Проект «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Комиссарова Анна Ивановна

Цель проекта:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими, химическими свойствами и явлениями;
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • Развивать наблюдательность;
  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города  Москвы
"Школа № 709"
дошкольное отделение № 5

Проект

«Юные исследователи»

C:\Users\пк\Desktop\scientists--10400.png

Подготовили воспитателигруппы №4:

Конобеева Юлия Валерьевна и Комиссарова Анна Ивановна

Москва, 2017г.

Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста группы №4;
- родители  группы №4;
- воспитатели: Конобеева Ю.В., Комиссарова А.И.
Тип проекта:  
проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Продолжительность проекта: краткосрочный – 1месяц (с 1 по 30 июня 2017г.)

Актуальность:

Лучше один раз увидеть, чем услышать сотню раз. А еще лучше – сделать самому. Именно этим принципом мы и руководствовались, активно внедряя в повседневную деятельность в детском саду практику опытов и экспериментов с детьми.

На очередной прогулке после дождя песок на участке был мокрый и хорошо сохранял форму. Детей просто невозможно было «отлепить» от песочницы. Настя Ф. спросила, почему вчера плохо лепился песок, а сейчас хорошо? Получив ответ, что благодаря воде свойства песка меняются: влажный песок теряет свою «сыпучесть». Это можно увидеть, проведя эксперимент: взять две одинаковые формы с сухим песком и пересыпать на плоскую поверхность-образуются две горки конусовидной формы. Если в одну из форм с песком добавить воды, песок станет влажным и уже не сможет образовать такую же горку при пересыпании на поверхность. Девочка заинтересовалась ответом и попросила провести данный эксперимент. Так и созрело желание более углубленно  познакомить детей с экспериментированием, что особо актуально в летний период и провести исследовательский проект.

 Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Цель проекта:Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими, химическими свойствами и явлениями;
  • Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
  • Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • Развивать наблюдательность;
  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный.
  2. Содержательный.
  3. Итоговый.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1.Определение  уровня знаний детей об исследовательской деятельности.

2. Подбор видеоматериалов, методической, энциклопедической  и художественной литературы.

3.Обеспечение дидактическим материалом и наглядными пособиями.

4. Пополнение уголка экспериментирования новыми атрибутами.

5. Создание лаборатории «Юные исследователи».

6. Разучивание тематического девиза.

C:\Users\пк\Desktop\проект эксперименты\img1.jpg

2 ЭТАП – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

Виды деятельности

Содержание

Познавательно-развивающая:

  1. Беседы на темы:
  • Что такое опыт и эксперимент?
  • Экспериментируем дома?
  • Свойства воды и воздуха.
  • Что такое молекула?
  • Химия.
  • Физика.
  • Если бы ты работал в лаборатории и был ученым, то…?
  • Интересное и тайное вокруг   нас.
  • Мир микробов.
  • Что такое микроскоп и лупа?
  • Какие вещества растворяет вода?
  • Почему дует ветер?
  • Почему не тонут айсберги?
  • Как действует магнит на предметы?
  • и тд.

  1. Чтение художественной и научной литературы:
  • «Почему трава зеленая и еще 100 детских "почему"»

Татьяна ЯценкоИздательство Питер.

  • «Научные фокусы и загадки»

Яков ПерельманИздательство АСТ.

  • «Самые невероятные факты»

Издательство Эксмо.

  • «Увлекательная физика»

Елена КачурИздательство Манн, Иванов и Фербер.

  • «Крутая механика для любознательных» (автор – Ник Арнольд).
  • «Почему вода мокрая?» (Джемма Харрис).
  • Самая полная энциклопедия научных опытов, изд-во «Эксмо».
  • Серия книг «Простая наука»
  • «Занимательная химия для малышей» и «Занимательная физика», изд-во «Белый город».
  1. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением молекул, явлений и тд.
  2. Просмотр мультфильмов:
  • МУЛЬТФИЛЬМ "ЭКСПЕРИМЕНТ";
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ: ВИТАМИН РОСТА;
  • ФИКСИКИ МУЛЬТИК ИЗ ИГРУШЕК - ФИКСИКИ НАДУВАЮТ ШАРИК С ПОМОЩЬЮ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.ЭКСПЕРИМЕНТ;
  • МУЛЬТФИЛЬМ ФИКСИКИ: ФИКСИ ЛАБОРАТОРИЯ: ЭКСПЕРИМЕНТ С ЯЙЦОМ В СТАКАНЕ;
  • АМ НЯМ - ВИДЕОБЛОГ - ЭКСПЕРИМЕНТЫ - МУЛЬТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НОВЫЕ СЕРИИ 2017 ГОДА СБОРНИК 6 СЕЗОН;
  • СВИНКА ПЕППА ЭКСПЕРИМЕНТ СКОКА-КОЛА PEPPA PIG РАЗВИВАЮЩИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ НА РУССКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ;
  • СТИЧ! - ЭКСПЕРИМЕНТ НОМЕР “НОЛЬ” - СЕРИЯ 51, СЕЗОН 2;
  • ФИКСИКИ НОВЫЕ ОПЫТЫ С МОНЕТОЙ / СИМКА И НОЛИК ПРОВОДЯТ/ЭКСПЕРИМЕНТ МУЛЬТФИЛЬМ С ИГРУШКАМИ;
  • Лаборатория гения, 2014 все серии.

Продуктивная:

Лепка: «Вулкан для эксперимента»;

«Молекулярная формула».

Аппликация: «В мире микробов»;

Рисование:

  • «Вода. Воздух. Огонь»;
  • «Круговорот воды в природе»;
  • «Я ищу ответ»;
  • «Что я вижу через лупу»;
  • «Как появилась радуга» и др.

Экспериментальная деятельность:

Почему свечка под стаканом не горит?Цель: горение существует только в присутствии кислорода.

Три волшебных цвета.Цель: рассказать о и показать как происходит смешивание растворов с разными красками.

В соленой и пресной воде. Цель: познакомить детей со свойствами пресной и соленой воды.

 Меняем цвет. Цель: познакомить детей с химическими реакциями.

Эксперимент “Куда делась вода”.

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Эксперимент “Чудо-причёска”.

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

«Игры с воздушными шариками»

Цель:познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

 «Камни»

Цель: рассмотреть структуру камней через лупу.

«Песчаный конус»

Цель:помочь определить, может ли песок двигаться.

«Передача солнечного зайчика»

Цель:Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

«Вода течет вверх по салфетке».

Цель: показать, что есть сила заставляющая течь воду снизу вверх.

«Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

«Вулкан».Цель: познакомить детей со свойствами соды, уксуса и лимонной кислоты.

«Вода и воздух».Цель: познакомить детей с тем фактом, что у воды и воздуха нет определенной формы.

Взаимодействие с семьей ребенка:

Организация родительского собрания, где одним из обсуждаемых вопросов являлся – важность экспериментирования для интеллектуального развития ребенка.

Изготовление папки – передвижки: «Интересное и удивительное вокруг нас!».

Консультация для родителей: «Экспериментируем дома вместе с детьми».

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

  1. Выставка фотографий  «Экспериментируем дома».                  
  2. Тематический праздник: «В лаборатории у гения».
  3. Досуг с элементами экспериментирования: «Краски лета».

Результаты проектной деятельности.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
    Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. 

Список используемой литературы:

1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

Познавательный проект "Мы-исследователи" для детей старшего дошкольного возраста

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие&raqu...