Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с различными видами труда и творчества «В мире профессий»
план-конспект занятия на тему
Методическая разработка цикла план- конспектов НОД
«В мире профессий» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых
с учетом требований ФГОС дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinelnikova_l.i.-razrabotka_professii.docx | 488.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское
Методическая разработка по ознакомлению
старших дошкольников с различными видами труда и творчества
«В мире профессий»
Автор: Синельникова Лариса Ивановна, воспитатель |
с. Борское 2017
Предисловие
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии.
Задачи:
Познакомить детей с профессиями своих родителей, с трудовыми действиями и инструментами необходимыми для их работы.
Дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.
Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
В данном пособии представлен опыт работы по ознакомлению с профессиональной деятельностью взрослых на специально организованных занятиях в соответствии с базовой образовательной программой. Объем знаний, их интеллектуализация и научная направленность реализуются не за счет увеличения учебной нагрузки и занятости, а за счет введения интегративных тем, что способствует развитию познавательного интереса детей, созданию условий для расширения и углубления их знаний, умений и опыта. Конспекты занятий, разработаны для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание представленных конспектов содержат достаточный объем информации, необходимый для качественного усвоения знаний об окружающем, о профессиях взрослых детьми старшего дошкольного возраста, раннему выявлению и развитию предпрофессиональных интересов, склонностей дошкольников. В занятия включены дидактические игры на закрепление знаний детей о профессиях взрослых, подобраны стихи современных авторов, песенный репертуар о людях труда. В методическую разработку вошли 6 конспектов занятий, на которых дети знакомятся с профессиями, орудиями труда, трудовыми процессами, продуктами труда, взаимосвязью в работе людей разных профессий.
Примерный план – конспект
образовательной деятельности по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в страну профессий»
Форма организации детей: подгрупповая
Доминирующая область: «Познавательно-исследовательское развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»:
-Закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в детском саду.
-Воспитывать уважение и любовь к сотрудникам детского сада.
- Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий. Сформировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде.
-Вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно.
«Речевое развитие»:
-Закрепить словарь детей за счет слов, обозначающих названия профессий, орудий труда, глаголов - действий.
-Развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями. Развивать память, внимание.
«Социально-коммуникативное развитие»:
-Формировать желание взаимодействовать с детьми и взрослыми в коллективной деятельности.
«Физическое развитие»:
-Совершенствовать навыки выполнения разнообразных движений
Методы и приемы:
- практические: подвижная игра, игровые упражнения
- наглядные: рассмотрение картинок и игрушек, показ
- словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, чтение стихов
Материалы и оборудование: разнообразные картинки, альбомы: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Что перепутал художник?»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка: «Мы в профессии играем» Игровые упражнения |
Игровая | Д/игра: «Кто что делает?», Д/игра «Ненужные предметы», Д/игра: «Что перепутал художник?» Д/игра: «Дорисуй» |
Продуктивная | Рисование |
Коммуникативная | Вопросы, беседа, с/ игра: «Составь предложение» |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение стихотворения: «Твое призвание». |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Вводная часть. Воспитатель предлагает совершить путешествие в страну профессий. Беседа: - куда ходят каждый день ваши родители? Воспитатель по очереди спрашивает детей, знают ли они, где работают их мама и папа? | Дети отвечают на вопросы воспитателя | Закрепление знаний о профессиях. |
2 | Д/игра: «Кто что делает?» Воспитатель называет профессию и предлагает детям назвать, что делает человек этой профессии. | Дети отвечают на вопросы воспитателя | Закрепление знаний о профессиях. |
3 | Загадки: 1.Он с утра в столовой нашей | Дети отгадывают загадки. | Закреплено умение детей отгадывать загадки. |
4 | Беседа по вопросам: - А где же работают все эти люди? - А какие еще профессии есть в детском саду? - А какими должны быть люди, работающими в детском саду? | В детском саду. Помощник воспитателя, логопед, музыкальный руководитель, методист, плотник, завхоз, кастелянша, слесарь, сторож. заботливые, добрые, ласковые, внимательные, любящие детей, терпеливые, умные, умелые). | Закреплено знание профессий людей работающих в детском саду Закреплен словарь детей за счет слов, обозначающих названия профессий |
5 | Физкультминутка «Мы в профессии играем» Мы в профессии играем (дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются) Их с друзьями называем. Врач, учитель, адвокат, (каждый ребёнок делает шаг вперёд) Президент и дипломат, Сторож, дворник, музыкант, Есть у каждого талант. (руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх) Токарь, швея, продавец, (каждый ребёнок делает шаг вперёд) Менеджер и певец, Колхозник и акушер, Садовод, милиционер, Все профессии нужны, (ходьба по кругу, взявшись за руки) Все профессии важны. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Снято мышечное напряжение. |
6 | Д/игра: «Ненужные предметы». - Выберите себе любую. | Дети выбирают себе профессию и подбирают необходимые предметы необходимые им в работе: парикмахер – фен, ножницы, расческа, лак. | Сформировано умение детей выбирать необходимые предметы для профессии, которую они выбрали по своему желанию. |
7 | Словесная игра: «Составь предложение» Воспитатель предлагает детям составить предложение о человеке своей профессии | Дети составляют предложения и объясняют, зачем им необходимы предметы, которые они отобрали. | Закреплено умение составлять короткий рассказ о профессии. |
8 | Д/игра: «Что перепутал художник?» Воспитатель показывает детям альбом и спрашивает их, правильно ли люди разных профессий: балерина, учитель, строитель, хоккеист, медсестра, боксер, повар, художник выбрали предметы для работы. | Дети рассказывают | Сформировано умение детей называть необходимые предметы для профессии на картинке. |
9 | Чтение стихотворения: «Твое призвание». - Что ж такое профессия? | Слушают стихотворение Это труд, которому человек посвящает всю жизнь. | Сформировано умение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы. |
10 | Д/игра: «Дорисуй» Воспитатель раздает детям картинки и предлагает дорисовать по одному предмету необходимому для его работы. | Дети рисуют предметы необходимые для работы людям разных профессий. | Закреплено знание профессий и умение рисовать. |
Примерный план – конспект образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
с детьми подготовительной к школе группы
Тема: «В гостях у повара» (лепка)
Форма организации детей: подгрупповая
Доминирующая область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Познавательное развитие:
- Формировать первичные представления о себе, других людях.
