Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».
статья по развитию речи (старшая группа)
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. По мнению психологов и педагогов, сказка является наиболее эффективным и универсальным комплексным методом работы, сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
посредством сказки».
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия – это ключик,
с помощью которого можно открыть эти истоки,
и они забьют животворными ключами».
В.Сухомлинский
Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. В связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Требования ФГОС ДО п.2.6: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы».
Главной и отличительной чертой общества на данный момент является глобальное снижение общего уровня культуры; изменение процесса общения: технические средства заменили коммуникативные навыки и уменьшили личные визиты и встречи между людьми, наблюдается подмена живого человеческого общения общением через гаджеты. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. В связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учеными. А. А. Леонтьев, рассматривая речь, пишет: «Связная речь- это не просто последовательность слов и предложений, это- последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях». Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
Возникает необходимость поиска эффективных путей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. По мнению психологов и педагогов, сказка является наиболее эффективным и универсальным комплексным методом работы, сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей методы и приемы. Проанализировав данную ситуацию и проведя диагностику развития речи детей, выяснила, что дети нашей группы испытывают затруднения в развитии связной речи. Это и повлияло на мое решение развивать связную речь детей посредством сказок, что позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на детей, решая при этом обучающие и воспитательные задачи.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр, это рассказ, передаваемый из поколения в поколение путем устной речи.
Крупнейший исследователь сказок А.И. Никифоров писал: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».
В.Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».
Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.
В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками
Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи посредством сказки:
- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку»;
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
- объяснить этимологию слова;
- произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его;
- постановка проблемного вопроса (почему, зачем, каким образом, а если бы и др.).
Русская народная сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно при подготовке ребёнка к школе.
В своей работе использовала эффективные методы и приёмы развития связной речи посредством сказки: наглядные: рассматривание иллюстраций, картин; словесные: пересказ, сочинение сказок, беседы после прочтение сказки (развитие умения рассуждать, отвечать на вопрос полным ответом); игровые: дидактические игры, игры-упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.
Перед прочтением сказок проводила предварительную работу, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок, разбор пословиц и поговорок, относящихся к сказке.
1. Чтение произведения и рассматривание иллюстраций. Одно из главных условий чтения и рассказа – это эмоциональное отношение к рассказываемому. Во время рассказа или чтения лучше сесть перед детьми с тем, чтобы дети могли видеть лицо педагога, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами. При чтении педагог следит не только за исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателя.
2. Разбор содержания проводится в форме «вопрос-ответ» по прочитанному материалу.
Это вопросы:
- позволяющие узнать эмоциональное отношение к героям;
- направленные на выявление основного смысла произведения;
- направленные на выявление основного мотива поступков;
- выявляющие языковые средства выразительности;
- направленные на воспроизведение содержания;
- поискового характера, подводящие к выводам;
3. Словарная работа (объяснение новых слов, объяснение пословиц).
4. Составление плана – схемы.
5. Пересказ по схеме.
6. Повторное чтение.
7. Творческие задания по сказке: выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений, придумывание нетрадиционной концовки, творческое преобразование хода повествования, ввод непредвиденных ситуаций, смешивание нескольких сюжетов в один.
Творческое преобразование сказки как средство развития связной речи. Методы работы.
1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей. Например: Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках. Или, с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.
2. Коллаж из сказок. Если сказки знакомы, можно обойтись иллюстрацией: Баба Яга встретила Колобка и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Детям лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Например: в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?
3. Перевирание сказки. Метод используется, когда сказка хорошо знакома детям. Например: Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка. Дети поправляют: Нет, не Желтая! Воспитатель: Да-да, конечно, я забыла! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т.д.
4. Изменение ситуации в знакомых сказках. Методом проб и ошибок и рассуждений позволяет двигаться к возможным ответам, приучая детей постепенно менять ситуации в сказках. Например: «Гуси-лебеди». На пути Машеньки встречается Волк. «Волк и семеро козлят» - Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.
5. Сказка по-новому. Этот метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например: Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.
6. Эксперименты в сказках. Этот метод помогает детям не только в развитии речи и творческого мышления, но и в развитии чувств. Например: Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.
7. Сказки от превращений. Метод помогает детям в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка уже начало фантазии и сочинительства. Например: Начало сказки: как хорошо летать над цветами и видеть все сверху. Но однажды…»
8. Спасательные ситуации из сказок. Воспитатель, используя этот метод, специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов, «спасательных» решений. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствует развитию связной речи.
9. Закончи сказку. Метод позволяет развивать умение логически завершать какой либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.
В начале работы провела анкетирование родителей с целью определить уровень их компетентности в вопросе о значении сказок в развитии речи ребенка. В результате опроса было выявлено, что родители мало читают детям дома. Многие из них считают, что достаточно просмотра мультфильмов. В век высоких технологий сказки сменили телефоны и компьютеры. Поэтому мною были разработаны и проведены дополнительные мероприятия по работе с родителями. Для них были проведены индивидуальные и групповые консультации, на которых была дана информация о том, почему эффективней развивать связную речь детей посредством сказок, какие проблемы это решает. Подготовлены информационные стенды и папки – раскладушки на темы: «Какие сказки читать детям на ночь?», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Как подружить ребенка с книгой?». Был организован совместный праздник, на котором родители вместе с детьми показывали подготовленные дома инсценировки. Родители заинтересовались данной темой: стали больше читать детям сказки, обсуждать их содержание, поступки героев, помогли нам в создании развивающей среды: сшили костюмы для драматизации сказок, участвовали в создании «Книги сказок», принимали участие в совместных праздниках.
В результате такой работы у детей:
Наблюдается положительная динамика в развитии связной речи, высказывания носят развернутый характер, более логически последовательные, с употреблением невербальных средств передачи (мимики, жестов); обогатился словарный запас детей. Наблюдается устойчивый интерес к творческому рассказыванию, желанию фантазировать и сочинять сказки; показывать сказки другим детям; дети стали более активными и уверенными в себе. У детей повысился интерес к жанру русской народной сказки.
Литература
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Алексеева М.М, Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» 2000 г.
3. Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М. «Просвещение» 1981г.
4. Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи» издательство ДЕТСТВО -ПРЕСС, Сфера, М., 2007 г.
5. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. «Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников».
6. Сомкова О.Н.«Образовательная область «Речевое развитие» 2016 г.
7. Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» М. «Просвещение» 1984г.
8. Ушакова О.С «Теория и практика развития речи дошкольника» М. «Творческий Центр» 2008г.
9. Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников» М. «Творческий Центр» 2009г.
10. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста». – М.: Фолио, АСТ,2000.
11. Шадрина Л.Г., Семёнова Н.В. «Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации».
12. Шорохова О.А. «Играем в сказку» - М.2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...
Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"
Развитие речи детей – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...
Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...
Статья развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
Для формирования связной речи ребенка основополагающим средством считается применение русской народной сказки, что подтверждается приемами и методиками формирования речи старших до...
(статья) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
quot;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"...
Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...
Статья "Методы и приемы работы со сказкой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Данную статью можно использовать в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста. Также она может пригодиться тем, кто учится на курсах профессиональной переподготовки....