ПРОЕКТ: «Школа юных инженеров» для детей старшего дошкольного возраста
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый социальный заказ государства. А для того, что бы выполнить социальный заказ государства в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.
В этой связи особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа». В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inzhener_proekt.docx | 63.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»
623550 Свердловская область, р.п. Пышма, ул. Комсомольская, д. 21
ПРОЕКТ:
«Школа юных инженеров»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Горкина С.С.,
первая категория
2016 -2017 год
Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый социальный заказ государства. А для того, что бы выполнить социальный заказ государства в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.
В этой связи особую актуальность имеет реализация инициированной Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа». В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами.
Поэтому, был разработан проект «Школа юных инженеров», куда входят разделы:
- экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»;
- конструктивная деятельность;
- робототехника.
Проект: «Школа юных инженеров»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: индивидуально- групповая.
Срок реализации: сентябрь-май ( 2016-2017 года)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, центр дополнительного образования.
Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, Львова Анастасия Николаевна – воспитатели подготовительной группы.
Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской познавательно-исследовательской деятельности.
Цель – способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных конструктивных технологий, обеспечивающих условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
для педагога:
- совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
- создание системы элементарных представлений в познавательно-исследовательской деятельности , доступных пониманию дошкольника.
для детей:
- развивать познавательный интерес ко всему живому и неживому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование, конструирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
- воспитание осознанного, целесообразного отношения к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей.
- способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.
Ожидаемые результаты для детей:
- Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Овладение воспитанниками навыками к основам начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности.
- Сформированы представления о профессии – инженера, конструктора, изобретателя.
Ожидаемые результаты для родителей:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, конструированию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для педагогов:
- повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности;
- повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Методы, используемые в реализации проекта:
Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, схемы, макеты, живые и неживые объекты, театральное представление.
Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.
Принципы составления проекта:
Принцип научности:
-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Зона опытов и экспериментирования «Школа волшебников» в группе.
- Зона «Конструкторского бюро» в группе.
3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т.д.).
4. Библиотечка юного эколога и инженера.
5. Подборка научной и художественной литературы “Познавательное чтение”.
6. Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.
7. Строительный ресурс (конструкторы, строительный и природный , бросовый материал).
Этапы проекта
1 этап (сентябрь) | |
Предварительная подготовка: |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Практическая часть | 2 этап (октябрь – апрель) |
| |
| |
| |
| |
| |
- игры словесные; - развивающие игры и упражнения. | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» | |
Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала. | |
Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно). | |
Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. | |
Семейный клуб «Добрые зернышки». «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной, познавательной деятельности» . | |
Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку. | |
Тематические консультации для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др. | |
Индивидуальные консультации по осуществлению акций. | |
Оформление наглядной информации в родительском уголке. | |
Результат проектной деятельности | 3 этап (май) |
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. | |
Открытые мероприятия на родительском собрании. | |
Открытые мероприятия для педагогов. | |
Обобщение педагогического опыта работы. |
Список используемой литературы:
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
11. Интернет сайты.
12.«Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем» .
Раздел №1 «Школы юных инженеров»
Экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»
Одно из направлений разделов «Школы юных инженеров» - это экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников» (опыты, эксперименты).
Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но, в то же время, интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Цель раздела :развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
-Создать благоприятные условия для детского экспериментирования.
-Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности), речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.
-Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений.
-Расширить кругозор детей посредством практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
-Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
В своей работе опираемся на принципы :
Принцип научности:
-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Этапы реализации раздела:
1 этап:
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
- Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).
- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.
2 этап:
- Мини-центр «Школа волшебников» (экспериментальный уголок).
- Копилка «нужных ненужных» вещей ( подборка демонстрационного лабораторного оборудования).
- Проведение познавательных занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.
- Планирование наблюдений, экскурсий и целевых прогулок.
- Чтение тематической, художественной литературы .Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.
- Игровой центр: игры словесные; развивающие игры и упражнения.
3 этап: итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Изучив литературу по этой тематике Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Дыбиной О.В. , Поддъякова Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., « Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста» начали создавать условие.
