Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности на тему: "Кто я такой и что могу - сам и вместе со всеми?"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Формировать умение отвечать полным предложением на вопросы взрослого, задавать вопросы сверстнику, продолжать неполное предложение, состоящее из двух частей. Создавать условия для формирования доверительного общения с детьми и взрослыми, раскрывать ребенку мир чувст и переживаний других людей, показать детям, что все люди чем-то похожи и чем-то различаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие "Кто я такой и что могу - сам и вместе со всеми?" | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности на тему:
«Кто я такой и что могу – сам и вместе со всеми?»
Подготовила:
Воспитатель разновозрастной
группы № 11 «Слоники»
Черенкова Елена Анатольевна
г. Москва, г. Троицк
2016 г.
Цели и задачи:
Развивающие:
- развитие произвольного слухового зрительного внимания в процессе выполнения заданий и в парах и в коллективе;
- формирование умений отвёчать полным предложением на вопросы взрослого, образовывать глаголы множественного числа от глаголов единственно числа 1-го лица (в настоящем времени), задавать вопрос сверстнику, продолжать неполное предложение, состоящее из 2 частей (сложносочиненное и сложноподчиненное), подбирать антонимы к прилагательным и существительным
Воспитательные:
- воспитывать интерес и доброжелательное отношение детей друг к другу;
- создавать условия для формирования доверительного общения с детьми и взрослыми, раскрывать ребенку мир чувств и переживаний других людей, показывать детям, что все люди чем-то похожи и чем-то различаются;
- формирование умений замечать необходимость явления сочувствия и оказания помощи другому человеку;
- формирование идентификации со сверстниками.
Образовательные:
- упражнение в припоминании имен родителей;
- формирование представлений о том, как социальная роль человека в семье влияет на его статус (родители — дети, девочки — дочки и внучки, мальчики — сыновья, внуки).
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Всех (обводящий группу жест) и каждого по отдельности. Я рада видеть — отгадайте кого? — я на него сейчас смотрю. (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, Ваню. Пусть Ваня теперь сядет. А теперь — на кого я посмотрю — тот тихонько садится на свое место... (Дети выполняют задание)
Это задание формирует и тренирует у детей навыки социальной перцепции и настраивает на предстоящую игру.
2. Игра «Слушалки и Смотрелки»
Воспитатель. А сейчас мы поиграем в одну игру. Называется она «Слушалки и Смотрелки». Как выдумаете, Почему? (Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, в этой игре нужно смотреть, что делаю я – и выполнять то же самое, если вы это умеете делать. То будьте внимательны, если я буду говорить одно, а делать другое, тогда нужно сказать: «Стоп!» Попробуем?
Я стою (стоит)... А вы — что делаете? ...
Дети. Мы стоим.
Воспитатель. Я подпрыгиваю (подпрыгивает) А вы — что делаете? ...
Дети. Мы подпрыгиваем.
Воспитатель. Я приседаю (подпрыгивает)
Д е т и (говорят, кричат). Стоп!
Воспитатель. Хорошо, что вы меня остановили. Ведь я говорила одно, а делала — другое. То есть я просто врала. Обманывала вас. Играем дальше.
Воспитатель. Я шагаю на месте (шагает)... А вы — что делаете?
Дети. Мы шагаем.
Воспитатель. Я хлопаю в ладоши (приседает с вытянутыми вперед руками).
Д е т и (говорят, кричат). Стоп!
Воспитатель. Молодцы! Вы снова не дали вас обмануть! Что вам помогло? (Ответы детей)
В ходе данной игры формируются простейшие навыки произвольного социального поведения. Они пригодятся намного позднее — тогда, когда в ситуации нравственного выбора детям будут говорить сверстники или другие люди: «Делайте, как мы! Вам это ничего не будет!», «Я так раньше делал! Попробуй — никто не заметит! Это не страшно: сделать наоборот, сделать назло!» Все действительно закладывается с детства и начинается с малого.
3. Игра «Кто что любит»
Воспитатель. А теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный. Я буду передавать мяч по кругу (встаньте в круг) и говорить, что я люблю. Потом — то же самое будете делать вы. Нужно постараться запомнить, кто что любит. (берет мяч) Я люблю, когда дети играют дружно. А ты что любишь? (Передает мяч рядом стоящему ребенку.)
