Проект «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Цель проекта:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими, химическими свойствами и явлениями;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста | 365.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
"Школа № 709"
дошкольное отделение № 5
Проект
«Юные исследователи»
Подготовили воспитателигруппы №4:
Конобеева Юлия Валерьевна и Комиссарова Анна Ивановна
Москва, 2017г.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста группы №4;
- родители группы №4;
- воспитатели: Конобеева Ю.В., Комиссарова А.И.
Тип проекта:
проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Продолжительность проекта: краткосрочный – 1месяц (с 1 по 30 июня 2017г.)
Актуальность:
Лучше один раз увидеть, чем услышать сотню раз. А еще лучше – сделать самому. Именно этим принципом мы и руководствовались, активно внедряя в повседневную деятельность в детском саду практику опытов и экспериментов с детьми.
На очередной прогулке после дождя песок на участке был мокрый и хорошо сохранял форму. Детей просто невозможно было «отлепить» от песочницы. Настя Ф. спросила, почему вчера плохо лепился песок, а сейчас хорошо? Получив ответ, что благодаря воде свойства песка меняются: влажный песок теряет свою «сыпучесть». Это можно увидеть, проведя эксперимент: взять две одинаковые формы с сухим песком и пересыпать на плоскую поверхность-образуются две горки конусовидной формы. Если в одну из форм с песком добавить воды, песок станет влажным и уже не сможет образовать такую же горку при пересыпании на поверхность. Девочка заинтересовалась ответом и попросила провести данный эксперимент. Так и созрело желание более углубленно познакомить детей с экспериментированием, что особо актуально в летний период и провести исследовательский проект.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими, химическими свойствами и явлениями;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Этапы проекта:
- Подготовительный.
- Содержательный.
- Итоговый.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1.Определение уровня знаний детей об исследовательской деятельности.
2. Подбор видеоматериалов, методической, энциклопедической и художественной литературы.
3.Обеспечение дидактическим материалом и наглядными пособиями.
4. Пополнение уголка экспериментирования новыми атрибутами.
5. Создание лаборатории «Юные исследователи».
6. Разучивание тематического девиза.
2 ЭТАП – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
Виды деятельности | Содержание |
Познавательно-развивающая: |
Татьяна ЯценкоИздательство Питер.
Яков ПерельманИздательство АСТ.
Издательство Эксмо.
Елена КачурИздательство Манн, Иванов и Фербер.
|
Продуктивная: | Лепка: «Вулкан для эксперимента»; «Молекулярная формула». Аппликация: «В мире микробов»; Рисование:
|
Экспериментальная деятельность: | Почему свечка под стаканом не горит?Цель: горение существует только в присутствии кислорода. Три волшебных цвета.Цель: рассказать о и показать как происходит смешивание растворов с разными красками. В соленой и пресной воде. Цель: познакомить детей со свойствами пресной и соленой воды. Меняем цвет. Цель: познакомить детей с химическими реакциями. Эксперимент “Куда делась вода”. Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды). Эксперимент “Чудо-причёска”. Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов «Игры с воздушными шариками» Цель:познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. «Камни» Цель: рассмотреть структуру камней через лупу. «Песчаный конус» Цель:помочь определить, может ли песок двигаться. «Передача солнечного зайчика» Цель:Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. «Вода течет вверх по салфетке». Цель: показать, что есть сила заставляющая течь воду снизу вверх. «Мокрый песок» Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка. «Вулкан».Цель: познакомить детей со свойствами соды, уксуса и лимонной кислоты. «Вода и воздух».Цель: познакомить детей с тем фактом, что у воды и воздуха нет определенной формы. |
Взаимодействие с семьей ребенка: | Организация родительского собрания, где одним из обсуждаемых вопросов являлся – важность экспериментирования для интеллектуального развития ребенка. Изготовление папки – передвижки: «Интересное и удивительное вокруг нас!». Консультация для родителей: «Экспериментируем дома вместе с детьми». |
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.
- Выставка фотографий «Экспериментируем дома».
- Тематический праздник: «В лаборатории у гения».
- Досуг с элементами экспериментирования: «Краски лета».
Результаты проектной деятельности.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Список используемой литературы:
1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....
Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...
Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...
Познавательный проект "Мы-исследователи" для детей старшего дошкольного возраста
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие&raqu...
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности...