рабочая программа "Маленький пешеход"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ткач  Махабат Темирбековна

"По обучению и формированию навыков безопасности дорожного движения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №23 «ЁЛОЧКА»

ПРИНЯТО:                                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическом совете №___                                                         Заведующий МДОУ

МДОУ «Детский сад №23 «Ёлочка»                                            «Детский сад №23 «Ёлочка»    

Протокол от ___августа 2017г                                                        ________Л.Н.Такмакова

Рабочая программа

дополнительного образования

для старше – подготовительного возраста

(по обучению и формированию навыков  безопасности  дорожного движения)

«МАЛЕНЬКИЙ ПЕШЕХОД»

Срок реализации программы:

2015 – 2017 учебный год.

                                                                                             Автор программы:

Воспитатель Ткач М.Т

2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов

стр

Целевой раздел

1.

Пояснительная записка

  1.1.

Введение

1.2.

 Цели и  задачи рабочей программы по дополнительному образованию

1.3.

 Принципы и  подходы к реализации Рабочей программы по дополнительному образованию

1.4

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей.

1.5.

Целевые ориентиры образования на этапе завершения работы с детьми по дополнительному образованию.

Содержательный  раздел

2.1.

Содержание программы по дополнительному образования

-модель организации работы, формы и методы работы

-Планирование работы с детьми в кружке «Маленький пешеход»

2015-2016уч.г.(приложение 1)

-Планирование работы с детьми в кружке «Маленький пешеход»

ии2016-2017уч.г. (приложение 2)

2.2

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

-Планирование работы с родителями  на 2015-2016уч.г. (приложение 3)

-Планирование работы с родителями на  2016-2017уч.г. (приложение 4)

3

Организационный раздел

3.1

 Материально – техническое обеспечение реализации программы по дополнительному образованию

3.2.

 Содержание предметно- развивающей среды

3.3.

Программно – методическое обеспечение образовательного пространства

1. Пояснительная записка

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал на автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Программа «Маленький пешеход», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселков и городов. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, где дети играют, а также во время передвижения детей в самих транспортных средствах. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Я считаю, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо со среднего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Главная задача программы «Маленький пешеход» состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. Реализация программы рассчитана на два года. Обучение Правилам дорожного движения начинается старшей группе и продолжается в подготовительной, с последующим усложнением программы. Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы включены различные формы взаимодействия с родителями (развлечения, досуги, проекты, консультации и т.д.).

Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

1.1 Введение

Настоящая рабочая программа по дополнительному образованию разработана воспитателем  МДОУ  Детский сад № 23 «Ёлочка»   М.Т. Ткач. Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей, запросов воспитанников и их родителей (законных представителей

 Программа «Маленький пешеход»   по дополнительному образованию  является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса возрастной группе. Она представляет  собой модель процесса воспитания и обучения детей по дополнительному образованию по образовательной области

«Безопасность»

В основе разработки программы:

  • Программа по обучению правилам дорожного движения в дошкольных учреждениях «Маленький пешеход» Составители: Ширина А.И.; Люднова С.И.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации      (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившим в силу с 1 января 2014года;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ  программ – «Образовательным программам дошкольного образования”Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Общие сведения о МДОУ

Основные показатели

Полная информация

1

Полное название образовательного учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 23 «Ёлочка»

п. Новокавказский

2

Юридический адрес

 356321 Ставропольский край п.Новокавказский, ул. Школьная 4

3

Режим работы ДОУ

9 часовой, с  7.30 до 16.30. Реализация Рабочей программы осуществляется во вторую половину дня.

4

 Воспитатель, руководитель кружка

Ткач Махабат Темирбековна – образование  высшее.

1.2 Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

1.Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2.Систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения.

3.Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.

4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Основные методы работы:

  • Словесные - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
  • Наглядные - показ образца изделия, анализ образца, составление плана работы по изготовлению изделия.
  • Практический - изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

1.3. Принципы и  подходы к реализации Рабочей программы

Рабочая программа   по дополнительному образованию  сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей младшего возраста(возрастные особенности, индивидуальные особенности)

Начиная с 3-4 лет:

  • ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

Начиная с 6 лет:

  • ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;
  • большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
  • они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного - мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

Начиная с 7 лет:

  • дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

Начиная с 8 лет:

  • дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;
  • они уже наполовину опытные пешеходы;
  • они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
  • они могут определить, откуда доносится шум;
  • они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем;
  • они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;
  • они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
  • но они по прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

Формы реализации программы:

С детьми:

- Экскурсии.

- Наблюдения.

- Прогулки.

- Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.

- Продуктивные виды деятельности.

- Игровая деятельность.

- Знакомство с художественной литературой.

- Развлечения, досуги.

- Проектная деятельность.

С родителями:

- консультации

- беседы

- буклеты, памятки

- родительские собрания

- совместные развлечения

- проектная деятельность

- встречи, беседы с инспектором ГИБДД

- анкетирование

- папки-передвижки

- родительские собрания, клубы

- конкурсы, викторины, развлечения.

  1. Содержательный раздел

2.1 Содержание программы по дополнительному образованию  определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Содержание Программы «Маленький пешеход» включает интеграцию образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребёнка.

