Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста.
статья на тему
Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_russkoy_narodnoy_skazki.docx | 47.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль русской народной сказки
в воспитании детей дошкольного возраста.
Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.
В.А.Сухомлинский.
В рейтинге лучших подарков для ребенка почетное место после игрушек и сладостей занимают сказки.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием, и художественной формой.
Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребенка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую – либо психологическую проблему.
Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию.
Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу.
Детям, которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира.
У каждой сказки свой возраст. Вряд ли двухлетнему малышу будет интересно слушать эпопею про Гарри Поттера. А вот яркая красочная история про «Колобка» или про «Репку» - то, что надо. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиями с различными предметами
Через сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях.
В сказках для детей часто встречаются песенки. Песенка органически вплетается в содержании сказки, иногда являясь условным знаком: коза поет козляткам песенку, чтобы открыли ей дверь:
Козлятушки – ребятушки,
Отопритеся, отворитеся…
Ваша мать пришла,
Молочка принесла
Песенка часто входит в диалог. Колобок в ответ на слова зайца: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - поет веселую песню:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен…
Песенку в сказке следует спеть, но её мелодия должна быть простой, несложной.
Сказка дает своим героям меткие прозвища, которые так нравятся детям:
Лисичка – сестричка, лягушка – квакушка, мышка – норушка.
Слова – прозвища часто подкрепляются и звукоподражаниеми:
Петух в сказке поёт: «Ку – ка – ре –ку», собачка лает «ав – ав – ав»
Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение.
Зрительный образ служит основной опорой для прослеживание событий.
Такими опорами могут быть хорошо иллюстрированные детские книжки.
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности:
1.Она легкая – у малыша должно хватить сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
2. Размер книжки - ребенок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
3. Прочность – обычный или ламинированный картон.
4.В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями.
Вот несколько предложений - как правильно читать ребенку сказку:
1.Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2.Рассказывайте сказку с удовольствием.
3.Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает . решить.
4.Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её.
Сказки на пальчиках являются средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов, укрепляются мышцы, суставы и связки кистей рук. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов.
Веселые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся всего несколько секунд, а текст сказок укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки.
Например: сказка «Репка»
Дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
Бабка (обведите руками голову от макушки до подбородка, как будто надеваете и завязываете под подбородком уголки платка)
Внучка ( на макушке изобразите бантик – пальчиковая игра «Бантик» (сложить пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев восьмеркой).
Жучка (пальчиковая игра « Собака»: средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки – это « морда» собак) Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это « уши» ). и т.д.
Кошка ( пальчиковая игра «Кошка»: средний и безымянный палец соедините с большим так, чтобы получилось колечко, - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите –так торчат кошачьи « ушки»)
Мышка ( пальчиковая игра « Мышка»: большой, средний и безымянный пальцы вытянуть вперед и соединить – получится остренькая «мордочка» мышки. Указательный и мизинец согните и прижмите к среднему и безымянному пальцу.
Можно нарисовать на пальчиках героев сказки и обыграть сказку.
Дети очень любят, когда взрослые разыгрывают сказки вместе, будьте готовы к любым изменениям и сюрпризам.
Можно превратить празднование дня рождения малыша в своеобразный домашний спектакль.
Предложите детям нарисовать картинку, слепить угощение для героев, спеть песенку.
«Сказки учат, сказки лечат».
Не забывайте читать детям сказки на ночь.
Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это маленькие безопасные уроки жизни, это мамино «люблю», выраженное в каждой строчке.
Чтение «ночных» сказок – удачный вариант, который поможет папе сблизиться с ребенком.
Правильно преподнесенная ребенку сказка всегда будет для родителей помощником в воспитании и обучении.
Самое главное, чтобы каждая сказка, которую вы читаете с ребенком, заканчивалась счастливо! Тогда она будет праздником для детей и запомнится им на долгие годы.
Список литературы:
1.Журнал «Мой ребенок»
2. «Художественная литература» издательство «Корифей» составитель О.И.Бочкарева.
3. «Воспитание сказкой». Л.Б. Фесюкова
4. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду»
М.К. Боголюбская, В.В.Шевченко.
5. «Роль сказки в психическом развитие ребенка» Л.Л.Эльконинова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русские народные сказки" для ранего дошкольного возраста
Народные сказки — это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа. За много веков наши предки придумали тысячи сказок. Словно на крыльях они перелата...
Cценарий Новогоднего утренника по мотивам русской народной сказки "Морозко"- старший дошкольный возраст
Еще одна интерпретация любимой с детства сказки....
Музыкальная сказка «Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко» по мотивам русской народной сказки «Колосок». (старший дошкольный возраст).
Музыкальная сказка в исполнении детей старшего дошкольного возраста....
детский проект «Путешествие по русским народным сказкам» для детей дошкольного возраста старшей группы
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития...
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА-ЗАНЯТИЕ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «РУКАВИЧКА» (старший дошкольный возраст)
Игра-занятие по мотивам русской народной сказки «Рукавичка», обеспечит коррекционно-развивающую образовательную деятельность, стимулирующую речевое, познавательное и личностное...
Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»
Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...
Игра-викторина по русским народным сказкам (для старшего дошкольного возраста)
Игра-викторина по русским народным сказкам (для старшего дошкольного возраста)...