Мяч «обходит» всех детей. При этом воспитатель помогает детям наводящими вопросами. Затем воспитатель предлагает воспитанникам вспомнить, кто любит, например, конфеты, играть в «салочки», лепить из пластилина и др.
Это игровое упражнение формирует интерес к сверстникам, к другому человеку, понимание того, как все люди похожи (не зря же дети запоминают, кто что любит!), что это — повод для симпатии и дружбы, а не для безразличия и ссоры. Это важно для того, чтобы дети потом, наблюдая поведение ровесников, возмущаясь их реакциями или огорчаясь из-за их высказываний в процессе бытового общения, все-таки помнили, что у них много общего, и могли вовремя найти «точки соприкосновения». Это очень важный момент в социально-нравственном воспитании дошкольников.
4. Беседа о семье
Воспитатель. А еще каждый из вас, и я тоже, любим своих родителей. Кто такие «родители»? (Ответы детей).
Воспитатель. Спросите у своего соседа, как зовут его родителей? Только нужно спрашивать по очереди, сначала один спросит, другой — ответит. Потом наоборот, чтобы всех было слышно, и никто не был обижен. На счет «три» — начинаем. Раз, два, три! (Дети работают в парах)
Воспитатель. У какой-то пары, у вас и у вашего соседа, совпали имена? Есть среди имен ваших пап и мам одинаковые имена? (Ответы детей).
Воспитатель. Может, у вас и мамы с папами одинаковые? (Ответы детей).
Воспитатель. За что вы их любите? Я начну, а вы — продолжите.
Я люблю своих маму и папу за то, что ... (Ответы 3-5 детей)
Я люблю своих папу и маму потому, что (Ответы 3-5 детей)
Я люблю своих родителей, но ... (Ответы 3-5 детей)
Это упражнение способствует осознанию детьми вслед за собственными желаниями и предпочтениями своих эмоций и чувств к близким людям. Помогает понять, почему они иногда сердятся и злятся на своих родителей, хотя это и «нехорошо». Дает возможность почувствовать, что «любовь все равно сильнее», ведь «я люблю своих родителей». Если же оставить детей с их противоречивыми чувствами наедине с их представлениями о том, что они — «плохие», потому что «плохо думают» о родителях или сердятся на них, то дети просто в это поверят. Они же должны знать, что они — хорошие. Иначе им не захочется быть еще лучше, не будет стремления к социальному развитию и нравственному совершенствованию.
5. Беседа о детях
Воспитатель. А себя вы тоже любите? Поднимите руку те, кто себя любит. (Реакция детей).
Воспитатель. А теперь поднимите руку те, кто себе не нравится. (Реакция детей).
Воспитатель. За что вы себя не любите?
Воспитатель. (останавливает внимание на детях, которые сказали, что они себя не любят). Ребята, а есть, за что можно любить Петю? Аню? (Ответы детей).
Воспитатель. Разве мы такие невнимательные, что даже не сможем увидеть в них ничего хорошего? Кто мне поможет сказать хорошие слова о Пете? (Высказывания детей)
Теперь — о Ане. (Высказывания детей)
Воспитатель. Молодцы, я вами горжусь. Вы — замечательные дети!
Это прекрасная ситуация для активизации эмоциональных потенциалов детского коллектива и его ориентации на воспитанников-«изгоев» и «отверженных». При этом она выстраивается таким образом, что в плане социального и нравственного развития выигрывают все. У детей, имеющих опыт отрицательных переживаний в группе сверстников, меняются представления о них как о недоброжелательных и «плохих» на «внимательных и заботливых». У детей, доселе отвергающих по каким-то причинам ровесников, меняется негативная установка на общение с ними на позитивную («Раз хвалят все — то есть за что!»), формируется интерес к сверстнику. Конечно, большую роль в этом играет реакция взрослого. К счастью, в младшем дошкольном возрасте все легко исправить и доказать детям, как им хорошо вместе (если этого хочешь).