- Развивать воображение и творческую активность.
Речевое развитие:
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
- Формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.
Художественно- эстетическое развитие:
- Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.
- Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Физическое развитие:
- Развивать равновесие, координацию движений, крупную и мелкую моторику обеих рук.
Методы и приемы:
-практические - упражнения, игра, лепка;
-наглядные - показ, рассматривание тематических иллюстраций, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписей;
-словесные - беседы, вопросы, художественное слово, рассказы детей и воспитателей.
Материалы и атрибуты: картонные листья-подставки для поделки, пластилин, стека, доски для работы с пластилином, жёлуди, полоски белой бумаги (для колпака повара, крупа (рис).
Формы организации детской деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Бабушка кисель варила». Пальчиковая игра «Посуда». |
Игровая | Игры с «поварятами» |
Конструирование | Конструирование из строительного материала. |
Коммуникативная | Составление описательного рассказа по иллюстрации профессии «повар». |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Совместные действия (по уборке рабочего места) |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание тематических иллюстраций с изображениями людей разных профессий. |
Музыкальная | Слушание Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение рассказа о возникновении профессии повар. Обсуждение стихотворения «Кто пришел в детсад с утра?» Разучивание скороговорок «Шестнадцать шашлыков» и «Повар Петя Поварёшкин». |
Продуктивная | Изготовление поделки из пластилина, природного материала (жёлудя) и бумаги (полоски белой бумаги -колпак повара). |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель проводит вводную часть занятия: напоминает детям тему недели - «Профессии», демонстрирует детям тематические иллюстрации с изображениями людей разных профессий, и говорит о том, что сегодня поговорят о профессии повара. | Дети внимательно слушают воспитателя, рассматриваю тематические иллюстрации. | Закреплены первичные представления о других людях, о профессии повара. |
2 | Читает детям стихотворение: Кто пришел в детсад с утра? Это наши повара. Каша к завтраку готова, Каша сварена. Ура! Кто сварил душистый суп И гарнир из разных круп? Кто нам булочки испек Или яблочный пирог? Это наши повара Трудятся с шести утра. Дорогие повара, Взрослые и детвора Вам спасибо говорят, От души благодарят За борщи, котлеты, кашу. Ценим мы работу вашу! | Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы по содержанию художественного произведения. | Сопереживают персонажам художественного произведения. Развивается связная, грамматически правильная диалогическая речь. |
3 | Воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по иллюстрации профессии «повар», по уже знакомой схеме: - как называется профессия; - где работает представитель данной профессии; -спецодежда; - что делает; - какие инструменты ему необходимы для его работы. | Дети составляют описательный рассказ по иллюстрации, опираясь на схему. | Развивается монологическая речь. |
4 | Воспитатель предлагает детям отдохнуть и выполнить физкультминутку «Бабушка кисель варила» (под музыку) Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора) В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.) Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.) Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.) Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.) Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.) У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.) Бабуля плачет: «Ай-ай-ай! » (Руки вновь показывают горку.) «Не плачь, бабуля, не рыдай! » (Руки «утирают слезы».) Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».) Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».) Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.) | Дети выполняют физкультминутку в соответствии с текстом | Развивается координация движений. Воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор. |
5 | Воспитатель предлагает детям послушать, как другие авторы описали эту интересную профессию, и зачитывает детям рассказ о возникновении профессии повар. Воспитатель даёт детям задание – внимательно слушать рассказ и запомнить новые сведения о данной профессии. | Дети внимательно слушают воспитателя, запоминают новую информацию. | Понимают на слух тексты различных жанров детской литературы. |
6 | Воспитатель предлагает детям перед началом лепки, размять свои пальчики и выполнить пальчиковую игру «Посуда». Мясо резали ножом (прямая ладонь ходит вперёд-назад), Вилочкою брали (указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные придерживаются большим); Сели чай попить вдвоём, (левая рука с полусогнутыми пальцами – «чашка» - описывает полукруг и ставится на ладонь правой – «блюдце»); Сахар размешали (левая рука остаётся «чашкой», вращаем над ней указательным пальцем правой руки – «размешиваем сахар в чашке»). | Дети выполняют пальчиковую игру, в соответствии с текстом (и показом образа действий воспитателем). | Развивается крупная и мелкая моторика обеих рук. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками |
7 | Воспитатель предлагает детям выполнить поделку из пластилина, природного материала (жёлудя) и бумаги (полоски белой бумаги -колпак повара). | Дети поэтапно выполняют поделку. | Развивается воображение и творческая активность, мелкая моторика рук. Формируется самостоятельная творческая деятельность детей. |
8 | Воспитатель предлагает детям потренироваться в произношении звука [ш], и выучить скороговорки «Шестнадцать шашлыков» «Школьник Шура Шумаков Слопал десять шашлыков, К десяти прибавил шесть – И теперь ни встать, ни сесть» «Повар Петя Поварёшкин» Повар Петя Поварёшкин, Доктор кухонный наук, Самый лучший друг картошкин И морковкин лучший друг. | Дети тренируются в произношении звука [ш], посредством заучивания скороговорок. | Развивается звуковая культура речи, фонематический слух. |
9 | Воспитатель предлагает рассмотреть готовые поделки и обыграть их. | Рассматривают поварят, играют с ними (строят для них столовую их строительного материла, готовят еду и т.д.) | Развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. |
10 | Итог. Предлагает убрать рабочие места. | Говорят, чем понравилось заниматься, что расскажут родителям. Убирают рабочие места. | Формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества. |
Примерный план – конспект
образовательной деятельности по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Форма организации детей: подгрупповая
Доминирующая область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»:
-Формировать представления детей о многообразии профессий.
«Речевое развитие»:
-Развивать и совершенствовать словарь детей по данной теме
-Совершенствовать лексико-грамматические категории по данной теме
«Социально-коммуникативное развитие»:
-Формировать у детей уважительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
«Художественно-эстетическое развитие»:
-Развивать графические и художественные способности, умение работать парами
«Физическое развитие»:
-Развивать моторные способности
Методы и приемы:
- практические: подвижная игра «Маляры», дидактические игры «Назови-ка», «Один -много», «Угадай профессию», « Подбери действия», «Нелепицы», «Кто чем работает?», пальчиковая игра «Наперсток»
- наглядные: демонстрация реалистичного картинного материала по теме: Альбом «Детям о профессиях», карточки с заданием.
