Тема. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая группа)

Сафина Эльвира Рустамовна

Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_reshenie_problemnyh_situatsiy_v_mladshem_vozraste.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста

Автор: Сафина Эльвира Рустамовна, воспитатель МБДОУ «ДС «Снежинка», ЯНАО,

 г. Муравленко

В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Современный мир – мир постоянно изменяющийся и развивающийся. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.  

Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

 Задачи:

  • расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
  • продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
  • учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;
  • учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
  • учить детей слушать друг друга;
  • развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

За основу построения работы с творческой задачей мы взяли алгоритм, разработанный Н.Н. Хоменко и Т.А. Сидорчук.  

Шаг № 1 – обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.

Шаг № 2 – формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).

Шаг № 3 – формулировка противоречия.

Шаг № 4 – ИКР (идеальный конечный результат) – сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг № 5 – обследование ресурсов объектов для решения противоречия.

Шаг № 6 – формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Шаг № 7 – рефлексия: Что делали? Как? Зачем?

На первом этапе мы использовали в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И., Бронниковой Н.С., Смельцовой О.А.

Образцы протоколов проведения занятий с детьми

Протокол проведения занятия по решению творческой задачи

«Как мышкам достать сыр?»

Воспитатель

Дети

Шаг 1.

Ребята, я расскажу вам интересную историю про мышек, и не просто расскажу, а еще и нарисую. Жили мышки (рисунок) а где они живут?

Мышки по размеру какие?

По цвету мышки какие?

Как они пищат?  

А неподалеку лежал кто?

Кот спал. Но один глаз у него был открыт (рисунок) Кот по размеру был какой?

Да, ребята, кот был большой, толстый.  

Он был сыт.

А рядом с ним лежал кусочек сыра. Какой кусок сыра по размеру?

Закрепляется на листе картоне кусок сыра.

Шаг 2.

Мыши были очень голодны.

Как вы думаете, им хотелось съесть сыр?

Как достать?

Шаг 3.

Мышки хотят достать сыр, так как голодны и не могут, так как кот может их заметить.

Мыши быстро бегают, но и кот быстро бегает. Может мышек догнать.

(Физ. пауза – «Покажите, как бегают мышки») Как быть? Как мышкам достать сыр?

(Воспитатель проводит эксперимент с палкой) А как с помощью веревки достать?

Давайте попробуем?

(Воспитатель проводит эксперимент с веревкой) Если просто веревку кидать, сыр не зацепишь (эксперимент).

Веревка, с крючком на конце. Ей можно зацепить? Как, что?

Ребята, но кот может заметить палку и веревку с крючком, такую же, как удочка.

Шаг 4.

Как сделать так, чтобы сыр сам у мышек оказался?

Шаг 5.

Как мышки норку сделали?

А пол мышки могут прогрызть?

У мышки зубки острые. На что похожи?

Давайте возьмем ножницы и проведем эксперимент.

Шаг 6.  

Где мышки должны дырку прогрызть?

Дырку по размеру какую они должны прогрызть?

(Воспитатель проводит эксперимент) Сыр проваливается в такую дырку?

Шаг 7. Рефлексия

Какая проблема была у мышек? Что они хотели?

Что мешало? Что мы придумали, чтобы мышкам помочь?

 

 

 

 

В норке

Маленькие

Серенькие Пи-пи-пи

кот

 

 

 

 

большой

 

 

 

Да, очень хотелось, мыши любят сыр и им надо его достать.

Пусть они побегут и возьмут сыр.

 

 

 

 

 

 

Мышки могут взять длинную палку и достать сыр. (Дети пробуют палкой достать сыр)

Можно еще веревку взять.

(Дети пробуют достать сыр с помощью веревки)

Надо, чтобы был крючок.

 

Веревка с крючком, такая же, как удочка ей можно зацепить.

 

 

 

 Прогрызли зубками дырку.

Мышки могут пол прогрызть, у них зубки острые, они под полом себе дорожки прогрызают и норку делают. Зубки у них острые, как нож или ножницы.

 

Они должны под полом дорожку прогрызть и дырку прогрызть. Такую по размеру, как сыр.

Нет, надо побольше, чтобы сыр провалился и прямо к мышкам попал.

Протокол проведения занятия по решению творческой задачи

  «Как сделать так, чтобы яичко не разбилось и не падало со стола?»

Шаг 1.

Показывает иллюстрацию из сказки «Курочка-

Ряба»

-Какая это сказка?

