консультация для родителей "Формирование предпосылок УУД у детей 6-7 лет"
консультация (подготовительная группа) на тему
материал для консультации родителей на тему "Формирование предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста". понятия "готовность к школе", "универсальные учебные действия", рекмендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей "Формирование предпосылок УУД у детей 6-7 лет" | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
День открытых дверей для родителей «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей 6-7 лет».
педагог-психолог ГБДОУ № 14
Петродворцового района СПб
Гудзик Татьяна Владимировна.
План выступления:
- вступление
- понятие «готовность к школе»
- Понятие «УУД»
- результаты психолого-педагогического обследования уровня развития воспитанников подготовительных групп.
- рекомендации для родителей.
Вступление. (СЛАЙД)
Тема нашего мероприятия: «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей 6-7 лет». И хочу начать свое выступление со слов великого педагога:
«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» (В. А. Сухомлинский).
Эти слова очень актуальны и в наше время. Как же сделать так чтоб этот переход на новую ступень развития не был резким? Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни, это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным. Завершение дошкольного периода является готовность ребенка к обучению в школе.
Вопрос: Как вы понимаете что такое «готовность к школе»?
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что из знания алфавита, из умения читать, писать, и навыков быстрого счета
на самом деле, Готовность ребенка к обучению – это уровень физического и психического развития, при котором те требования, которые будет предъявлять школа, не будут для него чрезмерными и не приведут к нарушениям его здоровья.
Под «готовностью» ребенка к системному обучению в школе понимается: сформированность у ребенка психологических свойств,процессов, умений без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе.
Очень часто мы слышим такие слова «психологически не готов к школе» и неверно их растолковываем, понимая под этими словами – когда у ребенка есть определенные личностные качества, или эмоционально-волевая незрелость, которые не позволяют ему успешно обучаться в школе. Однако такие представления и понимание не верно.
В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом.
Основой успешной адаптации будущих первоклассников к школьному обучению является психологическая готовность их к школе.
Психологическая готовность - это очень обширное понятие, которое включает сформированность различных сфер. СХЕМА.
Интеллектуальная готовность - это уровень развития познавательных психических процессов необходимый для успешного овладения школьной программы.
Интеллектуальная готовность не предполагает у ребенка каких-то определенных сформированных умений (счета и письма). Это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое дает возможность читать, считать и решать задачи
Бывает, что будущий первоклассник умеет читать, писать, считать, но у него рассеянное внимание, плохо развита память и у него будут трудности в школе и наоборот ребенок с более высоким уровнем развития памяти, внимания, мышления сможет догнать и перегнать в успешности своих сверстников.
Основным психическим новообразованием этого возраста является произвольность. Которая и является одним из критериев готовности к школе.
Многие познавательные психические процессы становятся произвольными. Ребенок способен управлять памятью, вниманием, т.е. делает и запоминает не то что просто интересно, но и нужно.
Мотивационная готовность – это наличие у ребенка «желания учиться».
И, наверное, если вам сейчас задать вопрос: «Хочет ли ваш ребенок идти в школу?». Почти все сразу ответите: «Да!». Значит и мотивационная готовность сформирована. Однако это совсем не так.
Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Он может хотеть в школу, потому что все друзья пойдут, потому что купят новый портфель и другие вещи, привлекает детей класс, школа, учительница. Но еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно учиться. Просто они поняли, что статусное место гораздо важнее и почетнее, хочет стать взрослым.
Важно, чтобы школа привлекла именно своей деятельностью- учением (учебной) «Хочу учиться!». Именно стремление стать учеником, т.е. выполнять правила поведения школьника, иметь обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника».
Волевая готовность - умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит учитель, довести начатое дело до конца, работать по инструкции, планировать свои действия, способность управлять своим поведением.
Эмоциональная готовность. Отдавая ребенка в школу, кажется, что его отношение к ней будет положительным. Однако это не всегда так за несколько месяцев (до школы)уже приблизительно 15% детей испытывают негативное отношение к школе.
В чем причина?
- Вами выбран неверный темп работы, объем, что приводит к переутомлению, страху не успеть, в поведение могут появиться протест, негативизм.
- Частые ежедневные разговоры дома о школе вызывают у детей тревогу
- Активных, непоседливых детей стараются превратить в прилежных, послушных и удобных, что вызывает у детей негатив.
- Не правильно формируете понятие школьной оценке. Часто дети задают вопрос: «А мне сегодня 5?» и вроде бы для того чтобы поддержать интерес вы соглашаетесь и оцениваете работу «5» или «4». А потом в реальной школьной жизни возникают противоречия, разочарование, негативное отношение. Поэтому оценивание должно быть словесным.
Конечно же успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД.
На протяжении последних нескольких лет меняется законодательная база процесса образования, которая соответственно влечет за собой и изменения процесса образования. так 2014 г. вступил в силу (ФГОС ДО).Одной из задач является обеспечения непрерывного образования.
Поэтому основная задача дошкольного периода – формирование предпосылок универсальных учебных действий.
Что же такое универсальные учебные действия?
Научное толкование перед вами: Универсальные учебные действия –способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путѐм сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
другими словами: Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
Как вы понимаете «умение учиться»?
«Умение учиться» – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
различают 4 блока УУД: общая схема перед вами.
- личностный;
- регулятивный;
- познавательный;
- коммуникативный.
Наша с Вами задача рассмотреть какие предпосылки к УУД надо развивать и формировать и как это делать?
Личностные предпосылки УУД
У дошкольников личностный компонент УУД определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению-степенью сформированности внутренней позиции школьника, самооценки, эмоциональной зрелостью ребенка.
Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:
- Критерий Я хочу учиться! (учебная мотивация). Сюда относят, прежде всего,
желание ребенка пойти учиться,положительное отношение к школе, чувство
необходимого учения.
- Критерий Я готов к познанию! (интерес к новой информации)
Проявление интереса к новому, к самому процессу познания, предпочтение ребенком содержания школьных занятий .
- Критерий Я –субъект детского сообщества!
(умение и желание ребенка работать в коллективе сверстников)
Предпосылками личностных УУД являются: (слайд) И если эти предпосылки соотнести с критериями готовности к школе то они отражают личностную и
Формы работы: (рекомендации)
- участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- подведение промежуточных итогов и итогов деятельности– во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
- творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
- самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения.
- дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение.
Регулятивные предпосылки УУД
перед вами и я хочу выделить наиболее важные:
- умения ребенка организовать свою деятельность, внимание и самоконтроль;
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; инструкции.
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение планировать и контролировать свою деятельность.
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Будущий первоклассник должен уметь принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять до конца занятия все инструкции, в конце работы внимательно просмотреть выполненное задание, находить и исправлять свои ошибки. На занятиях соблюдать правила, уметь управлять своим поведением.
Формы работы:
- поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
- «преднамеренные ошибки» – ребенку предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
- взаимный диктант (задание) – работа проводится совместно, ребенку предлагается придумать задание для вас и проверить правильность выполнения этого задания;
- заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку.
- «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки,
- контрольный опрос – можно предложить ребенку самостоятельно придумать вопросы для вас (вопросы от ребенка)
Познавательные предпосылки УУД
Самый обьемный блок по количеству предпосылок, потому что конечно же успешность обучения в первую очередь зависит от интеллектуальной готовности к обучению. Хочу остановиться на:
- способность выделить существенные признаки предметов и явлений, (общие и
различные признаки), также достаточного запаса знаний об окружающем мире
испытуемого;
- уметь составлять целое из частей;
- уметь сравнивать, осуществлять классификацию и обобщать объекты, анализировать, устанавливать аналогии;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
т. к. в этом возрасте происходит изменения мышления ребенка от наглядно-образного к словесно-логическому. Важным я также бы выделила
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
Формы работы рекомендации:
- классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
- анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
- сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
- обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах; «Назови одни словом?»
- сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке; «Продолжи ряд....»
- сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. «Расставь по росту» «От большой к маленькой» «От высокой к низкой» и наоборот.
- исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. «Четвертый лишний»
- подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
- прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
- работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
- знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
- работа со схемами, составление схем-опор;
- решение логических задач – решение различных логических задач
- установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;
Все эти задания необходимо использовать и проводить на слух.
Коммуникативные УУД
хочется обратить ваше внимание на следующих:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- желание ребенка сотрудничать
- уменние слушать собеседника
- строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
- предлагать помощь и сотрудничество;
формы работы (рекомендации)
- «составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
- составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь. Как можно чаще вести диалог с ребенком?
- «составь задание» – дети составляют задание друг для друга; (Как ты думаешь а что нужно сделать?)
- «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
- обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
- совместная работа – совместные семейные игры
- «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий
- «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы («Задавайте как можно больше вопросов?)
- Вывод: предпосылки УУД это основные компоненты готовности к школьному обучению. А проблема готовности ребенка к школе была и остается всегда актуальной.
Что в первую очередь необходимо развивать?
Трудно дать однозначный ответ. одни считают, что надо развивать только познавательную сферу, другие – развивать самостоятельность, организованность, чаще все сводится к тому, что за последний год до школы начинают учить писать, читать. И не имеют положительных результатов в этом процессе.
Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю рассмотреть схему. В ней условно отображены разные сферы психической деятельности человека. Все психические функции тесно связаны друг с другом. «Входом» является ощущения, которые подкрепляются эмоциональной оценкой и окраской. Познание человека окружающего мира начинается с ощущений, а «выходом» - действия и речь.
Наше сознание (шапочка) – все собирает воедино, все сферы, регулирует наше поведение. Так как наша психика всегда функционирует, как единое целое недостаточная сформированность отдельных компонентов вызывает дефект, проблему в развитии других.
Например: недостаточное эмоциональное развитие приводит к трудностям в развитии волевых качеств и мотивации к обучению.
И эта схема наглядно помогает нам понять что процесс подготовки ребенка к школе начинается с самого начала дошкольного периода.
Наверное, из моего рассказа вы поняли, насколько все процессы тесно переплетены между собой. Поэтому в настоящий момент нужно понять и определить те трудности, которые наблюдаются и работать именно над ними, а не опережать развитие вашего ребенка.
Заключение.
И в заключении хочется вам сказать, что организовывая работу с ребенком помните:
- ведущий вид деятельности дошкольников: игра
- привлекайте ребенка к активным видам деятельности:
конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, не забывайте про бытовой труд;
- максимально используйте метод поощрения: поощрять детей за
активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на
решение задачи.
- создавайте атмосферу успеха
- принимать ребенка его таким, какой он есть;не завышайте планку развития для вашего ребенка
- включайте ребенка в процесс оценивания своих достижений: развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.)
- деятельность продолжительностью до 30 минут
Формирование УУД – это не программа, которой можно обучить, натренировать. Это долгая интегрированная работа, которое осуществляется на протяжении всего дошкольного детства через обычное «участие в жизни» и игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статья раскрывает актуальную проблему формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...
Программа "Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста"
Программа прошла опробацию в течение 5 лет. Полностью опубликована на сайте Всероссиского Фестиваля "Окрытый урок". ...
Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание предпосылок гуманности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры".
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему ж...
Консультация для воспитателей Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой ...
Консультация - практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного ...
Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»
Консультация «Особенности развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников»...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...