-словесные: загадывание загадок, беседа, чтение рассказа и стихотворения, пересказ рассказа «Все профессии важны!»
Материалы и оборудование: Альбом «Детям о профессиях», раздаточные карточки «Инструменты», «Четвертый лишний», макет из картона «Детский сад»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Подвижная игра «Маляры», Пальчиковая гимнастика «Напёрсток» |
Игровая | Игры с мячом |
Продуктивная | Обводка по контуру и раскрашивание инструментов |
Познавательно – исследовательская | Рассматривание картин, иллюстраций. Беседа «Все профессии важны, выбирай на вкус!» |
Коммуникативная | Речевые игры: «Назови-ка», «Один -много», «Угадай профессию», « Подбери действия», «Нелепицы», «Кто чем работает?», «Разные профессии» |
Чтение художественной литературы (восприятие) | Чтение рассказа «Все профессии важны!», стихотворения «Разные профессии» |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Моделирование ситуации. Воспитатель вносит сюжетные картинки с изображением разных профессий, предлагает детям поиграть в игру «Угадай профессию» Лечит людей (кто?)- Водит машины?- Учит детей в школе?- Продает товары?- Строит дома?- Воспитывает детей в детском саду?- | Дети сидят за столами парами, рассматривают картинки, играют в игру «Угадай профессию» | Проявляют интерес к общению и игровой ситуации. Верно определяют и лексически правильно называют профессии. |
2. | Беседа «Строительные профессии» -Сегодня, мы с вами отправимся на стройплощадку, будем строить здание детского сада, а строительным материалом будут слова, обозначающие профессии. | Слушают воспитателя, рассматривают сюжетные картинки по теме, участвуют в диалогах, отвечают на вопросы полным ответом | Осознанно вовлекаются в процесс постройки детского сада, пополняют словарь по теме |
3. | Игра-интервью «Назови-ка строительные профессии» | Работают в парах, задают друг другу вопросы о строительных профессиях | Грамматически верно называют строительные профессии и чем занимаются люди этих профессий |
4. | Подвижная игра «Маляры» Маляры известку носят, (идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра) Стены кистью купоросят (повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью) Не спеша разводят мел (наклонились, мешают воображаемой кистью в ведре) Я бы тоже так сумел («красят») | Встают в круг, выполняют движения по тексту | Двигаются, координируют речевые навыки с движением тела, снимают физическое напряжение |
5. | -Продолжаем нашу стройку, чем больше профессий назовете, тем крепче фундамент нашего садика Дидактические игры: «Один -много», «Угадай профессию», «Подбери действия», «Нелепицы», «Кто чем работает?» | Играют в дидактические игры с мячом, при броске мяча отвечают на вопросы | Полным предложение отвечают на вопросы по очереди, какие-то ответы хором |
6. | Упражнение «Обведи по контуру и раскрась инструменты» | Выбирают вид игровой деятельности, работают в парах, один ребёнок обводит, другой раскрашивает | Развивают графические и художественные способности, умение работать парами. |
7. | Пальчиковая игра «Наперсток» Вышивает, шьет иголка, | Выполняют движения пальчиковой гимнастики | Развивают мелкую моторику рук. |
8. | Чтение рассказа «Все профессии важны!» | Слушают текст рассказа, отвечают на вопросы воспитателя по тексту | Грамматически правильно, полным ответом отвечают на вопросы воспитателя |
9. | Упражнение «Четвертый лишний» После стройки остается много мусора, давайте уберем все лишнее. | Смотрят презентацию и убирают лишнюю картинку | Развивают мышление, закрепляют обобщающее понятие о профессиях |
10. | -Ну, вот замечательный детский сад у нас получился! А все потому - что, строили его по правилам, зная много различных профессий! Чтение стихотворения «Разные профессии» Поезд водит- Пашет поле- Самолетом правит- Клеит книги- В школе учит нас- Строит здания – Красит стены нам- Мебель делает- Песни нам поет- Торговлей занят- Пишет красками – Сапоги сошьет- В жаркой кузнице- А кто всех знает- | Рассматривают макет детского сада, слушают стихотворение «Разные профессии» в рифму подбирают слова-профессии | Верно используют в речи название профессий, грамматически правильно строят предложения |
Примерный план – конспект
образовательной деятельности по социально - коммуникативному
развитию с детьми подготовительной к школе группы
Тема: «Знакомство с профессиями театра»
Форма организации детей: подгрупповая
Доминирующая область: «Социально-коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
«Социально-коммуникативное развитие»:
-Расширить первичные представления о труде творческих профессий театра, предоставить возможность детям попробовать себя в роли актера, костюмера, гримера, декоратора, осветителя; показать результаты их труда, а также почувствовать значимость их труда.
-Закреплять умение моделировать грим сказочных героев, дополнять их деталями, обогащающими грим.
-Пополнять опыт детей определять и устанавливать на сцене декорации в определенном месте сцены.
-Продолжать учить детей творчески решать проблемные ситуации.
«Речевое развитие»:
-Активизировать и пополнить словарь детей названиями театральных профессий: костюмера, гримера, декоратора, осветителя, режиссера.
Закреплять умение поддерживать беседу.
-Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану.
«Познавательное развитие»:
-Способствовать формированию у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач.
-Развивать пространственную ориентировку детей, способность к анализу, сравнению.
«Художественно- эстетическое развитие»:
-Продолжать совершенствовать слуховое и зрительное внимание, творческое воображение.
-Развивать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли героя.
-Воспитывать ценностное отношение к людям творческих профессий театра, уважение к ним, любовь к театру, вызвать желание посещать театр.