Одним из условий для детского экспериментирования является создание центра детской экспериментально-исследовательской деятельности «Школа волшебников». В этом центре дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Центр детского экспериментирования оснащён разнообразным природным и бросовым материалом.
Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств, предметов имеется набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, весы и т.д.
В качестве демонстрационного материала центр постепенно пополняется различными коллекциями. Например: коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, коллекция засушенных плодов, коллекция перьев, коллекция сухих листьев, мхов и т.д. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.
Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливались различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т.д.
Считаем, что составление картотек опытов и экспериментов ,конспектов занятий НОД, бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы является необходимым, учитывая возраст детей.
Результаты экспериментирования оказывают влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
- знания детей о живой и неживой природе.
Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет. приложение №1
О С Е Н Ь | сентябрь | октябрь | ноябрь |
«ПУТЕШЕСТВИЕ ЖУЧКА» Цель: дать детям элементарные представления о строение земной коры: состоит из нескольких слоёв – камни, песок, глина, почва.
«ПОДАРОК ДЛЯ НЮШИ» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами глины и песка: сухой песок не формуется, влажный формуется но изделия не прочные; сухая глина не формуется, влажная формуется и изделия получаются прочными. | «ПОЧВА – ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ» Цель: расширить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, вода. Объяснить значение почвы для жизни растений и человека. «ВОЗДУХ НЕВИДИМКА, НЕВЕСОМЫЙ – КАК ПУШИНКА» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха: не видим, прозрачен, имеет вес. | «ОТКУДА БЕРУТСЯ ВОЛНЫ НА МОРЕ?» Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха. Дать детям понятие о движение воздуха.
«ЧТО ЗА НЕВЕДИМКА КОТОРЫЙ НАМ НУЖЕН?» Цель: сформировать у детей представления о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород. Закрепить представление о роли кислорода, расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты земля. | |
З И М А | декабрь | январь | февраль |
«ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ В СНЕЖНОМ ЦАРСТВЕ» Цель: уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами
«ВОЛШЕБНЫЙ СНЕЖОК» Цель: закрепить представления детей о свойствах снега и воздуха. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха. | «ЧТО ПРЯЧЕТСЯ В СНЕГУ?» Цель: дать детям понятие о загрязнение снега и воды. Воспитывать бережное отношение к природе, помочь понять значение слов «экологическая катастрофа». | «ПОЛЁТ В КОСМОС» Цель: закрепить у детей элементарные представления о Солнечной системе.
«ГДЕ НОЧУЕТ СОЛНЦЕ? ПОЧЕМУ БЫВАЕТ ЗИМА И ЛЕТО?» Цель: сформировать представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Дать представление о сменяемости дня и ночи | |
В Е С Н А | март | апрель | май |
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МАГНИТ!» Цель: познакомить детей с свойствами магнита (на основе опытов). Притягивает железо. Может притягивать железные предметы через воду, стекло, бумагу.
| «ЧТО ТАКОЕ ЗВУК?» Цель: посредством проводимых опытов, уточнить представления детей о звуках.
«ПРИКЛЮЧЕНИЕ ДВУХ ЛУКОВИЦ» Цель: на основе опыта уточнить у детей представления о необходимости дневного света для роста растений. | «УГОЩЕНИЕ ДЛЯ РАСТЕНИЙ» Цель: в ходе проводимых опытов и наблюдений, подвести детей к выводу о необходимости удобрений для роста растений.
«КАК ЦВЕТЫ С СОЛНЫШКОМ ДРУЖАТ» Цель: подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения. |
Приложение №2
Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы.
Вводная диагностика проводится по методике «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
-Игровая;
-Чтение книг;
-Изобразительная;
-Детское экспериментирование;
-Труд в уголке природы;
-Конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Итоговая диагностика проводится по методике «Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохорова)
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Раздел №2 в «Школе юных инженеров» -это конструктивная деятельность.
Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Цель раздела: формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального моделирования и развитие конструктивных умений и способностей дошкольников.
