Конспект внеклассного мероприятия "Масленица".
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме
Цель: познакомить детей с традициями и обычаями, связанными с проведением Масленицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_konspekt.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мероприятия: Масленица.
Цель: познакомить детей с традициями и обычаями, связанными с проведением Масленицы.
Задачи:
1) образовательные:
- расширить знания детей о культуре и традициях русского народа;
- познакомить детей с аналогами праздника в других странах.
2) воспитательные:
- формировать у детей интерес к изучению историй и традиций страны, в которой мы живем;
- способствовать сплочению классного коллектива.
- воспитывать у детей уважительное отношение детей к традициям и обычаям русского народа.
3) коррекционные:
- развивать у детей чувство музыкального ритма;
- активизировать и расширять словарный запас учащихся.
Форма поведения: внеклассное мероприятие.
Оборудование: народные костюмы, песни русского народа, медальки-солнышки, наглядный материал –картинки, блины.
Ход мероприятия:
1-ый ведущий: Ребята, какое сегодня число? (Дети отвечают).
Правильно, 28 февраля.
А это значит, что завтра уже будет первый день весны. Поэтому сегодня мы с вами будем провожать зиму и готовиться к встрече весны. Мы будем отмечать Масленицу!
2-ой ведущий: Ребята, а кто-нибудь знает, почему Масленица так называется? (Дети отвечают).
А все дело в том, что за неделю до Великого поста (а он начинается сразу после Масленицы) нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и сильно смазывали их маслом. Так и родилось название –Масленица!
Масленица длилась неделю. И каждый день недели имел свое название.
3-ий ведущий :
Широкая Масленица — Сырная неделя,
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Есть блины и пряники будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
1-ый ведущий:
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
2-ой ведущий:
"ЗАИГРЫШ" беспечный — ВТОРНИКА отрада.
Все гулять-резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них — награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
3-ий ведущий :
Тут СРЕДА подходит — "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники — всё им удаётся.
Пироги и блинчики — всё на стол мечи!
1-ый ведущий:
А в ЧЕТВЕРГ — раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят,
Парни ищут девушек — суженых своих.
2-ой ведущий:
ПЯТНИЦА настала — "ВЕЧЕРОК У ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины
И с икрой, и с сёмгой или чуть попроще —
Со сметаной, с мёдом, с маслом ели мы.
3-ий ведущий:
Близится СУББОТА — "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНЬЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье —
Славно провожает Зимушку народ!
1-ый ведущий:
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает,
Душу облегчают в тот "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ"...
Маслену соломенную — Зимушку — сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
2-ой ведущий:
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем,
Снова будем праздновать, блинами угощать!
3-ий ведущий: Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и пробудить природу ото сна. На Масленицу хозяйки пекли вкусные румяные блины. Именно блин является символом Масленицы – румяный блинчик так похож солнышко, а Масленица – эта встреча с солнышком.
1-ый ведущий: По традиции считалось, чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна и тем теплее будут все времена года до следующей зимы.
2-ой ведущий: На протяжении многих веков Масленица сохранила характер народного гуляния: люди готовили лошадей, запрягали сани и по несколько раз объезжали село по кругу. Во время гуляний обязательно водили хороводы, который также символизировал круглое солнышко, а еще зажигали колесо и катили его по дороге.
3-ий ведущий: Какие же гуляния на Масленице без Медведя! Люди надевали на мужика шкуру медведя, и этот медведь веселился вместе народом, водил с ними хоровод, плясал. А Медведь на Масленице не случайно: все дело в том, что зимой медведь спит, как вы знаете, а весной – просыпается. Проснулся медведь – значит пришла весна.
1-ый ведущий: Еще один символ масленицы – это чучело. Чучело Масленицы изготавливали из соломы и одевали его в женскую одежду. В течение всей недели чучело было главным героем гуляний – его возили с собой на санях и т п. Чучело Масленицы олицетворяло сам праздник, а также зиму. Поэтому в последний день празднования его сжигали на костре, таким образом прогоняя зиму.
3-ий ведущий: Прощание с Масленицей завершалось в первый день великого поста – Чистый понедельник. Этот день считался днем очищения, поэтому в этот день люди обязательно мылись в бане.
2-ой ведущий: Ребята, а вы знаете что в других странах тоже отмечают Масленицу? Только она называется не масленица, а карнавал.
