Активизация речи детей раннего возраста средствами фольклора
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему
СЛАЙД 1
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
СЛАЙД 2
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.
СЛАЙД 3
Таким образом, влияние фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи речевого развития и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
С их помощью можно развивать:
фонематический слух
грамматический строй речи
звуковую культуру речи.
обогащать словарь
СЛАЙД 4
Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач. При составлении плана мы руководствовались следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у малышей третьего года жизни возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3. Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.
4. Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5. Принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).
СЛАЙД 5
Вся работа с фольклорными произведениями включает в себя несколько этапов:
СЛАЙД 6
В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь (на слайде)
СЛАЙД 7 ,СЛАЙД 8
Я создала в группе все условия, чтобы у моих малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослыми. С этой целью оснастила игровую зону группы различными видами театра.
СЛАЙД 9
В книжном уголке есть подборка литературы в соответствии с возрастом детей, рассматривая которые они проговаривают отдельные слова и фразы знакомых произведений.
СЛАЙД 10
Подобраны дидактические и настольные игры по разным сказкам.
СЛАЙД 11
Очень любим петь народные песни.
СЛАЙД 12
Потешки используются во всех режимных моментах: при приеме, одевании, кормлении, укладывания спать и игровой деятельности.
СЛАЙД 13
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
СЛАЙД 14
Со сна просыпаемся со словами: «Это кто у нас проснулся, кто так сладко потянулся?»
СЛАЙД 15
Во время одевания хвалим детей: «Наша Настя маленька, на ней шубка аленька!»
СЛАЙД 16
На прогулке так же используем стихотворения и потешки. Например, «А мы саночки возьмем, мы на улицу пойдем, сядем в саночки, самокаточки!»
СЛАЙД 17
В конце прогулки ребятишки с радостью собирали игрушки и проговаривали знакомую потешку.
СЛАЙД 18,19,20,21
Недавно было открытое занятие «Путешествие по сказкам». На котором дети с удовольствием собирали пазлы и рассказывали сказки по картинкам. Я использовала наглядный материал: пазлы, развивающий плакат с многоразовыми наклейками.
КОНЕЦ
Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.pptx | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: активизация речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора. Задачи: 1) приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь; 2) вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам , сказкам, пестушкам ; 3) способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в детском саду
Фольклор способствует развитию: Фонематического слуха Грамматического строя речи Звуковой культуры речи Обогащению словаря
Принципы работы с фольклорными произведениями : 1) Принцип активности и посильной самостоятельности 2) Принцип познавательной активности 3) Принцип наглядности 4) Принцип поэтапности 5) Принцип вариативности
Этапы работы с фольклорными произведениями: 1) Предварительная работа (знакомство с персонажем, животным и т.д.) 2) Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка , прибаутка) 3) Повторение потешек , сказок 4) Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности
Приёмы работы с фольклорными произведениями Рассказывание Рассматривание картинок Обыгрывание игрушек Многократное повторение речевого материала Декламация и пение, сопровождаемые музыкой Чтение детям
Виды театров
Книжный уголок
Собираем сказку
«Жили у бабуси…»
«Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка».
«Всем дает здоровье молоко коровье». «Кашу с маслицем сварю, да и деток накормлю».
«Мы проснулись, потянулись…»
Во время одевания хвалим ребенка: «Наша Настя маленька , на ней куртка аленька»
Вот так саночки – самокаточки !
Ну, теперь за дело дружно, Убирать игрушки нужно !
Открытое занятие – «Путешествие по сказкам»
« Путешествие по сказкам»
По сусекам поскребем, По амбару пометем, Колобка испечем !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
В данной работе представлен опыт использования игр по развитию мелкой моторики, с целью активизации речи детей раннего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
laquo;Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье рассматривается развитие активной речи детей первого года жизни. Основным инструментом формирования готовности к овладению активной речью предлагается использование малых жа...
Консультация для воспитателей. Активизация речи детей раннего возраста.
Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Речевая среда — не просто как факт достаточного или недостаточного общени...
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использ...
План по самообразованию на тему: "Игры с песком как средство активизации речи детей раннего возраста"
Краткий план по самообразованию на год воспитателя 1 младшей группы по теме: "Игры с песком как средство активизации речи детей раннего возраста"...
Активизация моторных функций как важное условие запуска речи детей раннего возраста
Проблема задержки речи у детей в современное время встречается очень часто, и, именно раннее развитие речи детей ещё в доречевом периоде является наиболее актуальной. Но что такое раннее развитие речи...