-Кто Герои?

-Что с ними случилось?

 

Шаг 2.  

Ребята, я принесла вам яичко. Положила его на стол, мимо бежит мышка, задевает яичко. Оно падает и разбивается (показ).

Почему яичко разбилось?

 

Шаг 3.  

Яичко падает со стола, так как мышка задела его и не должно упасть, чтобы не разбиться  

Шаг 4.

 Яичко само не падает со стола.

 

Шаг 5.

Какая поверхность стола по рельефу, почему яичко катится по нему?

Какой должен быть стол, чтобы яичко, не покатилось?

 

Шаг 6.  

Как сделать так, чтобы яичко со стола не упало? Вот яичко покатилось, а что может помешать, ему упасть?  

(Эксперимент с полотенцем, платочком).

Почему яичко не падает?

 

 

Что еще можно придумать, чтобы яичко не катилось со стола?

(Эксперимент) Как можно сделать заборчик, из чего?

 

Шаг 7.

Что случилось у деда с бабой? Какой мы им дадим совет? Что можно сделать, чтобы яичко не разбилось?

 

 

 

Это сказка «Курочка Ряба». Про деда, бабу и курочку Рябу. Она снесла яичко. А мышка бежала, задела хвостиком, яичко упало и разбилось.

 

 

 

Мышка задела, яичко покатилось, упало со стола и разбилось.

 

 

 

 

 

 

Яичко катится потому, что стол гладкий.

 

 

Поверхность стола гладкая.

 

 Чтобы не катилось, стол должен быть не гладкий, шершавый, неровный.

 

 

Можно положить на стол скатерть, салфетку, платочек, полотенце. Скатерть должна быть меховая, тогда яичко не упадет.

Яичко не катится. Мышка задевает его хвостиком, а оно не катится и не падает. Потому что стол не гладкий.

 

Можно руку подставить, заборчик сделать, можно яичко в ведерко положить, на тарелочку или в специальную подставку для яиц. Заборчик можно сделать из кирпичиков, конструктора, тряпочки.

 

(Варианты ответов детей).

Протокол проведения занятия по решению творческой задачи

 «Как достать игрушку?»

Шаг 1.

Однажды один мальчик остался дома, а его мама и папа пошли в магазин. Как вы думаете, ему стало скучно и не весело? Чем можно заняться, пока не пришли родители, чтобы не было скучно?

 

Шаг 2.

Я расскажу вам про мальчика, который остался дома один. Он очень любил играть с мячом. А как можно играть с мячом? Покажите.  

Мальчик стал подбрасывать мяч и он попал на высокий шкаф (схематичное изображение ситуации). Что делать?

 

Шаг 3.

Мальчик хочет достать мяч, чтобы поиграть и не может, так как мяч, попал на высокий шкаф. Не достать, как быть?

 

Шаг 4.

Мяч сам попадает к мальчику.

 

Шаг 5.

Ребята, давайте подумайте, как мальчику самому достать мяч с высокого шкафа. Посмотрите, что еще есть в комнате?  

Шкаф, куда попал мяч, по размеру какой?

А мальчик по росту какой?

Как мальчику увеличить свой рост?

Что можно использовать, чтобы увеличить рост?

Давайте попробуем на стул встать. Увеличиться рост при этом? (Эксперимент) Как быть мальчику?

 

Шаг 6.

Проведем эксперимент и узнаем, поможет ли это мальчику.

(Дети пробуют достать мяч со шкафа)

Палка по размеру какая должна быть?

 

Шаг 7.

Рефлексия

Какая проблема была у мальчика?

Что он хотел?

Что ему мешало?

Какой мы ему дадим совет.

 

 

Ему стало скучно.  

Можно поиграть, книжки посмотреть, мультфильм.

 

 

 

Можно катать, кидать и ловить, пинать, отбивать об пол, забрасывать в корзину.

 

 

 

 

Нужно маму с папой подождать, они придут и достанут. Еще можно другой мяч взять.

 

 

 

 

 

В комнате стоит шкаф, на который попал мяч, еще есть стол и стул.

 

Высокий.

Низкий, ниже, чем шкаф.

Можно на стул встать.

Если встать на стул, то можно стать выше. Нужно мальчику стул взять и к шкафу подставить, а потом встать на него.

 

 

Чтобы до мяча дотянуться, надо палку взять.

Палкой можно мяч со шкафа столкнуть. Палка должна быть длинная, чтобы до мяча достать.

