Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В настоящее время проблема психологических различий полов является достаточно актуальной. Специалисты – разных областей наук активно спорят о психологических различиях между мальчиками и девочками. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno_-lichnostnaya_gotovnost.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации.
МАДОУ «Детский сад «Колобок».
Педагог – психолог Белевитина Н. А.
В настоящее время проблема психологических различий полов является достаточно актуальной. Специалисты – разных областей наук активно спорят о психологических различиях между мальчиками и девочками. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших функций. Поэтому воспитатель при подготовке детей к школе должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. В зависимости от темперамента.
Проводя диагностику школьной готовности на начало и конец учебного года и анализируя результативность, пришла к выводу, что чаще всего у ребенка какие – то качества, важные для обучения в начальной школе, сформированы лучше, какие – то хуже, что во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок - мальчик или девочка. Иными словами, мальчики и девочки готовы к школе весьма не одинаково, поэтому и проблемы обучения в начальных классах у них тоже разные.
Проведем сравнительный анализ школьной готовности мальчиков и девочек, на примере изучения общего (невербального) интеллекта тест «Прогрессивные матрицы Ровена», и вербального интеллекта «Субъективный тест школьной зрелости» Из данных, представленных на диаграмме, видно, что мальчики и девочки имеют разный уровень развития общего невербального интеллекта. Усредненные значения развития этого показателя, соответствуют 68% - у мальчиков и 66% - у девочек, высокие значения общего невербального интеллекта, имеют мальчики, что нельзя сказать о девочках, а вот вербальный интеллект, напротив несколько лучше развит у девочек, чем у мальчиков, усредненные значения 68% - у мальчиков и 73% - у девочек.
Школьная готовность мальчиков и девочек во многом зависит от врожденных особенностей функциональной организации мозга. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек правое. Девочки раньше начинают говорить, а значит все психические функции, появляются и развиваются уже на этом фоне. Мальчики зачастую начинают говорить позже, зато у них раньше формируется пространственно – временная ориентация.
В настоящее время пристальное внимание при подготовке детей к школе уделяется интеллектуальной готовности ребенка к школе. Так мышление мальчиков обобщенное в отличие от девочек, они выдвигают новые идеи, нестандартное решение задач. Внимание более рассеянное, менее устойчивое. Кратковременная зрительно – пространственная память развита одинаково, а вот пространственно – временная развита лучше. Словарь богат глаголами и междометиями. У девочек мышление, понятийное, более детальное конкретное, предпочитают шаблонные задания, но отличаются тщательностью их исполнения. Внимание устойчивое, девочки более внимательные. Долгосрочная зрительно – пространственная память развита лучше. Словарный запас, более широкий, большая речевая беглость, правильная и сложная речь.
Обобщая результаты сравнения интеллектуальной готовности детей к школьному обучению, можно заключить, что за исключением общего и невербального интеллектуального развития практически все остальные качества у девочек сформированы несколько лучше, чем у мальчиков.
Эмоционально - личностная готовность
Эмоцинально – личностная готовность обеспечивает ребенку адекватность поведения в новом социальном окружении. Для оценки эмоционально – личностной готовности использую в своей работе тесты: «Дж. Гилфорд, в модификации Я. И. Михайлова» и методика личностной тревожности Р.Теммл, М. Дорки, В. Амен., «Выбери нужное лицо» для девочек и мальчиков. Анкета, разработанная Г.П. Лаврентьевой и Т. М.Титаренко «Оценка агрессивности ребенка». Первый тест направлен на изучение социального интеллекта, а два последующих оценивают степень благополучия эмоциональной сферы посредством изучения тревожности и агрессивности как наиболее частых причин школьной дезадаптации.
Рассмотрим, как влияют тревожность и агрессивностьна результаты готовности.Высокая тревожность способствует возникновению боязни школы, как у мальчиков, так и у девочек в одинаковой степени.Так мальчики более тревожны, чем девочки, повышенная тревожность практически не сказывается на интеллектуальных возможностях мальчиков. Что совсем нельзя сказать о девочках у них повышенная тревожность сопровождается замедленным темпом интеллектуального развития.Мальчики агрессивнее чем девочки, чаще оказываются злостными нарушителями дисциплины, не усидчивы менее стрессоустойчивы в отличии от девочек.