Методы и приемы:
-практические: игры: «Узнай и назови!», «Подбери костюм герою», «Загримируй героя», «Подбери и установи правильно декорации на сцену», «Мы - осветители сцены»
-наглядные: рассматривание слайдов, слушание музыки, моделирование на сцене предметами декорации, моделирование грима герою, подбор костюма для Красной шапочки и гусара, освещение сцены фонариками
-словесные: художественное слово, вопросы к детям, ответы детей, пояснение, повторение и уточнение, указания к действию, похвала, поощрение.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, слайдовая презентация, наборы костюмов героев (гусар и Красная шапочка), листы белой бумаги с нанесенным контуром лица с глазами и носом, части лица (брови узкие, широкие, прямые, приподнятые, губы пухлые, тонкие, губы в улыбке и сердитые), контуры волос разного цвета и разной длины, контуры головных уборов, фотографии героев в костюмах гусара и Красной шапочки, декорации: 2 елочки разной высоты, дом, цветы, игрушки лесных животных, птичка, ширма для сцены, вешалка для костюмов, костюмы для разных героев и атрибуты к ним, фонарики -6шт.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка в виде танца-игры «Поссорились-помирились!» |
Игровая | Игры: «Узнай и назови!», «Подбери костюм герою», «Загримируй героя», «Подбери и установи правильно декорации на сцену», «Мы - осветители сцены» |
Коммуникативная | ситуативные разговоры, беседа, игровые ситуации |
Музыкальная | Слушание песни «Театр», музыкальное сопровождение игры «Загримируй героя» и физкультминутки «Поссорились-помирились!» |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение стихотворения о театре |
Познавательно-исследовательская | Моделирование грима герою; моделирование сцены декорациями |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
1 | Слайд №1 Пустой зрительный зал со сценой в театре Воспитатель приглашает детей на экскурсии и предлагает отгадать звуковую загадку о том месте, где будет происходить экскурсия. Звучит аудиозапись 3 звонков, затем слышится обращение: «Уважаемые зрители! Убедительно просим вас перед началом спектакля отключить сотовые телефоны!». Воспитатель выясняет, где, в каком месте можно услышать такое обращение к зрителям? Выслушивает предположения детей, подводит к мысли, что речь идет о театре. Воспитатель читает стихотворение: «В страну театра я открываю дверь. И папы побывали в ней, и мамы все, поверь! И взрослые, и дети дадут тебе ответ, Что лучше, чем театр, страны на свете нет!» | Дети строят предположения, слушают стихотворение, рассматривают слайд, отвечают на вопросы воспитателя. Дети строят предположения, слушают стихотворение, отвечают на вопросы воспитателя | Сформирован интерес к предстоящей деятельности, дети включены в образовательную деятельность. Пополнен опыт в отгадывании звуковой загадки. Закреплено умение в построении связного предположения о театре. Пополнен литературный багаж стихотворением о театре. |
2 | Слайд № 2 Здание Самарского театра драмы имени Горького. Обращает внимание на слайд, сообщает, что это - Самарский театр драмы имени Горького. Воспитатель выясняет у детей их представления детей о назначении театре. Делает вывод, что театр – это праздник, и большинство людей приходят в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. | Дети рассматривают слайд, отвечают на вопросы воспитателя | Закреплено умение в построении связного предложения о назначении театра. Расширены представления о театре как о месте, где человек может посмотреть театр, развлечься, отдохнуть. |
3 | Слайд № 3 сцена театра с закрытым занавесом. Выясняет у детей, что изображено на экране? | Дети рассматривают слайд, отвечают на вопросы воспитателя | Закреплены представления детей о том, что происходит в театре при закрытом и открытом занавесе. |
4 | Слайд № 4 сцена театра с открытым занавесом и на ней появляются актеры. Подводит детей к мысли, что чтобы превратиться в героя спектакля актер меняет голос, походку, одежду, цвет волос, гримирует лицо, учит слова к роли и много репетирует, а для этого ему необходима помощь многих людей, которые работают в театре. Хотите узнать, кто помогает актеру? | Смотрят на слайды и отвечают на вопросы | Уточнены представления детей как актер готовит себя к роли в спектакле. Пополнен опыт в построении связного предложения о подготовке актера к роли. |
5 | Слайд №5 сцена театра с закрытым занавесом. Предлагает очутиться за закрытым занавесом и познакомиться с профессиями этих людей и принять участие в подготовке к спектаклю в театре. Просит повторить волшебные слова «Вокруг себя повернись и в театре очутись!» | Дети соглашаются познакомиться с профессиями театра, повторяют слова, выполняют действия. | Сформирован интерес к предстоящей деятельности: познакомиться с профессиями театра и принять участие в подготовке к спектаклю. |
6 | Слайд № 6 актеры в костюмах на сцене. Обращает внимание детей на слайд, выясняет их знания о профессии человека, который помогает актеру подобрать костюм к роли. Слайд № 7 Работа костюмера | Дети высказывают свои предположения. | Уточнены представления детей о назначении профессии костюмера. |
7 | Слайд № 8 Костюмерная Рассказывает детям, что в каждом театре есть костюмерная, где хранятся костюмы героев к различным спектаклям. Приглашает детей пройти в костюмерную, подводит их к вешалке с костюмами и к столу с атрибутами к костюмам героев. Предлагает представить себя костюмерами, разделиться на 2 подгруппы и выполнить задания: первой подгруппе костюмеров подобрать костюм для гусара, а второй - костюм Красной шапочки. Организуется игра «Подбери костюм для героя» Хвалит детей за правильный выбор костюма и атрибутов. | Дети делятся на подгруппы, подходят к вешалке с разными костюмами и к столу с атрибутами. Затем одна подгруппа костюмеров подбирает костюм для гусара, а другая - костюм Красной шапочки, а также необходимые атрибуты к ним, ориентируясь на фотографию героев. | Пополнен опыт детей определить своего героя, подобрать костюм и необходимые атрибуты к нему. Закреплен навык взаимоотношения сотрудничества при выполнении учебной задачи. |
8 | Слайд № 9 Виды грима Выясняет, что еще нужно предпринять актеру, чтобы быть похожим на своего героя? Воспитатель выслушивает предположения детей и говорит, что дальше за дело берется гример. Выясняет представления детей о профессии гримера. Слайд № 10 Работа гримера. Делает вывод, что гример гримирует актера: раскрашивает лицо, приклеивает усы, нос, изменяет цвет и длину волос. Слайд № 11 две фотографии: актер без грима и в гриме Обращает внимание на слайд №11 и говорит, что опытный мастер-гример может изменить лицо актера до неузнаваемости. | Дети смотрят на слайд и высказывают свои предположения. | Уточнены представления детей о назначении профессии гримера. Закреплено умение в построении связного предложения о работе гримера. |
