Руководство сюжетно-отобразительной игрой в раннем возрасте.
статья (младшая группа) на тему

 Макарова Любовь Геннадьевна

Макарова Любовь Геннадьевна

воспитатель

МАДОУ  «Детский сад №460»

г. Нижний Новгород.

Руководство сюжетно-отобразительной игрой в раннем возрасте.

Полагаем, что в первой младшей группе для детей 2-3 лет чрезвычайно важно создавать все условия и непосредственно участвовать в детских играх.  Необходимо постепенно и систематически подводить их к усложнению игры: от предметной деятельности к сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игре. В работе активно используется метод комплексного руководства сюжетной игрой Е.В.Зворыгиной, С.Л. Новоселовой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макарова Любовь Геннадьевна

воспитатель

МАДОУ  «Детский сад №460»

г. Нижний Новгород.

Руководство сюжетно-отобразительной игрой в раннем возрасте.

Многими исследователями доказано, что возникновение ролевой игры дошкольника генетически связано с формированием предметных действий в раннем детстве. Действия детей с предметами по их функциональному назначению (отображение действий взрослых) приводят к формированию игровой деятельности. Игра не возникает сама по себе, но требует непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми; это деятельность, которая служит усвоению социального опыта (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). (2)

Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – чрезвычайно важный и ответственный период физического и психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

В творческих играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя как активного участника деятельности, кроме того, в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность. В сюжетных играх отражаются знания, впечатления и представления ребенка об окружающем мире. 

Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от успехов её освоения ребенком в период раннего возраста. Игра ребенка 2-3 лет во многом отличается от игры старшего дошкольника. Эти отличия связаны с ограниченностью жизненного опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное: «обращает на себя внимание нелогичность, которую проявляют дети, переходя от одного замысла к другому».  (3)

 Малыши третьего года жизни часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать. Интерес к действиям преобладает, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Ваня приготовил машинку для перевозки кубиков на стройку, взял в руки кубики, чтобы положить их в кузов, но увлекся постройкой домика из этих кубиков.

 Проведя мониторинг на основе наблюдений за игровой деятельностью детей, мы выяснили, что в начале года (сентябрь) около 95% детей в нашей группе находились на уровне предметной деятельности. Полагаем, что в первой младшей группе чрезвычайно важно создавать все условия и непосредственно участвовать в детских играх.  Необходимо постепенно и систематически подводить их к усложнению игры: от предметной деятельности к сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игре. В работе активно используется метод комплексного руководства сюжетной игрой Е.В.Зворыгиной, С.Л. Новоселовой. В соответствии с ним, организуется планомерное обогащение жизненных  впечатлений  детей, питающих игру.  Для этого используется: наблюдения за трудом взрослых (родителей, воспитателя, младшего воспитателя), за объектами живой и неживой природы; экскурсии (на кухню детского сада, в прачечную); эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы-рассказы с использованием иллюстраций; рассказ воспитателя на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы; просмотр детьми театральных представлений, организованных воспитателем, по литературным произведениям (потешки, сказки для малышей: «Колобок», «Теремок» и др.) с использованием игрушек и персонажей кукольного театра.

Так как игра основана на сенсомоторной деятельности в раннем возрасте, на первоначальном этапе привлекаем детей к предметной деятельности, экспериментированию с объектами природы, целенаправленному наблюдению.

Также в нашей групе создаются условия для ежедневного элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом (перекатывание мяча в паре, передача варежки по кругу, совместная постройка башенки двумя детьми и т.д.). Такое взаимодействие уже оказало свое положительное влияние на эмоциональную атмосферу в группе. Появились предпосылки формирования доброжелательных отношений между детьми.

 Большое внимание уделяется созданию игровых ситуаций (накрытый столик – для чаепития кукол; кубики и машинки на разных концах игровой комнаты – на стройку требуется строительный материал; кукла, стоящая около коляски – она хочет погулять...). Поощряется использование детьми в игре предметов-заместителей (палочки, карандаши – это градусники, ложки, телефонные трубки; кубики – это булочки, каша, мыло).