Задачи:
-Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы;
-Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими пособиями (картами, схемами, алгоритмами, иллюстративным материалом, конструктами НОД);
-Повысить уровень владения педагогами технологиями конструирования и робототехники;
-Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Основные принципы:
-проблемность — реализуемая, как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;
-наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по робототехнике: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;
-активность и сознательность обучающихся в процессе обучения — обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт – модель робота;
-доступность — как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;
-прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления робота;
-научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом новом этапе
единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение с педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и поддержка родителей;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:
-Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами );
-Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
-Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
-Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
-Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
-Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
-Поисковый – самостоятельное решение проблем;
-Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении;
-Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Для успешного решения задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме и на основе данной литературы разработала перспективный план, а также постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности.
В «Центр развивающих игр», приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, а также конструкторы разного назначения.
Подготовительная группа является завершающим этапом в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включаются элементы конструирования, дети в большей степени находятся в условиях свободного выбора.
В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере
необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Используя игровые методы и приемы обеспечиваю связь с познавательной деятельностью, а также помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т.д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.
Конструирование из строительного материала развивает умение сооружать
различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
Конструирование из деталей конструкторов позволяет познакомить с разнообразными
пластмассовыми конструкторами. Учит создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Закрепление умение создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Закрепление умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).Закрепление умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей: познавательное развитие – техническое конструирование; речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонетического слуха, словообразования, связной речи; художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук; социально-коммуникативное развитие - развитие трудолюбия, самостоятельности, инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.
В своей работе мы применяем лего-технологию. Лего-технология – является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает взаимодействие различных видов деятельности..
Конструктор Лего- представляет огромные возможности для поисковой , продуктивной , творческой деятельности. Несомненно стимулирует детскую фантазию, воображение, творчество и конструктивные способности.
Развивающие комплекты Лего- помогают детям развиваться и в то же время удовлетворяя их разнообразные интересы и помогая становлению таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения.
Использование конструкторов и лего-конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с детьми по разным направлениям .
Раздел №3 в «Школе юных инженеров» - «Робототехника».
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.
Благодаря этому вопрос внедрения робототехники, в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.
Цель раздела: развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством робототехники.
Задачи:
-Развитие индивидуальных способностей ребенка;
-Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
-Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
-Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
-Развивать операции логического мышления,
-Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
-Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Работая с робототехникой индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате повышается самооценка ребёнка.
Дети работают вместе со специалистом Иваном Николаевичем, который ведет работу в соответствии с намеченным планом ( 2 занятия в месяц).
Становится очевидным, что образовательная робототехника отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.
Анализ мнений родителей по внедрению конструктивной деятельности, лего-конструирования и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, т.к. родители желают видеть своего ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.
Приложение № 2 Педагогическая оценка сформированности конструктивных навыков.
Диагностическая карта в подготовительной группе
Ф.И. ребенка | Называет детали | Строит сложные постройки | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит постройки по творческому замыслу | Строит в группе | Использует предметы -заместители |
Психологическая диагностика психических процессов.
Диагностическая карта в подготовительной группе
Ф.И. ребенка | Мелкая моторика | Внимание | Действие по образцу | Память | Коммуникативные умения | Логическое мышление | Выявление закономерности | Восприятие | Творчекое воображение | Мотивационная готовность | Произвольность | Ориентация в пространстве |
Педагогическая оценка сформированности прединженерного мышления
Ф.И. ребенка | Интерес и желание конструировать | Реакция на задание | Выбор материалов, способов деятельности | Оригинальность постройки | Результат деятельности | Сформированность математических способностей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Школа мяча" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементами подвижных игр
Проект "Школа мяча" по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементами подвижных игр...
Проект «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физи...
«Школа юных Защитников» (для детей младшего дошкольного возраста)
Сценарий физкультурного праздника посвященного 23 февраля - Дню защитника отечества...
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»
ull;Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни....
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста " Юные финансисты"
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности...
Квест – игра «Форт Боярд встречает юных инженеров» для детей старшего дошкольного возраста.
Квест – игра «Форт Боярд встречает юных инженеров» для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: создание условий для обобщения и систематизации знаний по инженерной направленн...