9 | Воспитатель предлагает поиграть в игру «Загримируй актера». Предлагает подойти к столам, где лежат листочки с изображением контура лица с глазами и носом. Предлагает подобрать необходимые элементы грима для своего героя и приклеить их. | Приклеивают элементы грима на лист с контуром лица по своему желанию. | Реализованы творческие возможности детей по моделированию грима герою по своему желанию. |
10 | Просит детей показать свою работу, назвать настроение своего загримированного героя. Хвалит детей за то, что проявили себя как настоящие гримеры. | Показывают свою работу, определяют и называют характер своего героя. | Пополнен опыт определять и называть настроение своего героя в соответствии с гримом. |
11 | Воспитатель сообщает, что костюмы подобраны, грим нанесен и предлагает поупражняться в актерском мастерстве. Знакомит детей со следующей профессией театра - режиссером. Рассказывает, что человек этой профессии учит актеров правильно говорить, двигаться, вести себя, дает советы, чтобы роль получилась лучше. Берет на себя роль режиссера, а детям предлагает быть актерами и приглашает на физкультминутку. | Дети слушают рассказ о режиссере, соглашаются поиграть в актеров. | Расширены первоначальные представления детей о профессии режиссера в театре. |
12 | Слайд № 12 Мальчик с девочкой. Организуется под музыкальное сопровождение физкультминутка «Поссорились-помирились!» (в виде танца-игры). Раз-ладошка, два – ладошка, Хлопают мальчишки Покружились, покружились девочки-малышки Погрози, погрози, погрози немножко, Рассердись, отвернись, Громко топни ножкой Грустно мне, скучно мне, Не хочу сердиться! Чтобы петь и плясать, Нужно помириться! Посмотри, посмотри на меня, дружочек! Повернись, улыбнись, обними разочек! Раз-ладошка, два – ладошка, Хлопают мальчишки Покружились, покружились девочки-малышки Ты на ушко мне шепни, расскажи, дружочек! Посмотри, улыбнись, обними разочек! | Дети выполняют движения по показу воспитателя в соответствии с текстом физкультминутки. Протягивают руки попеременно вперед ладошкой вверх Хлопают мальчишки Кружатся девочки Грозят пальцем Сердятся, отворачиваются Топают ножкой Пожимают плечами, сделав грустное лицо Отрицательно качают головой Ставят поочередно руки на пояс Руки сомкнуты в рукопожатии перед собой Поворачиваются лицом друг к другу Улыбаются и обнимаются друг с другом Протягивают руки попеременно вперед ладошкой вверх Хлопают мальчишки Кружатся девочки Поворачиваются друг к другу и шепчут Улыбаются и обнимаются друг с другом | Снята психо-эмоциональная напряженность детей. Удовлетворены потребности детей в движении. Пополнен опыт детей выполнять движения в соответствии с текстом физкультминутки по показу воспитателя |
13 | Слайд №13. Работа декоратора на сцене. Воспитатель говорит, что актеры к спектаклю готовы, а теперь нужно подготовить к спектаклю сцену. Выясняет у детей их представление о подготовке сцены к спектаклю. Подводит детей к умозаключению, перед спектаклем необходимо украсить сцену, а для этого нужны разные декорации: предметы мебели, деревья, посуда и т.д. Выясняет представления детей о профессии декоратора. Подводит их к мысли, что декораторы придумывают и создают декорации, которые необходимы для спектакля. Воспитатель предлагает поиграть в декораторов и приглашает пройти в реквизитную комнату, где хранятся разные декорации. | Смотрят на слайд и отвечают на вопросы, соглашаются поиграть в декораторов. | Расширены представления детей о назначении профессии декоратора. Закреплено умение в построении связного предложения о работе декоратора. |
14 | Организуется игра «Подбери и правильно поставь декорации на сцену». Дает задание декораторам: подготовить сцену к спектаклю, действие которого будет происходить в лесу. Ставит ширму-сцену перед детьми. Предлагает выбрать и взять по одному предмету декорации, а затем поставить на условную сцену в указанном воспитателем направлении. Хвалит детей за интересный подбор декораций для леса. | Каждый ребенок определяет один предмет декорации для леса, затем ставит его на условную сцену в указанном воспитателем направлении. | Пополнен опыт детей ориентироваться на ограниченной территории- на условной сцене, располагать предметы декорации в указанном направлении |
15 | Слайд №14 Освещенная софитами сцена. Воспитатель рассказывает, что действие спектакля может происходить в разное время суток, даже ночью, иногда нужны специальные световые спецэффекты и тут на помощь приходят люди еще одной профессии - осветители. Организуется игра «Мы - осветители сцены». Предлагает детям поиграть в осветителей сцены, взять в руки фонарики и осветить декорации в указанном воспитателем направлении. Хвалит детей и говорит, что они показали себя настоящими осветителями сцены. | Дети направляют свет фонарика в указанном направлении. | Закреплено умение ориентироваться в пространстве, направлять свет фонарика в указанном направлении |
16 | Слайд № 15 Работа костюмера, гримера, декоратора, осветителя. Воспитатель сообщает о завершении экскурсии в театр. Просит повторить слова: «Вокруг себя повернись и в детском саде очутись!» Предлагает вспомнить и назвать в кого они играли сегодня? в кого мы сегодня играли? Выясняет у детей, можно ли обойтись без этих профессий в театре? Делает вывод, что все профессии важны, все профессии нужны. Подводит детей к мысли, что только тогда, когда все в театре работают дружно, получается хороший спектакль, который доставит радость зрителям, станет для них настоящим праздником | Дети перечисляют профессии, высказывают свои предположения. | Пополнен опыт детей в связном высказывании о значении театральных профессий. Вызван эмоциональный отклик от знакомства с профессиями театра. |
17 | Слайд№16 Актеры вышли на поклон. Благодарит детей за экскурсию и вручает детям под аудиозапись песни «Театр» театральные маски и выражает надежду, что дети будут использовать их в игре в театр и вспоминать об этой встрече. | Дети слушают песню «Театр», благодарят за маски. | Закреплен навык вежливого поведения с окружающими. Вызван эмоциональный отклик на песню о театре и на подарок. |
Примерный план – конспект
образовательной деятельности по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Поможем Незнайке выбрать профессию».
