Духовность и нравственность детей дошкольного возраста
статья на тему

Пудова Ольга Федоровна
Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Мы считаем, что формирование духовно-нравственной личности дошкольника возможно путем применения психолого-педагогического комплекса по развитию толерантности, при этом учитывается создание условий развивающей среды, разработка и внедрение психолого-педагогического комплекса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsestoronnee_sovershenstvovanie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Духовность и нравственность детей дошкольного возраста

                                                                                                                                    О. Ф. Пудова

 СП ГБОУ СОШ №8 детский сад №4

г. о. Отрадный Самарской области

Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Мы считаем, что формирование духовно-нравственной личности дошкольника возможно путем применения психолого-педагогического комплекса по развитию толерантности, при этом учитывается создание условий развивающей среды, разработка и внедрение психолого-педагогического комплекса.

The society starts to understand clearly that spirituality and morals inseparably linked with social responsibility which can't affirm out-of-pocket providing spiritual and moral development of the person. We consider that formation of the spiritually-moral person of the preschool child probably by application of a psihologo-pedagogical complex on tolerance development, is this considered creation of conditions of the developing environment, working out and introduction of a psihologo-pedagogical complex.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.

Каждый педагог желает счастья своим питомцам, но именно поэтому в соответствии с парадоксом К. Ушинского, он должен «подготовить их к труду жизни» и всей своей деятельностью способствовать формированию и развитию ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые нужны для жизни в обществе.

Без чувства долга, чести, коллективизма, гражданственности, патриотизма нет духовного богатства человека, нет человека в подлинном смысле слова, - и, разумеется, в полной мере они присущи лишь зрелой личности. Но скажем сразу: как все сложное складывается из простого, так и высшие социальные чувства вырастают из элементарных и даже примитивных по началу эмоций, из первых непосредственных движений человеческого сердца. Осваивая «азбуку чувств» - умение любить близких, отзываться на чужую радость и беду и т. д. - ребенок естественно и постепенно приходит от малого к большому: к способности не поверхностно «заучить» моральные нормы поведения, но органически впитать их, сделать частью своего «я».

На данный момент в России, помимо действующего комплекса мер, направленных на защиту детей, продолжаются разработки системы, призванной обеспечить права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свобода передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие.

С исторической точки зрения содержание ценностей духовно-нравственного воспитания включает в себя: развитие детей (ориентация на здоровье, потому что необходимо было выживать в суровых природных условиях), уважение старших (послушание основано на почитании Бога), социализация (соборность - коллективизм, условия выживания детерминировали коллективные принципы общежития), труд (совместный труд, основанный на необходимом распределении обязанностей, соответствующих возрасту и силе), нравственность (подчинение совести, основанные на понимании всемогущества Бога, который всеблаг и всевелик), сексуальность (скромность, основанная на понимании разницы между полами, которые имеют различное предназначение в жизни), эмоциональность (душевность, основанная на любви как условии человеческого существования), свобода (подавление греховной природы, основанное на понимании того факта, что ребенок может быть свободен по его силам), гражданственность (уважение верховной власти на основе признания самодержавия, Божественного предопределения порядка в природе и обществе).

Рассматривая религии в области воспитания детей можно сделать вывод, что каждая религия преподносит свое учение и свой опыт в воспитании детей. Но смысл во всех этих вероисповеданиях один, что именно знания о Боге дает в руки могучее средство для воспитания детей. На протяжении многих веков знания о религии передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Но уже тогда был проявлен интерес к личности ребенка и его воспитанию. Любая религия обязывает родителей правильно воспитывать своих детей. Долг родителей заключался в том, чтобы ребенок вырос совершенной личностью. Не в том, чтобы он был богатым, занимал хороший пост, устроился там, где потеплее, а в том, чтобы он любил всех окружающих и был смиренным и добрым человеком, живущим по законам Бога.

Многие философы в своих трудах обращали внимание на гражданское и духовно-нравственное воспитание личности ребенка. Из них французский философ Ж.Ж. Руссо считает, что необходимо с уважением относиться к личности ребенка, возможно, более полно учитывать способности, наклонности и интерес воспитанника. В XIX и XX в. проблема воспитания личности ребенка нашла отражение в трудах К. Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, К. Гроса, З.Фрейда, А.Адлера, К.Бюлера, В.Штерна и др.

Существуют некие фундаментальные начала психики, которые задают тон всему, которые стоят во главе угла любого характера. Этот стержень, этот «нравственный хребет», вокруг которого группируются остальные свойства человеческой натуры, составляет коллективистская, гражданская, патриотическая нацеленность личности. Именно эти высшие социальные чувства, в конечном счете, диктуют поведение человека, причем в самых различных и неожиданных областях.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.
      С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции
. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Общеизвестно, что возраст от трёх до шести - это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагогики-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

Другая причина необходимости духовно-нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. Результат - эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он - безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Желание и стремление добиться успеха любой ценой становится для него жизненным ориентиром, которому он подчиняет своё время, силы, способности и всего себя без остатка.

Надо признать, что для исследования духовно-нравственного развития личности большое значение приобрели теории самоопределения человека, которым были посвящены работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Л.И. Божович, теории взаимодействия человека с другими людьми в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский), общения человека, в котором все явления и ценности могут быть освоены только в диалоге (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев), саморазвития личности (В.И. Андреев, Л.Н. Куликова, С.Д. Поляков, И.Ф. Харламов). Все эти исследования доказывают, что педагог может направить развитие потребностно-мотивационной сферы личности на высшие потребности, поэтому необходимо отметить серьёзное внимание в нашем исследовании к этим трудам учёных. В результате исследования, которое проводилось в конце учебного года представляются важным следующие проблемы: нарушение межличностных отношений в системе ребенок - ребенок, ребенок - взрослый, слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих), повышенной агрессивностью и тревожностью, что отражается в результатах исследования (таблица  I, II).

Таблица I. Результаты социометрического обследования детей, отражающее реальное положение ребенка в группе сверстников.

Таблица II.  Результаты обследования детей по методике «Моя семья», показывающая уровень социализации, агрессивность, тревожность.

Становится очевидным и необходимость учёта в нашей работе результатов исследований содержания, целей и форм духовно-нравственного воспитания дошкольников. Поэтому мы поставили перед собой цель сформировать духовно-нравственную личность дошкольника путем применения психолого-педагогического комплекса по развитию толерантности, а так же создание развивающей среды, разработки и внедрения мероприятий духовно-нравственного воспитания.

Всестороннее совершенствование, гармоническое развитие наших детей - это идеал. Идеал и семейного и общественного воспитания, но, сколько надо терпеливого и квалифицированного родительского и педагогического труда, чтобы дети наши вобрали в себя все богатство интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры, выработанной человечеством.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - говорил    К. Ушинский.

Макаренко писал: «Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к пятому году жизни. Если вы его до пяти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амонашвили Ш.А. Антология гуманной педагогики. Руссо. - М.:  Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 44 с.
  2. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Вып.4 (11). 2008. - 98 с.
  3. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания. - Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - 105 с.
  4. Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения», М., 1974. - 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мини-музеев в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Доклад на родительском собрании "Роль мини-музеев в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Традиция проведения православных праздников в ДОУ как способ духовно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Главным средством духовно-нравственного и патриотического развития личности ребёнка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового ц...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО МИРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своей семье, стараясь оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. ...

Программа "Духовно - нравствееное воспитание детей дошкольного возраста"

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагоги...

Использование технологии проектной деятельности в воспитании духовной культуры у детей дошкольного возраста

Целью же является: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных трад...