 

Протокол проведения занятия по решению творческой задачи

 «Дом для лисички»

Шаг 1

Из какой сказки эта иллюстрация? Кто помог зайчику выгнать лису? Куда лиса убежала?

 

Это сказка «Заюшкина избушка». Зайчику помог петух. Он лису выгнал из избушки зайки. Лиса испугалась петуха и в лес убежала.

Шаг 2

Убежала лиса в лес. Как и где жить лисе в лесу? Если пойдет дождь, как ей быть? Наступит ночь, надо где-то спать.

Лисе необходимо иметь жилище, т. к. ей надо где-то спать, укрываться от дождя и холода.

 

Лисе нужен свой домик, чтобы дождь её не замочил, чтобы ей было тепло. Она там будет спать.

ШагЗ

У лисы должен быть дом, т. к. надо где-то жить, и нет дома, т. к. нет материала. Как быть? Что делать?

 

Лисе надо подумать, из какого материала сделать дом.  

Шаг 4 ИКР

Как сделать так, чтобы экономно было?

Шаг 5

Ресурсы (леса).

 

 

Что растет в лесу?

Чего в лесу много?

Что есть у деревьев?

Можно ли из веток сделать домик? (опыт) На что похож этот дом?

Из чего еще можно сделать шалаш?  (опыт)

Из чего растут деревья?

Что ещё есть в лесу?

Можно ли из земли сделать дом? Как?

Как называется такой дом?

Если лес находится недалеко от города, можно там найти пустые коробки? Можно из коробок дом сделать?

Какая должна быть коробка по размеру? (опыт)

В лесу растут деревья. Их много. Еще много кустов. У деревьев есть ветки, листья. Можно веток много собрать и сделать домик.  

 

Дом из веток похож на шалаш.

Шалаш можно сделать из листьев, из соломы.

 

Деревья растут из земли.  

Можно из земли сделать дом.  

Нужно вырыть проход, и получится нора. Если найти пустую коробку, можно из неё сделать домик.

Только коробка по размеру должна быть большая, чтобы туда поместилась лиса. Нужно сделать вход.

Шаг 6

Надежный ли дом получится из веток? Из соломы? Какой из домов самый теплый? Какой самый надежный?

 

Дети выбирают разные варианты домов и высказывают свои предположения. 

Шаг 7

(Рефлексия).

Какую задачу решали?

Какое противоречие было?

Как построить дом для лисички? 

 

Варианты ответов детей.

Протокол проведения занятий по решению творческой задачи

 «Идет бычок, качается»

Шаг 1 (описание проблемы).

Ребята, посмотрите на картинку. Что изображено на ней?  

Какое стихотворение вы вспомнили?

Расскажите.

 

Бычок идет по дощечке.

 

«Идет бычок, качается» (читают стихотворение)

 

Шаг 2 (выявление задач).

Почему бычок боится упасть?

 

Покажите, как бычку было страшно?

 Потому что доска качается. Доска еще скоро кончится.

Он упадет, и ему будет больно.

 Дети изображают мимикой и жестами настроение

 

бычка.  

Шаг 3 (формулировка противоречия). Нужно, чтобы бычок прошел по доске и не упал. Как быть?

 

Нужно придумать, чтобы доска не качалась, и бычок прошел по ней и не боялся.

Шаг 4 (ИКР).  

Бычок идет по доске и не боится.

 

Шаг 5 (выявление ресурсов объекта).  

Как сделать так, чтобы доска не качалась?  

  • нужно закрепить ее
  • прибить ее гвоздями
  • приклеить
  • нужно крепкую доску, а потом продолжение дорожки

Шаг 6 (формулировка подзадач).

Какая должна быть доска, чтобы бычку было не страшно идти по ней, как по крепкому мостику?

 

 

  • доска должна быть широкая, чтобы ему было удобно идти
  • она должна быть крепкая, не качаться
  • можно сделать перила как на мостике, чтобы бычок не упал

Протокол проведения занятий по решению творческой задачи

«Как козляткам не пустить волка в дом»

Шаг 1 (описание проблемы).

Ребята, посмотрите на картинку. Из какой сказки эта картинка?

Что изображено на картинке, что происходит?  

 

 

 Волк и семеро козлят.

Козлятки в дома спрятались от волка, он хочет обмануть их и съесть.

Шаг 2 (выявление задач).

Козлятки остались дома одни, а волк хочет попасть в дом и съесть козлят.

Какие трудности были у козлят?

