1989

2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями журнал «Дошкольное воспитание» / №1. – 2004.

3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Секачев В. Ю., ООО «Центр гуманитарной литературы «РОН», 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОВЗ через встречи с ветеранами Великой Отечественной войны Учитель-логопед МБДОУ детского сада № 22 «ПОЧЕМУЧКА» г. Саяногорск Солдатова Анна Николаевна

Слайд 2

создать условия для развития познавательной активности детей посредством ознакомления с героическим прошлым нашего народа; довести до сознания воспитанников значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство уважения к людям, восстановившим разрушенные во время Великой Отечественной войны города и села Основные задачи

Слайд 3

У нас в гостях ветеран Великой Отечественной войны

Слайд 4

Праздничный концерт для ветеранов

Слайд 5

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

Слайд 6

70 лет Победы

Слайд 7

Выставки к 70 летию Победы

Слайд 8

Ожидаемые результаты С детьми: создать условия для формирования и закрепления знаний детей об историческом прошлом своей Родины, родного города вызвать интерес к жизни наших воинов-земляков; способствовать повышению познавательной активности детей. С родителями: Создать условия для активного участие родителей к подготовке и проведению экскурсий к памятникам погибших воинов и музей боевой славы; способствовать познавательной и речевой активности в совместной с ребёнком деятельности.; совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы). .

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Вместе дружная семья"

Проект по патриотическому воспитанию. В этом проекте мы с детьми познакомились с такими понятиями как "семья", "семейные традиции", "генеологическое дерево" и т.д. Каждый ребёнок вместе с родителями с...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для работы с детьми 4-5 лет «Вместе Дружная семья"

Цель:-Закрепить знания: детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу.-Воспитывать чувство привязанности, любовь и заботливое отношение к членам своей сем...

ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «МЫ ВМЕСТЕ»

Данная программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному посёлку, к природе, культуре на ...

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

Первые уроки патриотизма дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизн...

Игра-викторина по нравственно – патриотическому воспитанию «Тамбов и России – Родина моя! Мы вместе, мы сила и одна семья»

Данная методическая разработка игры предназначена для детей дошкольного возроста. Она подойдет широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Патриотическое вос...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатырская наша сила»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области(МБДОУ д/с № 10)      Проект...