Форма организации детей: подгрупповая
Доминирующая область: «Познавательно-исследовательское развитие»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»:
-Расширение кругозора и познавательного интереса детей к профессиям;
-познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, врача, космонавта, моряка и т.д.
«Речевое развитие»:
-способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
«Социально-коммуникативное развитие»:
-создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Методы и приемы:
-словесные: Беседа, вопросы, загадывание загадок
-практические: Физкультминутка «Профессии»
-наглядные: Развивающая игра «Профессии» с использованием ЭОР
Материал и оборудование: интерактивная доска, презентация Microsoft PowerPoint, игрушка Незнайка.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Развивающая игра «Профессии» с использованием ЭОР |
Речевая | Беседа, вопросы, загадывание загадок |
Двигательная | Физкультминутка «Профессии» |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
1 | Вводная часть. Дети встают в круг вместе с воспитателем. - Эй, ребята, шире круг! Ты мой друг и я твой друг! Встрепенулись, потянулись, улыбнулись и проснулись. Протяни соседу руку. Поприветствуем друг друга! На меня все посмотрели и тихонечко присели. | Выполняют движения в соответствии с текстом | Включаются в образовательную деятельность. |
2 | Сюрпризный момент. - Ребята, сегодня у нас необычный гость. Отгадайте, кто это? Этот мальчик - коротышка Фантазер и хвастунишка. За многое он берется, Но ничего ему толком не удается. - Правильно! Это Незнайка. Поздоровайтесь. - Ребята, Незнайка пришёл к нам за помощью. Он никак не может решить кем бы ему стать, когда вырастет и просит у нас совета. А вы когда-нибудь задумывались о том, кем хотите стать? Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие бывают профессии? Я сейчас загадаю вам загадки, а вы вместе с Незнайкой попробуйте их отгадать. | Отгадывают загадку. Приветствуют Незнайку Внимательно слушают. Соглашаются помочь Незнайке. | Учатся думать и анализировать. Развивается интерес к игре. |
3 | Загадывание загадок. 1.Зовут его, когда больны,- Заботы так его нужны! Уверенно он в дом войдёт, К больному близко подойдёт, Пощупает горяч ли лоб, Достанет свой фонендоскоп, Послушает, заглянет в рот, Рецепт оставит и уйдёт. Больному легче станет вдруг. Скажите, кто же этот друг? - Правильно, ребята. Это-врач 2.Тревожный номер 01, Ты не останешься один. Гудят пронзительно сирены- Начало для пожарной смены: Необходимо им спешить, Пожар опасный потушить. - Правильно, ребята. Это-пожарный 3. У этой волшебницы, Этой художницы Не кисти и краски, А гребень и ножницы. Она обладает таинственной силой: К кому прикоснётся- Тот станет красивей. - Правильно, ребята. Это-парикмахер. 4. Кто такие вкусные Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? - Конечно это - повар 5. Средь облаков, на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо жили люди в нём. - Это строитель 6. У ракеты есть водитель, 7. - Ищет он во тьме маяк, потому что он... - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! | Дети отгадывают загадки. Ответы детей: - Врач Ответы детей: - Пожарный Ответы детей: - Парикмахер Ответы детей: - Повар Ответы детей: - Строитель Ответы детей: - Космонавт Ответы детей: - Моряк | Учатся думать и анализировать. Учатся думать и анализировать. Учатся думать и анализировать. |
4 | Физкультминутка «Профессии» Много профессий Руки на поясе – повороты туловища вправо- О них поговорим сейчас: Развести руки в стороны. Вот швея рубашки шьет, Движения воображаемой иглой. Повар варит нам компот, «Мешаем» поварешкой. Самолет ведет пилот - Руки – в стороны, На посадку и на взлет. Опускают их вниз, поднимают вверх. Доктор ставит нам уколы Скрестить ук. пальцы над головой. И охранник есть у школы. Руки – согнуты в локтях «силовой жест» Каменщик кладет кирпич, Попеременно кладет кисти рук одна на другую А охотник ловит дичь Делают бинокль из пальчиков. Есть учитель, есть кузнец, Загибают пальцы, перечисляя профессии Балерина и певец. Чтоб профессии иметь, Разгибаем пальцы. Надо много знать, уметь Повороты кистями (тыльная сторона ладошки). Хорошо дружок учись! Погрозить пальчиком. И, конечно, не ленись! Отрицательное движение указательным пальцем. | Дети выполняют движения согласно тексту. | Получают заряд бодрости. Удовлетворяется потребность в движении. |
5 | Развивающая игра «Профессии с использованием ЭОР - Профессию человека можно определить по форме одежды и предметам или инструментам, которые он использует в своей работе. А теперь давайте поиграем с Незнайкой! Проводится развивающая игра «Профессии». В ходе игры дети определяют, какие предметы необходимы нашим специалистам во время работы. | Дети внимательно рассматривают слайды и подбирают предметы для работы людям разных профессий. Ответы детей. Дети беседуют с воспитателем. | Развитие логического мышления и речи. |
6 | Рефлексия. - Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? - Какие профессии называли? - Давайте вспомним, как можно определить профессию человека? - Спасибо вам за работу! Незнайка: Мне очень понравилось у вас в гостях. Я решил стать пожарным, когда вырасту. До свидания! До новых встреч! | Отвечают на вопросы воспитателя Прощаются с Незнайкой. | Правильно и четко выражают свои мысли. |
Примерный план – конспект
образовательной деятельности по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Знакомство с профессией строителя».
Форма организации детей: подгрупповая
Доминирующая область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
«Познавательное развитие»:
-углубить представления детей об окружающей действительности. Обогатить и уточнить представления о профессии строителя, о труде рабочих разных специальностей, о том, чтобы построить дом нужен чертеж, что чертежи делают в специальных учреждениях- конструктивных бюро инженеры – конструкторы, о том, что при строительстве дома необходимы люди следующих профессий: столяр, плотник, крановщик, маляр, паркетчик, сантехник.
