Психологическая готовность в контексте гендерной социализации
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
«Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации».
Содержание:
• Теоретические подходы к изучению гендерных различий.
• Понятие психологической готовности к школьному обучению.
• Теоретическое обоснование зависимости психологической готовности обучения к школе старшего дошкольника от его гендерной принадлежности.
• Заключение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole_v_kontekste_gendernoy_sotsializatsii.pptx | 80.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание: Теоретические подходы к изучению гендерных различий Понятие психологической готовности к школьному обучению Теоретическое обоснование зависимости психологической готовности обучения к школе старшего дошкольника от его гендерной принадлежности Заключение
Одной из фундаментальных характеристик личности является половая принадлежность. Появляясь на свет, ребенок растет и развивается как представитель определенного пола – мальчик или девочка, и поэтому с уверенностью можно сказать, что воспитание ребенка должно осуществляться прежде всего с учетом полоролевых функций.
Психофизиологи (Кон И.С., Геодакян В.А., Б.И.Додонова и др.) считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному . Это различия: - познавательных способностей и познавательных процессов; - восприятия окружающего мира; - темпов, стратегии переработки и усвоения информации; - в преимущественном формировании различных видов мышления; - в организации внимания; - в уровне активации эмоций в процессе обучения; - в уровнях адаптивных возможностей организма и психики; - в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы.
Л.С.Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов : «...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы».
По данным Т.М.Титоренко мальчики и девочки существенно отличаются в развитии. У девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика, раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. Девочек интересует человек и его окружающая среда: одежда, предметы домашнего обихода. Предпочитают порядок в вещах. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. У мальчиков превалирует абстрактное, « внесловесное », отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремление не созерцать, а видоизменять.
Ключевой фигурой реализации гендерного подхода в образовании является педагог. Педагоги как носители гендерной культуры общества и собственных гендерных представлений влияют на гендерную социализацию воспитанников, становление полоролевых ценностей, по - лоролевого поведения. Сейчас образование нуждается в специалистах, обладающих гендерными знаниями, способными эффективно решать задачи формирования личности с учетом гендерных особенностей. Гендерная компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности. В ряде современных исследований выявлялись особенности гендерных представлений и установок учителей школ и воспитателей дошкольных учреждений .
Психологическая готовность к школьному обучению — сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению ).
На основании исследований можно сделать вывод о различении в психологической готовности к обучению в школе мальчиков и девочек. Мальчики лучше и быстрее выполняют нестандартные задания, а девочки - однотипные; мальчики обладают ярко выраженной способностью к поисковому поведению, тогда как девочкам необходима упорядоченная информация, размеренный темп подачи материала. Внимание у мальчиков более неустойчивое в продолжение периода врабатываемости, у девочек этот период более короткий; период продуктивной работы у ребят наступает позже, чем у девочек. Мальчики предпочитают высокий темп подачи материала. Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации стимулирует их деятельность. Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач способствует активизации их мыслительной деятельности. Большое количество нестандартных, логических заданий повышает мотивацию обучения. Для девочек характерен размеренный темп занятий.
В процессе учебно-воспитательной работы учителю необходимо учитывать следующие особенности мальчиков и девочек: - показатели учебной деятельности (педагогический мониторинг); - показатели уровня умственного развития; - показатели уровня развития эмоционально-волевой сферы; - личностные характеристики учащихся; -результаты диагностики психологической атмосферы в классе взаимоотношений учащихся.
Вывод: при организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать гендерные различия мальчиков и девочек, что будет способствовать повышению качества усвоения учебного материала. На подготовительном этапе и при обучении в первом классе необходимо осуществлять подбор методов и приемов обучения с учетом пола детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации.
В настоящее время проблема психологических различий полов является достаточно актуальной. Специалисты – разных областей наук активно спорят о психологических различиях между мальчиками и девочка...
«Психологическая готовность педагога к реализации профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО»
Консультация для педагогов ДОУ...
Психологическая готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО
Статья для конференции в контексте готовности к школьному обучению дошкольников...
«Художественно-эстетическое развитие в контексте гендерной социализации»
laquo;Художественно-эстетическое развитие в контексте гендерной социализации»...
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...