Активизация речи детей раннего возраста средствами фольклора
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему

Мальцева Наталья Анатольевна

СЛАЙД 1

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

СЛАЙД 2

            Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.

СЛАЙД 3

Таким образом, влияние фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи речевого развития и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

С их помощью можно развивать:

фонематический слух

грамматический строй речи

звуковую культуру речи.

обогащать словарь

СЛАЙД 4

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач. При составлении плана мы руководствовались следующими принципами:

1. Принцип активности и посильной самостоятельности.

Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у малышей третьего года жизни возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д., с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

4. Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

5. Принцип вариативности поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).

СЛАЙД 5

Вся работа с фольклорными произведениями включает в себя несколько этапов:

СЛАЙД 6

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь (на слайде)

СЛАЙД 7 ,СЛАЙД 8

Я создала в группе все условия, чтобы у моих малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослыми. С этой целью оснастила игровую зону группы различными видами театра.

СЛАЙД 9

В книжном уголке есть подборка литературы в соответствии с возрастом детей, рассматривая которые они  проговаривают отдельные слова и фразы знакомых произведений.

СЛАЙД 10

Подобраны  дидактические и настольные игры по разным сказкам.

СЛАЙД 11

Очень любим петь народные песни.

СЛАЙД 12

Потешки используются во всех режимных моментах: при приеме, одевании, кормлении, укладывания спать и игровой деятельности.

СЛАЙД 13

Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

СЛАЙД 14

Со сна просыпаемся со словами: «Это кто у нас проснулся, кто так сладко потянулся?»

СЛАЙД 15

Во время одевания хвалим детей: «Наша Настя маленька, на ней шубка аленька!»

СЛАЙД 16

На прогулке так же используем стихотворения и потешки. Например,  «А мы саночки возьмем, мы на улицу пойдем, сядем в саночки, самокаточки!»

СЛАЙД 17

В конце прогулки  ребятишки с радостью собирали игрушки и проговаривали знакомую потешку.

СЛАЙД 18,19,20,21

Недавно было открытое занятие «Путешествие по сказкам». На котором  дети с удовольствием собирали пазлы и рассказывали сказки по картинкам. Я использовала наглядный материал: пазлы, развивающий плакат с многоразовыми наклейками.

КОНЕЦ

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

активизация речи детей раннего возраста средствами фольклора Мальцева Н. А. воспитатель МАДОУ № 78

Слайд 2

Цель: активизация речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора. Задачи: 1) приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь; 2) вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам , сказкам, пестушкам ; 3) способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в детском саду

Слайд 3

Фольклор способствует развитию: Фонематического слуха Грамматического строя речи Звуковой культуры речи Обогащению словаря

Слайд 4

Принципы работы с фольклорными произведениями : 1) Принцип активности и посильной самостоятельности 2) Принцип познавательной активности 3) Принцип наглядности 4) Принцип поэтапности 5) Принцип вариативности

Слайд 5

Этапы работы с фольклорными произведениями: 1) Предварительная работа (знакомство с персонажем, животным и т.д.) 2) Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка , прибаутка) 3) Повторение потешек , сказок 4) Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности

Слайд 6

Приёмы работы с фольклорными произведениями Рассказывание Рассматривание картинок Обыгрывание игрушек Многократное повторение речевого материала Декламация и пение, сопровождаемые музыкой Чтение детям

Слайд 7

Виды театров

Слайд 9

Книжный уголок

Слайд 10

Собираем сказку

Слайд 11

«Жили у бабуси…»

Слайд 12

«Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка».

Слайд 13

«Всем дает здоровье молоко коровье». «Кашу с маслицем сварю, да и деток накормлю».

Слайд 14

«Мы проснулись, потянулись…»

Слайд 15

Во время одевания хвалим ребенка: «Наша Настя маленька , на ней куртка аленька»

Слайд 16

Вот так саночки – самокаточки !

Слайд 17

Ну, теперь за дело дружно, Убирать игрушки нужно !

Слайд 18

Открытое занятие – «Путешествие по сказкам»

Слайд 19

« Путешествие по сказкам»

Слайд 21

По сусекам поскребем, По амбару пометем, Колобка испечем !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

В данной работе представлен опыт использования игр по развитию мелкой моторики, с целью активизации речи детей раннего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

laquo;Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА КАК ИНСТРУМЕНТ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие активной речи детей первого года жизни. Основным инструментом формирования готовности к овладению активной речью предлагается использование малых жа...

Консультация для воспитателей. Активизация речи детей раннего возраста.

Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Речевая среда  — не просто как факт достаточного или недостаточного общени...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В статье автор рассуждает на тему использования устного народного творчества в активизации речи у детей раннего возраста. Опираясь на личный педагогический опыт, он демонстрирует эффективность использ...

План по самообразованию на тему: "Игры с песком как средство активизации речи детей раннего возраста"

Краткий план по самообразованию на год воспитателя 1 младшей группы по теме: "Игры с песком как средство активизации речи детей раннего возраста"...

Активизация моторных функций как важное условие запуска речи детей раннего возраста

Проблема задержки речи у детей в современное время встречается очень часто, и, именно раннее развитие речи детей ещё в доречевом периоде является наиболее актуальной. Но что такое раннее развитие речи...