 

  • им было страшно, потому что не было мамы
  • они не знали, кто за дверью – коза или волк – им было не видно волка за дверью

Шаг 3 (формулировка противоречия).

Козлята думали, что за дверь мама, а там - волк.

Как козлятам понять, что за дверью волк?

 

Козлятам нужно придумать, как увидеть или услышать, что за дверью волк и не пустить его в дом.

Шаг 4 (ИКР).  

Козлята понимают, что за дверью волк, и не пускают его в дом.

 

Шаг 5 (выявление ресурсов объекта).  Что делать козлятам?  

 

  • в окошко посмотреть (плохо видно, кто у двери) - попросить, чтобы волк встал перед окошком (он не захочет)
  • сказать, что дверь не откроют (а вдруг там мама?)

Шаг 6 (формулировка подзадач).

Какое отверстие есть во входных дверях, чтобы в него можно было посмотреть?

 

А чтобы услышать волка и понять, что это волк, что можно сделать?

О чем можно спросить волка, что знает только мама?

 

 

  • глазок
  • можно в дырочку замка посмотреть

 

  • попросить что-нибудь сказать (он голос изменил)

 

  • попросить его назвать каждого козленочка по имени ласково, так, как называет его только мама
  • спросить, что сегодня утром козляткам говорила мама, что ели на завтрак, какую книжку читали.

Шаг 7 (рефлексия).

Какую задачу решали?

Какое противоречие было?

Как козляткам узнать, что за дверью - волк?

 


Картотека проблемных ситуаций

  1. Бытовые ситуации: 
  • Мячик закатился под кровать. Как его достать?
  • Надо полить цветы, но нет лейки. Как полить цветы?
  • Скоро Новый год, есть елка, а игрушки купить забыли. Чем украсить елку?
  • Девочки сели рисовать, а коробка с карандашами одна. Как им раскрашивать рисунки?
  • Дети нашли грибы (ягоды) в лесу, а корзинки нет. Во что собрать грибы (ягоды)?
  • Хочется сладкого чая, а сахара нет. Как сделать чай сладким?
  • Вышли гулять, а на участок не пройти – намело много снега. Что делать, как пройти на участок?
  • Два мальчика увидели новую машинку, оба хотят поиграть с ней, но машинка одна. Как им поиграть?
  • Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет. Как расчистить дорожку?
  • Нужно слепить снеговика, а снега мало.
  • Две девочки захотели поиграть в мозаику, а мозаика одна. Что делать?
  • Как перейти через лужу?
  • Убегающие сапожки.
  • Как вымыть руки без мыла?
  • Как донести продукты из магазина, если нет сумки?
  • Как построить гараж для машины?
  • Как размешать сахар в чае без ложки?
  • Не хватает стульчиков.
  • Как съесть суп без ложки?
  • Как погладить ежика?
  • Как играть в песок без совка?
  • Как попить воды без чашки?
  • Как согреться, когда холодно?

 

  1. Сказочные ситуации: 
  • Как медведю жить в теремке и не сломать его?
  • Как сделать так, чтобы колобок не укатился с окошка?
  • Как козляткам не пустить волка в дом?
  • Как Маше не заблудиться в лесу?
  • Как помочь медведю полить малину?
  • Как помочь Великану прочитать маленькую книжку?
  • Зайку бросила хозяйка.
  • Как козленку не заблудиться в саду?

Источник

  1. Сборник «Построение инновационного пространства в ДОУ на основе современных образовательных технологий»; http://volqa-triz.ru/view.php/?id=83
  2. Деулина Т.В. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста http://jlproj.org
  3. На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И, Бронниковой Н. С., Смельцовой О. А.
  4. Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 64-68. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/ (дата обращения: 01.10.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация На тему: «Сюжетно – ролевая игра с детьми младшего дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для кажд...

Опыт работы на тему: «Нетрадиционный подход к восприятию детьми младшего дошкольного возраста музыкальных образов на основе контрастных произведений»

Музы  Музыкальное воспитание включает в себя многие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, творчество. Каждый из эти...

Доклад на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»                           ...

Конспект образовательной ситуации с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с кругом»

Конспект образовательной ситуации с детьми младшего дошкольного возраста«Знакомство с кругом»...

Памятка для педагогов «Примерный план игровых ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста с целями»

Памятка для педагогов«Примерный план игровых ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста с целями»1.«Кукла Маша собирается гулять»Цели: формировать навык последовательных д...

Беседа по ПДД с решением проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закрепить у детей знания правил дорожного движения....