6. Игра с Бабой Ягой
Появляется Баба Яга (кукла, которой управляет воспитатель).
Баба Яга. Кто это сказал, что они — замечательные дети? Я — самый замечательный ребенок!
Дети возмущаются.
Баба Яга. Я ничем от вас не отличаюсь — вот голова есть, руки — ноги, юбочка.
Воспитатель. Нет, ты не такая, как наши ребятне ты — старая, а они ... (Дети добавляют)
Дети, подскажите, ... (Дети добавляют)
Ты — безобразная, а они — ... (Дети добавляют)
Ты — злая, а они ... (Дети добавляют)
Ты — грязнуля, а они — ... (Дети добавляют)
Ты — обманщица, а они — ... (Дети добавляют)
Баба Яга. Это что же, я совсем-совсем плохая, и ничего хорошего во мне нет? (Плачет.) Может быть, поэтому меня никто не любит?
Воспитатель. Наши дети умеют видеть хорошее даже в тех людях, которые себе не нравятся. Сейчас Дима и Надя тебе помогут. Ребята, посоветуйтесь и подскажите, что хорошего есть в Бабе Яге. (Дети совещаются и отвечают)
Баба Яга. Мне это нравится. Я теперь буду исправляться — еще лучше стану. Чтобы меня все-все любили.
Воспитатель. А хочешь с нами поиграть?
Баба Яга. Ага! Кто кого догонит и съест?!
Воспитатель. Нет, хорошие люди в такие игры не играют! (Смотрит на группу детей.) Эта игра называете «И я!». Ведущему нужно говорить что-то о себе, а остальные, если к ним это подходит, хлопают в ладоши, улыбаются и кричат: «И я!» или «И мы!». Если же не подходит, они топают, хмурятся и кричат: «А мы — нет!» Поняла?
Баба Яга. Чур, я начинаю! Я — сказочное существо.
Дети (топают). А мы — нет!
Баба Яга. Так кто же вы?
Дети с воспитателем. Мы — люди!
Баба Яга. Я — баба...
Д е т и (топают). А мы — нет!
Баба Яга. Что вы мне все перечите, топаете да топаете. Съем, если не будете хлопать! Я — дочка ... (Часть детей топает, часть хлопает)
Баба Яга. Что-то я не запомнила, кого съесть грозилась. Еще раз попробую. Я — девочка. (Часть детей топает, часть хлопает)
Баба Яга. Вот, уже двух детишек запомнила. Вон та девочка с бантиками все время топала и вот эта, в красных туфельках.
Воспитатель. Нет, ты была не внимательна.
Баба Яга. Нет, внимательна! Я спросила, кто здесь девочки — они топают, значит, они — переодетые мальчики. Ну-ка, отвечайте, кто вы такие: может, шпионы какие-нибудь из другого царства-государства! (Дети объясняют, «кто» они, и перечисляют необходимые признаки).
Баба Яга. Ну, тогда понятно, что вы можете быть только дочками. Вы же не мальчики, чтобы сыночками быть. А вот ответьте не на вопрос, можете ли вы быть внуками?
Ответы детей. Воспитатель подсказывает, если требуется.
Баба Яга. И что, у вас есть свои бабушки и дедушки? А у меня — никого кет! Может, кто согласится быть моим внуком или внучкой? Я его или ее в лес отвезу, суп научу варить из мухоморов, покажу, как нужно людей и зверей пугать, чтобы они близко к избушке на курьих ножках не походили. Что, никто не хочет? Вот кого сейчас догоню — того и заберу к себе.
Эта ситуация относится к провокационным. При этом воспитатель сначала создает все условия для того, чтобы дети эмоционально дистанцировались от персонажа и его установок поведения, настроились на социально позитивное восприятие нравственных правил поведения. Затем используется ряд приемов на усиление эмоциональной идентификации с группой и сплочение мнения группы, ее ориентация на выполнение правил нравственного поведения. Поэтому на провокацию отвечает не один ребенок, который мог бы и испугаться Бабы Яги, а целая группа детей («Вместе не страшно!»). Действительно, в ситуации провокации и нравственного выбора нравственным проявить себя легче, если ты — вместе с группой, которая тебя поддерживает.