«Речевое развитие»:
-обогатить словарь новыми словами: инженер-конструктор, инженерное бюро, монтажники, делать кладку кирпичом, штукатурить. Продолжать использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением: строитель, рабочий.
-совершенствовать диалогическую речь. Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать культуру общения.
«Социально-коммуникативное развитие»:
-воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать позитивное отношение к труду строителя, показать важность данной профессии.
Методы и приемы:
- практические: игровые упражнения
- наглядные: просмотр презентации «Строительные специальности», рассматривание костюма строителя, рассматривание макета дома.
- словесные: рассказывание, чтение стихотворения, беседа
Материалы и оборудование: картина «Строительство дома», кукла в костюме строителя, проектор, компьютер, иллюстрации, презентация «Строительные специальности», стихотворение « Кто построил дом?»
К. Нефедовой, макет трехэтажного дома, мольберты -6 шт., бумага, простые карандаши, конструктор «Лего», «Большой строительный набор», машины, небольшие куклы, игрушки для обыгрывания постройки.
Предварительная работа: чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» рассматривание иллюстраций на тему «Строители». Просмотр презентаций «Строители», «Новый дом», «Изба, каменный дом, крепость»; создание альбома «Строители», «Виды транспорта», «Одежда рабочего»; сюжетно-ролевая игра «Мы – строители»
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | игровые упражнения |
Игровая | Игровые ситуации, конструктивные игры |
Коммуникативная | Беседы, вопросы |
Продуктивная | Рисование «чертеж дома» |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Рассказывание, чтение стихотворения |
Конструирование | конструктивные игры |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Организационный момент. Воспитатель привлекает внимание детей. Вносит большую картину «Строительство дома» Читает стихотворение: «На стройке без дела никто не стоит, с утра и до ночи работа кипит. Рычит экскаватор – работник умелый, на стройке он первым берется за дело. Без устали грузы привозят машины: кирпич и цемент, рамы, жесть и резины. Рабочие стены умело кладут, кирпичные стены вверх быстро растут. Прошел быстро год, и построили дом. Уже новоселы живут в доме том!» | Дети подходят к воспитателю. Слушают стихотворение. | Настрой на предстоящую деятельность. Собрать детей, сосредоточит их внимание. |
2 | Игровая ситуация «Клепа – строитель». Воспитатель обращает внимание на игрушку мальчик в одежде строителя, в каске, в перчатках, в комбинезоне. - Это –Клепа. Посмотрите, какой макет дома принес нам Клепа. Воспитатель предлагает рассмотреть макет. Педагог спрашивает у детей. - А, вы, знаете, кто строит дома? Как вы думаете, кем работает Клепа? Он – строитель. Посмотрите, какая у него специальная одежда, каска, он хочет проверить, все ли дети знают о том, кто строит дома для чего строители специальная форма? | Дети воспринимают рассказ воспитателя. Дети рассматривают куклу, макет дома. Воспринимают рассказ воспитателя. Отвечают на вопросы. | Дети заинтересованы, внимание у них сосредоточено, направлено на сохранение правильной осанки. Определит знания детей по видам строительных профессий. |
3 | Воспитатель предлагает детям сесть полукругом на расстоянии 2,5 метра от экрана интерактивной доски. Спрашивает у ребят: - Люди каких профессий помогают в строительстве дома? (столяр, плотник, крановщик, маляр, монтажник и т.д.) - Как можно назвать все эти профессии, одним словом? (строители) | Дети располагаются на стульях Отвечают на вопросы. | Ребята вспомнили, какие строительные профессии им знакомы. Дети закрепили в речи слова-обобщения. |
4 | Презентация «Строительные специальности» - Чтобы построить дом, необходимо иметь чертеж. Чертежи делают в специальных бюро инженеры. - Кто делает чертежи? (конструкторы-инженеры) (слайд «Инженеры-конструкторы) - Где создают чертежи? (в инженерных бюро) - Как вы думаете, когда строят дом, можно ли нельзя обойтись без каменщиков? (Их работа очень важна, они возводят стены из кирпича). Рассказ педагога сопровождается показом презентации с различными видами строительных профессий. - Кто такие монтажники? Без монтажников сложно построить высокий дом. Они монтируют перекрытия. Кровельщики кроют крышу, маляры штукатурят и красят внутреннее пространство здания, плотники делают окна, двери, которые изготовлены из дерева. Сантехники устанавливают раковины, унитазы, ванны. - Видите, ребята, сколько строительных специальностей понадобится, чтобы построить дом. | Дети воспринимают информацию со слайдов. Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. | Обогащен словарь новыми словами: инженер-конструктор, инженерное бюро, монтажники, делать кладку кирпичом, штукатурить. Дети используют в речи синонимы, существительные с обобщающим значением: строитель, рабочий |
5 | Игровое упражнение. Педагог организует игровое упражнение с речевым содержанием «Кто построил дом» К.Нефедовой - Если строить новый дом, Чтобы люди жили в нем. Нужно знания иметь И профессией владеть. Архитектор строит дом За компьютерным столом… | Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, лицом к центру круга. Идут по кругу, произнося слова стихотворения. Останавливаются на месте, хлопают в ладоши. Сжимают - разжимают пальцы рук перед грудью. | Создано положительное эмоциональное настроение. Обеспечена потребность детей в движении, снятии мышечного напряжения… |
6 | - Посмотрите у Клепы на груди медаль. За добросовестный труд рабочих любой строительной профессии награждают грамотами, медалями. О героях труда рассказывают по радио, телевидению, пишут в газетах. Люди работают в любое время года, и в холод, и в грязь. Строитель – очень важная, ответственная работа. | Дети занимают свои места на стульях. Рассматривают медаль. | У детей формируется положительное отношение к труду, понимают значимость труда строителя. |
7 | Беседа по вопросам: - А у кого родители – строители? - Если бы вы стали строителями, какие специальности вы бы выбрали? (столяр, плотник, маляр…) - Что бы ты делал, если бы работал плотником? (делал из дерева двери, полки и ставил их в доме) - Как вы думаете, кто строит детские сады, школы? | Дети отвечают на вопросы. | Закрепляют в речи названия строительных профессий, названия действий каждой специальности. Закрепляют обобщающее слово «строители». |
8 | Педагог предлагает посмотреть макет дома, который принес Клепа, рассмотреть различные дома на картинках. Предлагает нарисовать чертеж дома. - Давайте превратимся в инженеров и составим чертеж дома, который хотим построить. Дети работают в парах. Выполняют чертеж простым карандашом. Педагог предлагает построить дом по своему чертежу, превратиться в рабочих строительных профессий. | Дети в парах подходят и, по желанию, кто к мольбертам, кто к столам, берут карандаши, бумагу и рисуют «чертеж дома» | Закреплено умение рисовать карандашами. |
9 | Рефлексия: Педагог спрашивает: - Какие строительные профессии мы с вами знаем? - Какую новую профессию вы узнали? - Что интересного сегодня было на занятии? | Дети высказывают свои мнения | Дети закрепили знания о профессии в общем и о профессии «строитель» в частности. В ходе занятия дети много узнали нового о профессии «строитель». У детей возникло желание изготавливать и строить, проявлять творчество, фантазию. Появилось чувство гордости от того, что они стали «Строителями» – маленькими помощниками. |
10 | НОД плавно переходит в сюжетно-ролевую игру «Строим дом». В процессе игру педагог руководит игрой, взяв на себе роль бригадира, закрепляет в речи детей названия строительных специальностей, особенности труда каждой профессии. | Дети продолжают играть в уголке конструирования, по желанию выбирают различные виды конструктора. Берут необходимые игровые набора для игры. | Дети заинтересованы дальнейшей деятельностью. |
Приложение
Рассказ о возникновении профессии повара.
