ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО МИРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО МИРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Человек - ты можешь духовно расти, только помогая другому быть человеком». С этих слов я хочу начать свое выступление.
Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовного мира в воспитании детей дошкольного возраста. В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание ответственности за свои поступки, милосердия, великодушия, добра и красоты.
В настоящее время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своей семье, стараясь оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие испокон веков звучало на Руси как-то по - особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Хотя в те времена не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. Именно бабушка в семье давала ребёнку азы православия. В настоящее время, на опыте, познав разрушительные последствия атеизма, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.
Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.
Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения, но воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Ушли из семейного воспитания чтение православной литературы, совместные посещения храмов, соблюдение православных праздников и традиций, вместо этого родители воспитывают детей на боевиках и западных мультфильмах. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Анализируя вышеуказанное, мы делаем вывод, что важно формировать духовный мир и нравственные качества ребенка с раннего возраста.
Воспитание духовного мира у детей в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой является возрождения православной культуры. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. В дошкольном возрасте происходит активное накопление духовного опыта. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное развитие и гармоничное формирование личности.
Православные традиции благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Цель воспитания: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
1. Познакомить детей (в общих чертах) с православной культурой и историей, пробудить к ней.
2. Вызвать интерес к изучению православия у детей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры. Учить быть примером для других, избегать зла, зависти, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
3. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, желание помогать. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний: педагогов, детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности детей и родителей от церковной жизни. Дети имеют смутное представление о Боге, о Церкви. В нашу задачу входит познакомить детей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как: занятия, игры и беседы, праздники, совместные выставки детей и родителей, чтение произведений (н-р: народного фольклора, сказки, потешки).
Проводя занятия, я знакомлю детей с историей православных праздников. Дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.
Я уверена, что православный праздник для ребенка должен быть наполнен особым смыслом, стараюсь объяснить детям на доступном им языке: Пасха – значит, куличи и яйца, Рождество – елка и подарки, Троица – березки в храме. Совместно с родителями мы проводим православные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества, стараясь приблизить детей к пониманию и осмыслению христианского православия. В группе был создан православный уголок.
При подготовке к празднику мы стараемся наполнить новым смыслом знакомые с детства мелодии и сказки. И это, оказывается, так здорово, когда тебя и здесь встречают знакомые герои, такие близкие и такие понятные. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение. Например, «Хаврошечка», «Морозко». Многие сказки служат предупреждением для непослушных детей, пренебрегающих советами родителей «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
На занятиях я стараюсь познакомить, рассказать и показать детям все, что знаю о Православии. Православная культура – это литература, написанная разными авторами, это иконы, в том числе и Андрея Рублева, это богатейшие архитектурные традиции, это колокола и колокольные звоны, это наконец удивительная музыка, не сравнимая по красоте.
Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную жизнь. Цель нашей работы ознакомить детей и родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
Родители активно привлекаются к участию во всех формах и направлениях деятельности.
В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет; в ближайшей перспективе и создание православной библиотеки для родителей и детей.
Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.
Для этого необходимо совершенствование и духовный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении.
Список литературы:
1. Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г.
2. Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Дошкольное воспитание”, 2006 г.
3. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г
4. Новиков Алексей. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. Санкт-Петербург Санин 2004год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста по средствам музыки.
В данной статье рассказывается о роли музыкального образования, которе способствует формированию духовно-нравственных ценностей у детей. Виды музыкальной деятельности формирующие мировозрен...
ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое...
Педагогические условия формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
В материале описываются условия и факторы необходимые для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста....
«ЛЭПБУК» В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Сохранить всё человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главн...
Проектная деятельность - как формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Основной целью проекта было формирование у детей представления о русском народном празднике «Синичкин день»; приобщение детей и родителей к осознанно-правильному отношению к природным явле...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Формирование духовно- нравственных отношений детей дошкольного возраста»
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Формирование духовно- нравственных отношений детей дошкольного возраста»...