7. Физкультурная минутка
Подвижная игра типа «Салочек-выручалочек».
Баба Яга (Воспитателю). Что-то ваши дети все время друг друга выручают. Да еще и быстро бегают. Устала я за ними гоняться. Да и доброй мне надоело быть.
Воспитатель. Тогда уходи от нас подобру-поздорову. Мы не хотим дружить с тем, кто не хочет исправляться, кто хочет делать зло всю жизнь.
Баба Яга. Тоже мне, напугала! Я сама кого хочешь напугаю (гримасничает и машет руками).
Воспитатель (детям). Давайте покажем, что мы не боимся!
Дети (хором после подсказки воспитателя). Мы тебя не боимся!
Баба Яга. Так мы не договаривались. Я пугаю - а они не боятся. Так не интересно. Пойду от вас в другой детский сад детей пугать. Может быть, там получится, и то придется на пенсию уходить, если ничего не будет получаться. (Уходит.)
Здесь важно продемонстрировать полную победу группы детей над «злом». Не над злым персонажем (не нужно провоцировать никого убивать или терзать — «баба-яга только порадуется, что мы становимся такими же, как она»), а тем злом, которое он олицетворяет. Поэтому детям разыгрывается именно такой конец сказочной истории. Они должны быть убеждены в том (и увидеть это лишний раз), что добро всегда побеждает зло. Это закон жизни. И что бы там не думали взрослые по этому поводу, но они не смогли бы сейчас существовать в мире, полном несправедливости и горя, если бы знали, что все всегда заканчивается плохо. Спасибо их родителям и воспитателям, которые сделали все, что могли в свое время! Поэтому не нужно снимать с себя эту ответственность сейчас. Не стоит на этих примерах развивать критическое восприятие и мышление детей. Всему свое время.
8. Подведение итогов
Воспитатель. Дети, как вы думаете, Баба Яга правда на пенсию ушла? (Ответы детей)
Воспитатель. Почему у нее не получилось напугать вас? Поймать вас? Обмануть вас? (Ответы детей)
Воспитатель. Значит, мы сегодня не зря занимались! Мы стали немножко лучше: умнее, внимательнее, смелее. Ваши родители будут гордиться вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме \'\'Предметы личной гигиены\'\' во второй младшей группе .\'\' Мы купаем Ванечку\'\'
Целью занятия является знакомство детей с предметами личной гигиены.Воспитатель читает ребятам сказку К.Чуковского \'\'Мойдодыр\'\' про мальчика, от которого сбегали все вещи, из-за того, что он грязнуля....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме \'\'Предметы личной гигиены\'\' во второй младшей группе .\'\' Мы купаем Ванечку\'\'
Целью занятия является знакомство детей с предметами личной гигиены.Воспитатель читает ребятам сказку К.Чуковского \'\'Мойдодыр\'\' про мальчика, от которого сбегали все вещи, из-за того, что он грязнуля....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме \'\'Предметы личной гигиены\'\' во второй младшей группе .\'\' Мы купаем Ванечку\'\'
Целью занятия является знакомство детей с предметами личной гигиены.Воспитатель читает ребятам сказку К.Чуковского \'\'Мойдодыр\'\' про мальчика, от которого сбегали все вещи, из-за того, что он грязнуля....
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по теме «Эффективные средства ознакомления младших дошкольников с предметным и социальным миром» во второй младшей группе «Светофор»
Цели:познакомить с сигналами светофора;закрепить знания цветов: красного, зелёного, жёлтого;продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, c понятиями: пешеход, про...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме: «Изучаем дорожные знаки»
Цели.1. Обобщить представления детей о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Осторожно дети», «Перекресток», «Место стоянки», «Место остановки автобуса».2....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме: «Поможем воде стать чистой»
Занятие было проведено в подготовительной к школе группе. Тема "Поможем воде стать чистой" была взята в соответствии с комплексно-тематическим планированием: «Неделя здоровья»....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествие в зимний лес»
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествие в зимний лес» был проведён во второй младшей группе, где детей познакоми...