Активизация речи детей
статья (младшая группа) на тему

Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память. На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при овладении речью. Подобная необходимость и является главным стимулом в усвоении речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aktivizatsiya_rechi.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация речи детей раннего возраста

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Речевое развитие может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после 1.5 лет), и очень быстро растет запас активно употребляемых слов. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность.

        Необходимым условием для проявления ребенком речевой активности является его игровая, двигательная деятельность, общение со взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи.

        Для детей раннего возраста характерна потребность в общении. Частое обращение ко взрослому и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило, он начнет повторять за взрослым понравившиеся ему слова, фразы. Чрезвычайно важна эмоциональная установка, так как ребенок с трудом сосредотачивается на том, что ему не интересно. Таким образом, мы выделили основное условие для активизации речи детей: это их заинтересованность в чем-то.

        Давайте рассмотрим, что же стимулирует речевое развитие. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из главных видов деятельности является игра. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Игра способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение происходит на основе игровой и дидактической задачи. В этих играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь. Одним из методических приемов в игре является наглядный прием. Это показ образца, способов действия, картинок, иллюстраций. Особенно хочется отметить роль картинки в активизации речи ребенка. Еще К.Д.Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету… Показывание картинок и рассказы по ним – лучшее средство для сближения с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от детей, как показывая и объясняя картинки».

        Большую роль в активизации речи играет театрализованная игра. Она вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на малыша. Она не только развивает и активизирует речь, но и развивает память, внимание, восприятие и воображение.

        В раннем возрасте ребенок много играет, конструирует, трудится. Двухлетний малыш все больше играет самостоятельно и чуть позже берет на себя роль мамы, папы, шофера и другие. Это уже развивается сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок много говорит со своими игрушками, сам с собой. Это следует всячески поощрять. Очень полезно играть вместе с детьми и создавать такие ситуации, которые незаметно для ребенка вовлекают его в речевое общение.

        Неоценимую роль в активизации речи играет фольклор. Язык фольклорных произведений точный, красивый и простой. Тем более что это очень веселый жанр народного творчества, что всегда находит отклик у ребенка. Ведь именно таким шуточным языком можно и похвалить ребенка и поругать. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас. В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки, колыбельные, загадки и т.п. Малыши охотно слушают песенки, просят повторить хорошо знакомые и любимые. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их.

        Итак, речь ребенка формируется в процессе разнообразной деятельности. В своей работе я использую следующие методы активизации речи:

        - повторение (повторяются за ребенком его слова, которые при необходимости исправляются);

        - провокация (непонимание ребенка: «не могу понять, что тебе нужно»);

        -разговор с самим собой (когда малыш рядом, мы говорим вслух о том, что видим, слышим, думаем);

        - параллельный разговор (взрослый описывает все действия ребенка: что он видит, чувствует, трогает и, тем самым, как бы подсказывает ребенку слова, выражающие его опыт);

        - распространение (продолжается и дополняется все сказанное малышом, но не принуждается к повторению). Это подводит к тому, чтобы он овладел более сложными языковыми формами;

        - выбор (предоставляется ребенку возможность выбора: «ты будешь яблоко или апельсин?»);

        - приговоры и музыкальные игры. Использование песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности вызывает у ребенка огромную радость, способствуют обучению вслушиваться в звуки речи. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают. Большинство потешек, приговоров связано с двигательной активностью. А чем больше ребенок выполняет движений, тем больше участков коры головного мозга включается.

        Для активизации речи необходимо использовать побудительные слова, которые нацеливают ребенка на высказывания: скажи, повтори, спроси, расскажи.

        Речь – это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем. Ведь через слова малыш выражает свои мысли. Чем богаче словарный запас, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Поэтому так важно заботиться об активизации речи и формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речи детей посредством изобразительной деятельности

Конспект занятия по развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к художественному образному мышлению и развитию речи через формирование умений и навыков работы над графическими компози...

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития»

В представленном материале приведены приемы, позволяющие повысить речевую активность детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни....

"Активизация речи детей и использование дидактических игр и упражнений на основе устного народного творчества"

На втором году жизни интенсивно развивается понимание речи, то есть пассивный словарь. В период от первого ко второму полугодию уже наблюдается качественный скачок от понимаемой речи к активной. В нач...

Консультация для родителей" Активизация речи детей".

Полезные советы для родителей, как разговорить малыша....

Активизация речи детей раннего возраста средствами фольклора

СЛАЙД 1В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких с...

Использование сказки в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому  мы с родит...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по активизации речи детей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В статье указаны основные направления работы учителя-логопеда и воспитателя по уточнению, расширению и активизации словарного запаса, совершенствованию грамматического строя и связной речи...