Консультативный материал
презентация

Мисько Алевтина Александровна

Рекомендуемый материалт для родителей, педагогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первые шаги  ребенка в детский сад!

Весь период жизни с момента появления на свет и до самой смерти  человек приспосабливается к меняющимся факторам как внешней, так и внутренней среды. Это и есть адаптация - приспособление организма к изменениям на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.

В раннем послеродовом периоде адаптация ребенка к окружающему миру включает в себя: запуск первого вдоха и начало дыхания; перестройку работы кровеносной системы; полноценную активацию работы желудочно-кишечного тракта; перестройку работы нервной системы с переходом на режим сон-бодрствование; активацию органов чувств с развитием органов зрения, обоняния, вкуса; особого внимания заслуживает развитие иммунной системы, защищающей организм малыша от многочисленных  вирусов.

К послеродовой адаптации, мы взрослые относимся с трепетом.

А вот пошел ребенок в детский сад. Что здесь особенного? В саду он как дома, только детей больше, вот и все. Какая адаптация? В сад привели на весь день, а приходиться  забирать раньше. Что за проблема? Поплачет да и перестанет. Да, нет! Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей. В этот период ребенок  тоже проходит адаптацию. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни.

Родителям стоит подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения.

Подготовку к посещению детского сада желательно начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. В этот период  необходимо сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

В домашних условиях готовить ребенка  нужно постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
В большей степени надо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности и самообслуживания в сочетании с режимом. Ребенок, умеющий  самостоятельно держать ложку, пить из чашки, одеваться и раздеваться, играть и  общаться  со сверстниками в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций. В это время хорошо было бы погулять  вблизи детского сада, проговорить с ребенком, что это и кто там находится, когда дети заходят в группы, вы тоже должны пойти домой кушать и отдыхать. Домашний режим должен быть таким же как и в  детскому саду.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в детский сад, родитель  должен  подробно рассказать воспитателю о характере, привычках своего ребенка о его любимой игрушке, что он любит кушать и чем заниматься. Родители должны понимать важность этого и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Это необходимо для хорошей адаптации вашего ребенка.

Воспитатели, получившие информацию о ребенке со слов родителей, смогут быстрей и лучше найти подход к ребенку, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты. Но не  надо забывать о взаимодействии «Родитель-Ребенок-Педагог», где ребенок – ведущий субъект внимания, которому необходима помощь взрослых.

Ребенок начинает посещать детский сад. Впервые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно и для каждого ребенка оно индивидуально. Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от еды в детском саду, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным.

  Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Для каждой семьи острый период  адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. В связи с этим можно говорить о трех вариантах адаптации:

- легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течении 10-15 дней;

- адаптация средней тяжести – в течение месяца:

- тяжелая адаптация требует от 2 до 6 и более месяцев.

Сколько времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это так, же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему, преодолевать трудности.

Прежде всего, родителям надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им.

Каждый раз после прихода из детского сада взрослым  необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления.

Обязательно необходимо акцентировать внимание на положительные моменты, тем самым сформируете у ребенка позитивное отношение к дошкольному учреждению. Желаю успеха!

                                                              Старший  воспитатель Мисько А.А.

                                                              МБДОУ « Детский сад №14»



Предварительный просмотр:

                                « Детская застенчивость»

   Сегодня мы предлагаем вашему вниманию совместный опыт работы педагогов и родителей нашей группы по преодолению детской застенчивости на примере одной семьи. Проблема застенчивости в дошкольном детстве существует. Практически в каждой группе любого детского сада есть два-три таких ребенка, многие дети с таким качеством личности как застенчивость воспитываются в семье.  Чтобы помочь дошкольнику научится испытывать как позитивное “предчувствие результатов действий другого лица, так и для эмоционального предвосхищения последствий собственных действий”, необходимо осуществлять личностно ориентированный подход.

      Стеснительность-это черта характера. Такие дети очень послушны. Как правило, в группе стеснительный ребенок может быть наблюдателем, который не участвует в происходящем, но внимательно наблюдает за детьми со стороны, предпочитает играть в одиночку, вместо того, чтобы присоединиться к группе детей.

      Застенчивые дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общение с незнакомыми людьми. Застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко и считают, что другие относятся к ним плохо. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнения других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценивают взрослые.

     Во 2 младшей группе к нам пришла стеснительная девочка, но такое поведение мы связывали с адаптационным периодом. Адаптация закончилась, но изменений в ее поведении не наблюдалось. Приходя в детский сад, девочка плакала, не могла долго отпустить маму, в следствии этого- ребенок часто болеет и пропускает посещение детского сада.