Решающее значение для детей этого возраста в руководстве развитием сюжетной игры является обучение детей способам игрового воспроизведения действительности. При этом воспитателю необходимо встать на позицию играющего партнера. Хочется привести пример.

- Ах, Рома, как плачут все зверята! Как они ушиблись, как им больно! (Мальчик скинул резиновых зверюшек с полки.)

Начинаем жалеть их, прижимать к себе, гладить, уговаривать не плакать. Берем пузырек из набора «аптечки» и начинаем «мазать» мазью из пузырька «ушибленные места». Подходят другие заинтересованные дети, привлеченные проявлением заботы. Они начинают жалеть зверюшек и «мазать» их ушибы. Рома тоже оказывается вовлеченным в процесс игры. Теперь и он жалеет игрушки. Все игрушки оказываются стоящими на прежних местах. Затем предлагаем покормить зверят. Тогда 3-4 самых активных ребенка берут тарелочки и ложечки, чтобы покормить голодных зайчиков, собачек, утят…

Так, во время этой игры решены несколько педагогических задач: собраны разбросанные игрушки, детьми усвоен образец ролевого поведения заботливой мамы / воспитателя, исправлено деструктивное поведение одного из ребят.

Главное в обучающих играх – чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, эмоционально приобщились к ней и воспроизвели ее в своей игре. (1)

Согласно указанной технологии, в работе используется активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе игры для развития творческой активности. Например, обращение к детям в предполагаемой роли («Моя дочка плачет. Спи, доченька!»), напоминание о литературном герое («Испеку, как баба, колобок!»), показ образца игры другого ребенка («Смотри, Маша, как Соня аккуратно держит зайку! Зайка быстро у Сони заснет!»), проблемно-игровая ситуация («Чем нам хрюшку вымыть? Что будет мылом?») и др.

При систематической организации работы по руководству сюжетными играми к 3 годам у детей нашей группы сформируется  умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.

Список литературы:

  1. Зворыгина, Е.В. «Первые сюжетные игры малышей» – М.: Просвещение, 1988г., стр.37, и другие материалы сайта Е.В Зворыгиной и С.Л. Новоселовой http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/index/0-5 
  2. Смирнова, Н. Г., Карелина, И.О. «Дошкольная педагогика: курс лекций: учебное пособие» – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012г., стр.61
  3. Усова, А.П. «Роль игры в воспитании детей» под редакцией А. В. Запорожца, Москва, «Просвещение» 1976 г., стр. 33
  4. ФГОС дошкольного образования // URL: http://www.rg.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План руководства сюжетно - отобразительной игрой детей в первой младшей группе

Тема: “Кукла Маша у нас в гостях”. Сюжет игры: В гости к детям пришла кукла и нужно ее напоить чаем. Схема сюжета. Содержание сюжета. В гости к детям пришла кукла Маша. Воспитатель предлага...

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-отобразительной игрой «Доктор» в первой младшей группе.

Цель  исследования: определить особенности методической работы, направленной на оптимизацию руководства воспитателями игровой деятельностью дошкольников....

Презентация "« Организация предметно-развивающей среды как средства развития сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста»

laquo; Организация предметно-развивающей среды  как средства развития  сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста»...

Конспект сюжетно-отобразительной (подражательной) игры «Семья» возраст детей 2-3 лет воспитатель Сапко Виктория Александровна АНО ДО Планета детства "Лада" Детский сад № 192 "Ручеёк"

Сюжетно-отобразительная игра "СЕМЬЯ" в группе раннего возраста детского сада № 192 "Ручеёк" г. Тольятти цель: организация практического опыта осуществления игровых действий, а так ...

"МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."

Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года)....

Картотека сюжетно - отобразительных игр для детей раннего возраста

Картотека сюжетных игр для детей раннего возраста...