Консультация для родителей "Роль русской народной сказки в воспитании детей?"
консультация (старшая группа)
Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Роль русской народной сказки в воспитании детей" | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль русской народной сказки в воспитании детей»
Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками.
К.Д. Ушинский , восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, сказал, что «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Он включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины и учит:
- строить семейные отношения, любить свою семью
(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);
(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);
- не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших
(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
- бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью
(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);
- решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда
(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);
- побеждать зло добром
(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).
И самое главное русские народные сказки учат любить свою родину. Сказки развивают речь, учат анализировать, рассуждать и сопоставлять.
Поэтому русская народная сказка несёт не только развлекательную, но ещё и развивающую функцию. Не зря она занимает главное место в сказкотерапии.
Консультация для родителей
«Русские народные сказки»
Русская народная сказка — сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории, которая имеет неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Сказки можно поделить на несколько видов (типов):
- Волшебные.
- О животных.
- Социально-бытовые.
- Докучные
1.Волшебные сказки это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».
2. Сказки о животных это древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие и домашние звери: лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, коза и др. Животным в этих сказках присущи человеческие черты и слабости: заяц - трусоват, волк - жаден, лиса- Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого, хочешь. Баран всегда - упрям, козел – драчлив, а петух смел и бесшабашен. При помощи нелепой ситуации или остроумной шутки высмеиваются пороки людей: глупость, жестокость, лесть, лицемерие и др.
“Зимовье зверей”, “Кот и лиса”, “Терем-теремок”, “Кот петух и лиса”...
3. Бытовые или социально-бытовые сказки это сказки на семейно-бытовые темы. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости. Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться.
Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, которые могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. Сказитель рассказывал их тем, кто допекал его, прося повторить одно и то же много раз.
«Жили-были два павлина», «Сказка про белого бычка», «Сказка про сову»
Рекомендуемый список русских народных сказок
для совместного чтения
Русские народные сказки – это занимательные устные рассказы, повествующие о невероятных, но поучительных историях, которые имеют неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Но наибольшей пользы детям они приносят при прочтении их родителями. Так как они их эмоционально сближают и объединяют, что в дальнейшем помогает преодолевать сложности.
Очень важно читать их детям правильно:
- Прежде всего не делайте этого на ходу. Выделите отдельное время для совместного чтения сказок, чтение сказок перед сном поможет ребёнку успокоиться и расслабиться.
- Если малыш просит почитать именно сейчас, то не отказывайте по возможности ему в этом. Ведь это желание может пропасть, и тогда родителям будет трудно прививать интерес к книге.
- Чтение не должно быть неразборчивым, читать нужно медленно, негромко, четко проговаривая все слова. Еще будет лучше, если вы будете читать в лицах, меняя голос в соответствии с персонажем, нагнетая голосом особенные моменты…
- Золотое правило - одна сказка за один раз - таким образом сказки не наскучат вашему ребёнку, да и вы не лишитесь своего голоса. Так ребенок сможет более глубоко понять ее смысл. Никогда не отказывайтесь читать любимую сказку ребенка, даже если это уже тысячный раз. Если ребенок постоянно просит перечитывать одну и туже сказку несколько дней, снова и снова - не отказывайтесь, значит ему это важно, значит в этой сказке он находит что-то невероятно ценное для себя.
- Обязательно задавайте вопросы после прочтения, помогите составить ребёнку правильное отношения к событиям из сказки - таким образом ваше чадо приобретает свой жизненный опыт, который в будущем может сыграть очень важную роль. Так же на следующий день можно нарисовать, слепить героев, прочитанной сказки.
Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно, велика . При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
«Петушок – золотой гребешок», «Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«По щучьему велению»
«Морозко»
«Снегурочка»
«Три поросенка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
«Царевна лягушка»
«Зимовье зверей»
«Снегурушка и лиса»
«Маша и медведь»
«Как коза избушку строила»
«Кот, Петух и Лиса»
«Теремок»
«Лиса и заяц»
«Лиса и гуси»
«Лиса и козел»
«Лиса и журавль»
«Жихарка»
«Смоляной бычок»
Примеры докучных сказок
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
Был себе царь Додон.
Застроил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей,
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили,
А когда намокнут –
Тогда доскажу.
- Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова.
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь,
У царя был сад,
В саду был пруд,
В пруду был рак;
Кто слушал –
Тот дурак.
Жили-были два брата журавля.
Скосили стожок сенца;
Положили середи кольца...
Не начать ли опять с конца?
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь бо-га-а-а-тый:
У него был двор,
На дворе стоял кол,
На колу-то висела мочала.
Не сказать ли с начала?
Задумал журавль жениться,
Идти семь верст болотом.
А задумал жениться
На прекрасной на девице, на цапле.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет.
Хвост вытащит – ноги завязнут.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет,
Хвост вытащит – ноги завязнут...
В одном болоте жила-была лягушка
По имени по отчеству квакушка.
Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,
Присела да и ........
Завязила в тину хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост.
Да завязила нос: дергала, дергала –
Выдернула нос,
Да завязила хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост.
Да завязила нос и т. д.
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жила-была ворона,
И вздумала она лететь
В тридевятое царство,
В тридесятое государство.
Полетела,
Летела, летела, летела –
Да села,
Сидела, сидела, сидела –
Да полетела;
Летела, летела, летела –
Да села;
Сидела, сидела, сидела, сидела –
Да полетела...
Жила-была бабка
Да у самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Мыло и мочало.
Эта песня хороша,
Начинай сначала.
Чистили картошку,
Ударили Антошку.
Антошка побежал,
Председателю сказал.
Председатель прибежал:
В чем дело, в чем дело?
Чистили картошку,
Ударили Антошку....
Жили-были два братца,
Два братца – кулик да журавль.
Накосили они стожок сенца,
Поставили среди польца.
Не сказать ли сказку опять с конца?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста
С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Сказка, рассказанная мамой перед сном, дает ощущение спокойствия и уверенности. Сказка...
Консультация для родителей "Роль русской народной сказки в воспитании детей".
Роль русских народных сказок для дошколят....
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»
Консультация для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников»...
Консультация для воспитателей «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей 3-4 лет»
В наше время теряются самые драгоценные качества - воспитание трудолюбия, стремление к знаниям, чувство уважения к своей истории, обычаям и традициям, теряется ценность таких понятий, как взаимопонима...
Консультация для педагогов "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов "Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов "Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников "
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку,...