      Мы обратились к педагогу-психологу, так как застенчивость начала  мешать  самому ребенку: она отказывалась  от общения со сверстниками и взрослыми, от чтения стихов на утренниках и исполнения  ролей в театрализованной деятельности, испытывала смущение, когда к ней обращаются.

Педагог-психолог пригласила родителей на консультацию и объяснила, что  проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокирует развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре. Родители согласились с мнением психолога и на сотрудничество с педагогами группы по этой проблеме.

      Опираясь на рекомендации психолога, мы поставили перед собой цель: помочь ребенку преодолеть страх и вызвать желание вступать в контакт с окружающими.

      Для работы с родителями были разработаны консультации, рекомендации, памятки с целью расширения представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости. Мы пробовали проводить с ребенком игры-пантомимы, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Изобрази животное», но даже в присутствии мамы девочка отказалась играть, поэтому нами был    подготовлен перечень игр и упражнений и предложен родителям для игр в домашних условиях.  

        Посетили семью девочки. В домашних условиях девочка ведет себя спокойно, чувствует себя уверенно, показала и рассказала о своих любимых игрушках, обитателями своего большого аквариума. Девочка любит строить для своих кукол комнаты, клеить и вырезать, это мы приняли во внимание и в детском саду предложили ей оказать помощь другой девочке в надрывной аппликации «Снегирь». Кому оказать помощь ребенок выбирал сам. Работу выполнили, было много восторга. В таких отношениях складывается особая внутренняя позиция, дающая возможность застенчивому ребенку испытать чувство сильного, который может помочь, повести за собой, чувство ответственности за другого.

      Во время проведения музыкально-дидактических игр на ритмопластике, ребенок чувствует себя сковано, не хочет даже брать за руку детей. Тогда было предложено ей научить движению, которое больше нравится, ребенка после долгого отсутствия, при которых она являлась как бы старшим, руководящим товарищем. Девочка показала только одно движение, которое больше всего любит, а потом отстранилась, но это был первый ее шаг к контакту с мальчиком.

     Несколько детей играли в «дочки-матери», воспитателем было предложено начать игру со своей куклой рядом, имитируя соседей. Играющие девочки не оставили без внимания новый объект и пригласили соседку к себе в общую игру.   Постепенно она пошла на контакт с девочками, но избирательно, выбирая для общения более спокойных подружек. Добившись успеха в том, что ребенок охотно играет с одним или двумя детьми, будем в дальнейшем расширять круг ее друзей.

      Работа специалистов

   

    Из наблюдений за этой девочкой можно сделать вывод, что она стала более уверенной, убеждена в том, что справится с поставленной задачей, а если нет, то помогут взрослые или сверстники, не так остро реагирует на оценку и замечания взрослых, старается свободней выражать свои желания, чувства. Вместе с тем у нее остались сомнения в положительном отношении к себе окружающих взрослых, это мы выяснили из бесед с мамой.

     Однако, все использованные приемы, игры, упражнения становятся действенными только при условии доброжелательного отношения к застенчивому ребенку взрослого, которое выражается, прежде всего, в умении правильно пользоваться таким сильнодействующим средством воспитания как педагогическая оценка. Воспитатель является ответственным не только за усвоение ребенком определенных умений и навыков, норм поведения в обществе, но и за то эмоциональное состояние, которое сопутствует его деятельности, за развитие личности в целом.

Мы считаем, что достигнутые результаты еще не являются до конца устойчивыми и необратимыми, поэтому работу по данной проблеме будем продолжать, тем более, что родители девочки охотно идут нам навстречу и благодарны за результаты совместно проведенной работы.

     



 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативный материал для воспитателей и родителей "Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста"

Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста. Организация и содержание охранительного режима для детей группы риска заикания....

"Развитие навыков коммуникативного общения у детей младшего возраста. Выход информации. Открытый показ. Консультативный материал. Консультации."

Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных выходит на пе...

Буклеты-консультативный материал для родителей

. Мяч -хороший тренажер в любом возрасте. Только задание малышу следует давать по силам. В этом буклете  предлагаю доступные игры с мячом для малышей. Возьмите на прогулку мячик средних размеров ...

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ-комплексная деятельность,участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различн...

Информационно-консультативный материал по теме:"Театральное искусство в детском саду"

Театрализованная деятельность в детском саду имеет свои особенности:"Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир".Несомненно, что приобщение детей дошкольног...

Консультативный материал для родителей "Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей"

      Не кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слух...

Музыка – это одно из важнейших средств физического и эмоционального развития детей. Консультативный материал для родителей и педагогов ДОУ.

Появившийся недавно термин «музыкотерапия» может выступать как дополнительный стимул развития детей. Целительная сила музыки способствует нормализации артериального давления, помогает активировать дея...