« Методы повышения познавательной активности»
методическая разработка

Савинова Татьяна Владимировна

 

«Методы
 повышения познавательной активности во время непосредственно образовательной деятельности

 

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Мы с вами знаем, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_povysheniya_poznavatelnoy_aktivnosti.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»

Доклад на тему:

« Методы повышения познавательной активности»

Воспитатель:

Савинова Т. В.

Иванова И.Г.

Грибкова Н. Н.

Клин,2018г.

«Методы
повышения познавательной активности во время непосредственно образовательной деятельности

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Мы с вами знаем, что дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Мы с вами знаем, что методы обучения - это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием - это часть метода.

Прежде всего необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения "ребенок-взрослый" должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству

Методы активизации познавательной активности вовремя непосредственно образовательной деятельности

Слайд 2

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

    Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

интерес способствует формированию глубоких и прочных представлений;

развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в познании, благоприятствует формированию способностей;

создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Слайд 3

Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности.

Познавательная активность является социально                      значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Познавательная активность отражает определенный                                   интерес дошкольников к получению новых                                             знаний, умений и навыков, внутреннюю                           целеустремленность и постоянную потребность                      использовать разные способы действия                                           к накоплению, расширению знаний и кругозора.

Цель ее активизации: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности.

Слайд 4

Для активизации познавательной активности дошкольников необходимо учитывать важные моменты, а именно:

  • учет индивидуальных особенностей ребенка
  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности

слайд 5

Основные методы повышения познавательной активности

 

В организации работы с детьми используют следующие методы:

- методы ТРИЗ, в которых успешно решаются задачи проблемного и развивающего обучения,детей побуждают к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;

- наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты для развития памяти, мышления; формирование навыков объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждать детей к размышлению;

- методы проектных технологий, в которых формируется умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;

- методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираются на опыт ребенка, формируется сенсорно — перцептивная сфера у детей, представление о предметах, явлениях природы.

-  игровые  методы

 

Слайд 7-9

Покажем на конкретных примерах наиболее эффективные методы данной группы.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации обучения.

Наша творческая группа работала над проектом «Играем, экспериментируем, познаем», который направлен на разработку модели развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, способствовал формированию способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Именно в ходе организованной экспериментальной деятельности познавательная активность ребенка проявляется в полной мере: он самостоятельно может обозначить проблему, решить ее, сделать выводы, а внимательный и понимающий взрослый аккуратно будет сопровождать весь процесс поиска истины, не вторгаясь в непосредственную мыслительную деятельность ребенка.

Время информационных технологий, в котором мы живем, вынуждает нас, педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты.   

Изучая метод проектной деятельности, я столкнулось с методом планирования «ментальная карта» Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы с детьми  

Слайд Ментальные карты (майндмэппинг, интеллект-карта). Интеллект карта позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.

При составлении данного дидактического пособия используется весь интеллектуальный и творческий потенциал.

Слайд Применение метода интеллект-карт в дошкольном образовании

 Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира. Результативность применения метода интеллект-карт достигается за счёт их: - наглядности: всю проблему с её многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом; - привлекательности: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно; - запоминаемости: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается; - своевременности: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает; - творчества: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи; - возможности пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

 Использование интеллект-карт

1. Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект-карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, у детей пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа может проводиться, как индивидуально, так и фронтально.

 2. Закрепление и обобщение материала Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, у детей формируется умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, формируются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация. Работа может проводиться, как индивидуально, так и фронтально.  

  3. Развитие связной речи Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, у них формируются умение отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.  

 Таким образом, в современном мире с большим потоком информации метод интеллект-карт в образовательной деятельности дошкольников является универсальным способом познания окружающего мира.

Слайд Области использования интеллект-карт

 Метод ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи:

 - обучение;

- конспектирование лекций;

- конспектирование книг;

- подготовка материала по определенной теме;

 - решение творческих задач;

- мозговой штурм; - презентации;

- планирование и разработка проектов разной сложности;

- составление списков дел; - общение;

- проведение тренингов;

- развитие интеллектуальных способностей;

 - решение личных проблем.

Слайд 15

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Понятие исследовательской активности взаимосвязано с рядом близких понятий, таких как «познавательная активность, «исследовательское поведение», «исследовательская деятельность», «исследовательская инициативность».                Это и есть естественное состояние детей, они настроены на познание мира, они хотят все знать, исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в путь неизведанного. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Слайд 16

Структура поисковой деятельности включает:

  • Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;
  • Анализ ее условий самостоятельно или с помощью воспитателя;
  • Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;
  • Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;
  • Корректировка путей решения по ходу деятельности;
  • Анализ полученных фактов и формирование выводов;
  • Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследовательского поиска.

Исследовательская активность реализуется дошкольником в наблюдениях, сенсорном обследовании, ориентировочных и пробующих действиях, опытах, экспериментировании, развивающих играх и т.д.

Слайд 17

Важными факторами в развитии познавательной активности детей -  дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.

Слайд 18

 Для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности необходимо создание исследовательского центра, в котором происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Там предполагается наличие  различных материалов для исследования:

  • природные материалы:  образцы песка, глины, земли;

- камни, галька, ракушки, керамзит, мел;

- железо, резина, пластмасса, дерево;

- семена цветов, образцы деревьев (шишки, желуди, каштаны)

  • бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки и т.п.
  • сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
  • схемы для проведения опытов.

Для активизации детской исследовательской деятельности в таких мини-лабораториях также необходимо  иметь и использовать специальное оборудование:

- разнообразные трубочки, воронки, сито;

- стаканчики, тарелочки, ложки;

- шприцы, пипетки;

- весы, увеличительные стекла, лупы, магниты, микроскоп, измерительные приборы.

Весь материал должен быть расположен в доступном для детей месте.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое нужно использовать - опыты. Они проводятся как на специально организованных занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

В совместной деятельности со взрослым  дошкольники раскрывают «тайны природы», «секреты окружающих предметов», исследуют свойства веществ и материалов.

И все же, чтобы познавательный интерес  ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса, т.е. лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искал материал по своему изучаемому объекту дома, в саду или библиотеке, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей.

При такой форме обучения гарантирован успех в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника и прочное запоминание материала.                    Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет НЕ  подменять ребенка, а направлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

« Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...

Методы повышения познавательной активности дошкольников

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксп...

Доклад на тему:"Решение проблемных ситуаций - как в методе повышения познавательной активности ребенка

Доклад на тему:"Решение проблемных ситуаций - как в методе повышения познавательной активности ребенка...

Игровые тренинги "Методы технологии критического мышления как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Опыт выступления на районном семинаре "Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...