  •  художественно-эстетическоеразвитие;
  • социально-коммуникативноеразвитие;
  • «познавательное развитие»

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

       Целостность педагогического процесса в группе обеспечивается реализацией  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС и парциальной  программы по обучению правилам дорожного движения в дошкольных учреждениях «Маленький пешеход» Составители: Ширина А.И.; Люднова С.И.

Организация занятий кружка:

Программа рассчитана на 2 года работы с детьми от 5-7 лет из расчета  2 раза в неделю. Продолжительностью занятий для детей старшей группы 20 минут, для подготовительной 25 – 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня в 15.30. В программе по 38 занятия, для каждой возрастной группы. Для каждого собрания подобран  основной материал.

Базисный учебный план кружка

         

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятия по тематическому плану

2

8

38

          Структура занятия:

1Вводная часть, в ходе которой проводится беседа с детьми по теме занятия, ставится определенная проблема, может быть использована игровая мотивация и сюрпризный момент, обсуждаются пути и способы решения.

2Объяснение и показ педагога.

3Физкультминутка с включением упражнений для позвоночника, кистей рук, плечевого пояса, шеи.

4Практическая часть работы.

5Заключительный этап практической работы, который содержит обмен мнениями детей о результатах своей работы, при необходимости ребенок, справившийся с заданием раньше других, может помочь ребенку, испытывающему затруднения.

Методы оценки результатов:

  • анализ детских творческих работ во время НОД;
  • контрольные задания в самостоятельной деятельности детей;
  • ведение карт педагогического наблюдений за индивидуальным развитием детей посещающих кружок..

Карта педагогического наблюдения за  индивидуальным развитием ребенка

Ф.И.ребёнка

Знание цветов светофора

Как называется место, где ходят люди

Где едут машины

Где останавливается автобус

Что обозначают сигналы светофора

Итоговые показатели

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Критерии оценки:

Каждый ответ оценивается по трех бальной системе

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание

                                             

      ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

-Планирование работы с детьми в кружке «Маленький пешеход»

2016-2017 уч.г. (приложение 1)

-Планирование работы с детьми в кружке «Маленький пешеход»

ии2017-2018уч.г.  (приложение 2)

2.2 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка его речевого развития;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

Перспективный план по взаимодействию с родителями.

Процесс развития основ безопасной жизнедеятельности детей в процессе реализации программы  родители могут видеть непосредственно в детском саду, для этого организуются выставки творческих работ и открытые мероприятия детей). Программа предполагает участие родителей в совместной деятельности (выполнение поделок и т.д.), дни открытых дверей.

Особое внимание уделяется совместной работе детей и родителей при оформлении помещения ДОУ по теме ПДД и организации выставок в детском саду. Воспитатель заранее обсуждает с родителями  предстоящие дела, определяет обязанности и объем работы взрослых и детей.

Согласованная организованность в работе педагога и семьи – важнейший принцип полноценного воспитания и развития творчества детей.

-Планирование работы с родителями  на 2016-2017уч.г.(приложение 3)

-Планирование работы с родителями на  2017-2018уч.г. (приложение 4)

3.Организационный раздел

3.1. Материально – техническое реализация программы по дополнительному образованию

  • соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • соответствие правилам пожарной безопасности;
  • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • учебно-методический комплект, оборудование, оснащение методической литературой.

3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (ЦЕНТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  МДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.3. Программно – методическое обеспечение образовательного пространства

1.«От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 358 с.

2. Программа по обучению правилам дорожного движения в дошкольных учреждениях «Маленький пешеход» Составители: Ширина А.И.; Люднова С.И.

3. Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?»  Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс» 2010 – 64с.

4.Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС» 2009 – 208с.

5.Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.

6.Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.

7.Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек» под редакцией Котельникова Г. Н, Полуянова Н.К Ханты – Мансийск 2002.

8.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с

9.Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.: Сфера, 2002.

10.Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина. М., 2008.

11.Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М., 2000.

12.Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.

13.Семенюк В.И., Владимиров Н.В.  Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. Минск, 2001.

14.Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. м., 2002.

15.Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного движения. Киев, 2003.

16.Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2004.

17.Шорыгина Т.А. Осторожные сказки М., 2002.

18.Шорыгина Т.А. Беседы о безопасности с детьми 5 – 8 лет. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Школа юного пешехода"

Программа направлена на  формирование у дошкольников представлений о правилах дорожного движения  и воспитания  культуры дорожной  безопасности. В ней раскрываются организационные ...

Рабочая программа кружка «Юные пешеходы».

Рабочая программа кружка«Юные пешеходы». Для  младшей  группы ....

Рабочая программа по ПДД «Юный пешеход»

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм ос...

Рабочая программа кружка по правилам дорожного движения "Юный пешеход"

Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентиро...

Рабочая программа по обучению дошкольников ПДД "Умный пешеход"

Рабочая программа по обучению дошкольников ПДД "Умный пешеход"...

Рабочая программа кружка "Юный пешеход".

Рабочая программа  кружка  "Юный пешеход"....

Рабочая программа кружка по ПДД «Юный пешеход» для детей старшей и подготовительной к школе группы дошкольного возраста (5-7 лет)

ЛГ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад общеразвивающего вида №4"Золотой петушок"       Ра...