Доклад на тему:"Решение проблемных ситуаций - как в методе повышения познавательной активности ребенка
консультация на тему
Доклад на тему:"Решение проблемных ситуаций - как в методе повышения познавательной активности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида»
Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Доклад на тему:
« Решение проблемных ситуаций – как методе повышения познавательной активности ребенка»
(выступление на методическом объединении педагогов)
Подготовила Приставкина Ирина Владимировна
воспитатель I квалификационной категории
с. Большое Игнатово 2017 год
«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».
( С.Л.Рубинштейн).
Уважаемые коллеги, мы с вами знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога должны быть направлены на развитие у ребёнка самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают
субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка.
Технология проблемного обучения - это специально созданная
совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления. Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Прежде всего необходимо помнить, что при организации познавательной
деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на
соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству. И так, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. Суть его заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее
решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки. Для этого существуют различные формы организации проблемного обучения.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его
руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на
самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка
воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (исследовательский метод) . В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по - новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом –сходства. Процесс проблемного обучения делится на этапы, последовательность которых предопределена особенностями мыслительного процесса, отправной точкой которого является проблемная ситуация. Проблемная ситуация–состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения; излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;–побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; –ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;–определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);–ставим проблемные задачи. Можно иногда и ошибиться –пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». Этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения. На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На этом этапе
решение ребенок ищет «во внешних условиях», в различных
источниках знаний. Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Приведём пример, как принести воду в решете? Для этого организуется ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости.
Уважаемые педагоги! А теперь я предлагаю Вам придумать проблемные
ситуации:
∙Тема: «Транспорт» (Например, животные Африки просят Айболита о
помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться)
∙Тема: «Дома», «Свойства материалов»
(Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.)
∙Тема: «Грибы»
(Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.)
Плюсы решения проблемных ситуаций: - Педагог является равноправным партнером;
- Дети самостоятельны и инициативны;
-Дети сами открывают новые знания и способы действия;
-Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
-Дети договариваются, общаются.
Как считал известный отечественный психолог А.М. Матюшкин,
боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем: «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки.
И очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы повышения познавательной активности дошкольников
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксп...
Практикум для воспитателей на тему:"Решение проблемных ситуаций:"Проверь себя".
Данный материал содержит игровые упражнения ,психолого-педагогические ситуации и советы для родителей "Правила поведения в общении с детьми"....
Тема. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста
Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста...
« Методы повышения познавательной активности»
laquo;Методы повышения познавательной активности во время непосредственно образовательной деятельности Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательнос...
презентация к выступлению « Методы повышения познавательной активности»
Методы повышения познавательной активности....
Консультация для педагогов. Описание методики работы с детьми на тему: «Решение проблемных ситуаций в процессе сюжетно-ролевой игры» технология ОТСМ-ТРИЗ
Описание методики ОТСМ ТРИЗ "Решение проблемных ситуаций", целью которой является развивать умение видеть и принимать проблемные ситуации, также развивать у каждого ребенка стремление к проя...
Доклад на тему: " Решение практических ситуаций на этические темы с детьми дошкольного возраста"
В докладе раскрывается тема этического воспитания в практических ситуациях с помощью бесед, наглядных образов, литературных героев и живых примеров....