Какой вы знаете самый известный карнавал? (Дети отвечают)
Правильно, Бразильский карнавал. Также как и Масленица у нас в России, карнавал отмечается перед Великим постом. А главная часть карнавала – это шествие по улице.
Основной фигурой на карнавале считается шут, который и возглавляет это шествие.
А само слово «карнавал» переводится как «прощай, мясо».
2-ой ведущий: На Масленице люди что делали? Веселились! И сейчас мы с вами тоже повеселимся – поиграем в различные игры! Будьте внимательны: за победу в игре мы будем выдавать вам медальки-солнышки, а в конце выберем победителя – «Знатока Масленицы»!
Подвижные игры:
1) Ручеек.
Ведущий объясняет правила: все разбиваются на пары, берутся за руки и встают друг за другом. Руки поднимают, образуется коридор. Водящий идёт по образовавшемуся коридору, выбирает себе пару из играющих, берёт за руку и ведёт за собой, становясь последней парой. Освободившийся игрок становится водящим.
2) «Повтори за мной».
Все игроки и ведущий становятся в круг. Ведущий показывает движения, а остальные должны за ним повторить. Тот, кто не успел вовремя сменить движение, выбывает из игры.
3) Перетягивание каната.
Дети разбиваются на 2 команды.
Ведущий:
А теперь прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет - стар и млад
Перетягивать канат?»
4)«Заря.
Ведущий объясняет правила: дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих — «заря» ходит сзади с лентой и говорит:
Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
5)«Малечена-калечина».
Ведущий объясняет правила: игроки выбирают водящего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:
Малечена — калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий дает разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Масляна неделя
В деревню к нам прилетела
В школу родную нашу зашла,
Радость всем нам принесла
«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»
Ребята: -ДА!
Зять решил устроить бал,
Тещу в гости он…(позвал).
Купил муки, купил творог,
Испёк рассыпчатый…(пирог).
Зять мамашу в гости ждёт,
Но что – то тёща…(не идёт).
Он долго у стола ходил,
Потом кусочек…(отхватил).
Затем подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел),
Когда же тёща подошла,
То даже крошек…(не нашла).
Загадки
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
(Масленица)
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
(Блин)
Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!
Кто играет на дуде
Целый день,
Кто и пляшет и поёт,
Веселит во всю народ?
Ох, мальчишечка не плох,
А зовётся - … (скоморох)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!
В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … ("Бог простит!")!
Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит.
(Масло)
На шесте стою
Свысока гляжу
Тело, руки голова
Всё из соломы , у меня
Обрядили, принесли
С песнями меня сожгли.
(И на площади сожгли)
(И в последний день сожгли).
(Чучело масленицы)
Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна.)
Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)
Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)
Доброе, хорошее На людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце.)
Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна его не съем, Разделю ребятам всем.
От какого слова произошло название праздника Масленица?
- От слова "Масяня"
- От слова "масло"
- От слова "маска"
Без какого блюда не обходится Масленица?
- Колбаса
- Блины
- Попкорн
Символом чего является Масленичный блин?
- мячика
- Луны
- Солнца
Кто веселит народ на Масленице?
- клоун
- скоморох
- леший
В какой из дней Масленичной недели по традиции принято просить прощение?
- воскресенье
- среда
- пятница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия "Правила на всю жизнь"
Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета. формирование личности ребёнка: развитие внимания мышления памяти воображения и эмоциональной сферы....
Конспект внеклассного мероприятия « А ну-ка, девочки!»
Игровая программа...
конспект внеклассного занятия "ДОКТОР НА ПОДОКОННИКЕ" 2 класс
\Направление: охрана здоровья и физического развитияПрограммные задачи:Формировать представление у детей о растениях, которые растут на подоконнике и их ролью в оздоровлении человека.Воспитывать...
конспект внеклассного занятия "Планеты Солнечной Системы"
Программные задачи:Формировать представление детей о планетах Солнечной системы.Воспитывать интерес к познанию космоса.Развивать зрительное внимание....
Конспект внеклассного мероприятия "В здоровом теле - здоровый дух".
Тема: «В здоровом теле – здоровый дух!» Цель: познакомить воспитанников с правилами здорового образа жизни Задачи: 1) образовательные:·...
Конспект внеклассного мероприятия в подготовительной группе «Выборы президента Сказочной страны»
Мероприятие с использованием ИКТ...
Конспект внеклассного мероприятия
Жизненный выбор...