Программа "Духовно - нравствееное воспитание детей дошкольного возраста"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rudchik_programma_po_duhovno-nravstvennomu.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»
Программа
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Твори добро»
2017
Содержание
- Паспорт программы ……………………………………2
- Ведение…………………………………………………..5
- Актуальность программы ……………………………... 5
- Основные принципы программы………………………6
- Основные направления программы ……………………7
- Формы работы …………………………………………..7
- Этапы реализации программы ………………………… 8
- Основное содержание программы ……………………..8
- Целевые ориентиры……………………………………..13
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа духовно-нравственного воспитания «Твори добро» |
Разработчики программы | Творческая группа педагогического коллектива |
Основные цели программы |
|
Задачи программы |
|
Участники реализации программы |
|
Методическое обеспечение программы. | Материально-технический ресурс: -фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников; -компьютер, мультимедийная приставка - для проведения НОД, презентаций. Кадровый ресурс: - педагоги ДОУ; -уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе. Организационный ресурс. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности. Информационно-методический ресурс: - мини- музей «Русский быт»; - литература по теме; Программа О.Л.Князевой --«Приобщение детей к русой национальной культуре»; -Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова «Мини – музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008г. -А.Ф.Некрылов, Л.В. Соколова «Воспитание ребёнка в русских традициях» СПб. 2002 г. А.Ф. Некрылов -«Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома» Азбука – классика. -Дом детского творчества – ДЮШИ, г. Новохоперск. |
Источники финансирования | Привлечение внебюджетных средств, спонсоров |
Ожидаемые результаты | В результате реализации программы у воспитанников сформируются следующие представления:
|
Ожидаемые конечные результаты | Планирование воспитательного процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. |
Актуальность программы «Твори добро»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.
Основные принципы программы:
1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2.Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
3.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
4.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Основные направления программы:
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
- формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе;
- восприятие литературных произведений;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и ДОУ
- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Формы работы:
С детьми: |
|
С кадрами: |
|
С родителями |
|
Этапы реализации программы
- Диагностический:
- Выявление затруднений участников Программы;
- Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
- Теоретическое исследование:
- Изучение теоретических вопросов;
- Предварительная работа, сбор материалов;
- Организация работы творческих групп.
- Практическая часть:
- Разработка и принятие Программы, оформление пособий;
- Наработка практического материала;
- Установление взаимосвязи со школой, краеведческим музеем г. Новохоперска.
- Разработка и реализация проектов.
- Пополнение мини – музея экспонатами.
- Подведение итогов работы:
- Выступление с опытом работы на конференциях различного уровня, защита проектов.
Основное содержание программы «Твори добро».
Программа включает в себя 8 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, Дома школьника, общественных организаций.
Тематические блоки:
Наименование блока | Основные темы | Задачи | Формы работы |
I Ты да я | «Мой детский сад» «Моя семья» «Все на белом свете солнышкины дети» «Вглядись в себя – сравни с другими» «Я и моё имя» «Чем мы похожи, чем отличаемся» | - Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидульность, особенность, неповторимость. - Повысить педагогическую культуру родителей - Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сад и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства | - изучение семей, семейных традиций - создание альбомов о семье -тестирование; -анкетирование; -опрос; -творческие работы; -педагогические наблюдения; -беседы. -составление генеалогических деревьев; - проведение совместных вечеров, праздников |
II Мой любимый город | История города Достопримечательности города «Тепло родного дома» | - Формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного города; | - Чтение художественной литературы - совместные экскурсии, - творческие работы; - проекты; - выставки; - семейные чтения; - создание фотоальбомов «Путешествие по городу» - участие в акциях - участие в концертах - изготовление макета города, - разучивание стихотворений, песен |
III Обучение и труд рядом идут | Профессии «В труде человек хорошеет» | - Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; - Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей; | - чтение художественной литературы; - участие в субботниках; - создание фотоальбома «Профессия моих родителей» - сюжетно-ролевые игры; - продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка; самообслуживание, дежурство - участие в смотрах-конкурсах - создание предметно-развивающей среды |
IV Край мой Смоленский | История Смоленского края Природа Смоленской области Достопримечательности По святым местам Смоленщины | -Формировать представления о родном крае; -Расширять знания о природе родного края; -Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края; -Расширять знания детей о святынях, воспитывать любовь и уважение к святым местам; | - создание фотоальбома - беседы - выставки сотворчества - проведение консультаций, родительских собраний - чтение художественных произведений - проведение досугов -виртуальные экскурсии, презентации |
V Дорога добра | «Доброе слово, что ясный день» «Дружим с добрыми словами» «Подари другому радость» «Добрым жить на белом свете веселей» Чего в других не любишь, того не делай сам «Хорошие песни к добру ведут» День добрых дел | - Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям; -Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи; -Способствовать формированию эмоционально-положительных интонаций в речевом общении; -Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём; -Воспитывать желание совершать хорошие поступки; | - беседы - чтение художественной литературы - театрализация по мотивам сказок - игры - проведение акций -создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя» - проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека» - анкетирование - разучивание стихотворений, песен |
VI Я - Россиянин | Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом); Сохраним и приумножим растительный и животный мир России «Мы соберем дружный хоровод» «С русским задором по русским просторам» Мы помним и гордимся Традиции народных праздников Любимые сказки «Я имею право…!» «Наши соседи» | - Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом; -Воспитывать бережное отношение к природе; - Приобщать детей к духовному наследию русского народа; - Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; - Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям; - Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества; - Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях; | - беседы - чтение художественной литературы - рассматривание альбомов, карт, репродукций - участие в конкурсах - педагогические проекты - продуктивная деятельность - проведение тематических праздников - ООД - познавательные праздники, досуги - ярмарки - сюжетно-ролевые игры - встречи с интересными людьми - народные игры |
VII Братья наши меньшие | «Домашний любимец» «Дружок» «Мы с тобой одной крови» «Не проходите мимо» «Села птичка на окошко» «Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей» Что бы сделал я «Мы в ответе за тех, кого приручили» | -Воспитывать чувство милосердия к блудным животным; -Формировать основы поведения в обращении с животными; -Учить оказывать помощь животным; | - создание книги «Наши питомцы» -беседы о бездомных животных - проведение акций -чтение художественных произведений о животных - ООД -создание презентаций -создание песочной анимации «Пропала собака» -показ спектаклей -выставки рисунков -составление рассказов -решение проблемных ситуаций |
VIII Природа – наш дом | «Природа родного края» «Солнце, воздух и вода» «Давай пройдёмся медленно по лугу…» «Не навреди» «Дорогою добра» | -Воспитывать гуманное отношение к природе; - Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде | -показ презентаций - беседы - чтение художественной литературы - ООД - театрализация по мотивам сказок - игры - проведение акций - разучивание стихотворений, песен -педагогические проекты - продуктивная деятельность -выставки рисунков и поделок |
Целевые ориентиры
Младший дошкольный возраст |
|
Средний дошкольный возраст |
|
Старший дошкольный возраст |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...
Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра
Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...