Древний человек не готовил себе еду. Все что он находил и собирал, он ел сырым. Так происходило потому, что человек не знал способа приготовления пищи и не умел добыть огонь. Но даже когда он научился разводить костер, он использовал огонь сначала только для получения тепла или для отпугивания животных.
Наверное, какое-то из убитых животных было брошено после охоты около углей. Через какое-то время человек увидел, что мясо потемнело, и оно нравится ему больше сырого. Так он догадался, что пища становится лучше при приготовлении.
Посуды тогда не было, и поэтому, первобытный человек готовил пищу на горячих камнях вокруг открытого огня. Широкие листья растений заменяли ему тарелки, чашкой и одновременно кастрюлей служила пустая тыква, разрезанная пополам.
Первой плитой для древних поваров стала выложенная камнями яма с тлеющими углями. Тогдашние повара накрывали яму шкурой, и пища варилась в ней, как в большой кастрюле с крышкой.
Прошло время, и человек научился делать первые примитивные кастрюли и чайники. Для этого брали корзину, обмазывали ее глиной и давали ей засохнуть и затвердеть. В этих кастрюлях на огне, с водой и без нее, можно было приготовить еду.
Так в древнем обществе появилась новая профессия повар.
Этапы выполнения поделки:
1. На доске для пластилина раскатываем шарик, средней величины. Когда шарик готов, крепим его к туловищу повара – жёлудю (предварительно, сняв шапочку жёлудя);
2. На доске раскатывает две колбаски одинаковой длины и ширины – это будут руки повара. Получившиеся колбаски крепим к жёлудю, формируя у них кисти рук повара.
Одну руку повара крепим согнутой на поясе, вторую – согнутой, и смотрящей ладошкой вверх.
3. На доске раскатываем два овала одинаковой длины и ширины – это будут башмачки нашего повара. Из получившихся овалов формируем башмачки повара.
4. На шарике поделки (лице повара) с помощью маленьких шариков и овала выкладываем лицо повара (нос, глаза, рот);
5. На ладошку, смотрящую вверх, крепим шапочку жёлудя, как будто повар держит тарелку, и насыпаем в эту тарелку рис.
6. На голову повара из белой полоски бумаги формируем цилиндр, склеиваем две его стороны и закрепляем на голове.
7. Готовую поделку ставим на подготовленный коврик (осенний листик).
Алгоритм рассказа о профессии
Заключение
У детей расширился круг знаний о профессиях своих родителей. Ребята научились называть профессию папы, мамы, познакомились с основными трудовыми действиями и инструментами необходимыми для их работы. Стали использовать полученные знания в игровой деятельности, правильно применяют атрибуты и наряды, стали более раскрепощены и самостоятельны.
Обогатился словарный запас, дошкольники овладели обобщающим понятием «профессия».
Формируется устойчивый интерес к профессии своих родителей. Дети стали задумываться о том, кем они будут, когда вырастут.
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 208с.
- Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. / М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с. – (Знакомство с окружающим миром и развитие речи.)
- Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52 с. А. Дорофеева. Развитие речи. Для детей 5-7 лет. - Мозаика-Синтез; 2000.стр.23.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Н.Е. Теремкова. Альбом 4 «Профессии»; Издательство «Гном»2006.стр.1-4
- Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка. "Приобщение детей дошкольного возраста к труду через профессии взрослых"
От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека зависят и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и уровень знаний об окружающей социальной действительности, и умение...
Методическая разработка математическое образование дошкольника "освоение величин в дошкольном возрасте как условие познания окружающего мира."
ВведениеАннотацияПриведем пример одного урока...
Методическая разработка математическое образование дошкольника "освоение величин в дошкольном возрасте как условие познания окружающего мира."
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Д\с № 14» Дошкольное образование. Методическая разработкаМатематическое образование ...
Методическая разработка "Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире: знакомство с игрушечной лошадкой (в помощь воспитателю)"
Методическая разработка поможет сформировать у дошкольников представление о животном, побуждать детей узнавать и называть животных, живущих рядом с человеком, произносить звукоподражания, развить вним...
Методическая разработка: профориентация старших дошкольников. Проект "В мире профессий"
Данный материриал содержит основные направления работы по профориентации дошкольников...
Методическая разработка Педагогическая мастерская "Дошкольник в мире профессии"
Методическая разработка Педагогическая мастерская "Дошкольник в мире профессии"...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по теме: «Труд. Профессии". Беседа: «Кем работать буду я? Чем мне заниматься?»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по теме: «Труд. Профессии", предназначена для старшего дошкольного возраста (5-7 лет), ...