Мотивационная готовность
Следующая, немаловажная составляющая психологической готовности – мотивационная готовность. Для диагностики использую методику «Стандартная беседа о школе Т. А. Нежнова. Под мотивационной готовностью понимают сознательное желание ребенка принять на себя роль – ученика. Мальчиков как правило привлекает новый статус практически взрослого человека , возможность стать «большим», девочки же, хотят пойти в школу не потому, что им хочется овладеть знаниями, а скорее потому, что это одобряется семьей, окружающими людьми.
Учебные игровые мотивы для мальчиков являются единым целым, идя в школу, собираются там учиться и играть одновременно у девочек учебные и игровые мотивы как взаимоисключающие.
Для успешного формирования мотивационной готовности предлагаю воспитателям подготовительных групп ряд рекомендаций:
- Формирование мотивов, учения и положительного отношения к школе у детей 6 – 7 лет, наиболее успешно происходит при использовании различных форм и методов работы: экскурсии в школу, беседы о ней, чтение рассказов, стихов, составление рассказов «В какой школе я хочу учиться», игры, моделирующие школьную жизнь, совместные игры с младшими школьниками.
- Беседа воспитателей и родителей на школьную тематику, способствуют формированию внутренней позиции школьника.
- При организации игры в школу лучше использовать сюжеты различного содержания. Моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).
- Решающую роль в принятии мотива успешности поступления ребенка в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы с родителями по подготовке детей к школе, особое внимание необходимо уделить вопросу становления внутренней позиции школьника.
Использование разных форм педагогической работы с детьми 6 – 7 лет способствует у них желанию занять новый социальный статус школьника.
Итак, мы рассмотрели многие, психологические характеристики, определяющие школьную готовность мальчиков и девочек, с целью обобщения всей представленной информации и для удобства ее использования осталось только составить обобщенные психологические портреты мальчиков и девочек.
Обобщенный психологический портрет мальчика с высоким уровнем школьной готовности.
Высокие значения имеет общий интеллект, несколько более низкие – вербальная сторона интеллектуального развития. Такой мальчик характеризуется высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться даже в весьма сложных ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. У него хорошо развита и слухоречевая память.
У мальчика хорошо развит социальный интеллект. Он весьма уверенно чувствует себя в коллективе сверстников, умело общается. Показатели личностной тревожности чуть выше средне возрастных нормативов, что способствует стремлению соответствовать социальному статусу школьника. Такой мальчик умеренно агрессивен.
Обобщенный психологический портрет девочки с высоким уровнем школьной готовности.
Имеет высокие показатели развития вербального компонента интеллекта. Что касается показателей общего интеллекта, то они могут быть любыми, лишь бы не выходили за нижнюю границу диапазона нормативных значений. Данная девочка характеризуется высокой стрессоустойчивостью и способностью обучаться в ситуациях, провоцирующих эмоциональные переживания. У нее хорошо развита произвольность внимания и поведения в целом. У такой девочки умеренно или высоко, развит социальный интеллект. Она общительна, умеет ладить с окружающими. Показатели личностной тревожности либо укладываются в диапазон средневозрастных значений, либо несколько снижены, что не вызывает излишней озабоченности проблемами межличностных взаимодействий с взрослыми и сверстниками.
В заключении хотелось бы воспитателям предложить взять на заметку:
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
- Не забывайте, что мальчики и девочки по – разному видят, слышат, осязают, по – разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по – разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
- С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам. Подталкивать к поиску собственных решений незнакомых заданий.
- Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним, против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
Информационные ресурсы:
1. Абраменко В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии 1987 № 5.
2.Еремеева В. Д., Хризман Т. п. Мальчики и девочки два разных мира, М. 1998 г.
3.Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! - Санкт – Петербург, 2004 г.
4.Рябышева Е. В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе . - Челябинск, 2002 г.
5.Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....
Психологическая готовность в контексте гендерной социализации
laquo;Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации». Содержание:• Теоретические подходы к изучению гендерных различий.&bull...
«Художественно-эстетическое развитие в контексте гендерной социализации»
laquo;Художественно-эстетическое развитие в контексте гендерной социализации»...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
В статье представлены психологические тесты для диагностики психологической готовности к школе...