Накопление эмоционально-чувственного опыта у детей младшего дошкольного возраста с помощью театральной деятельности
методическая разработка (младшая группа) по теме

Моисеенко Ольга Григорьевна

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга Статья « Накопление эмоционально-чувственного опыта у детей младшего дошкольного возраста с помощью театральной деятельности» Воспитатель: Моисеенко Ольга Григорьевна А вы знаете, что театрализованная деятельность в детском саду ребятишкам очень нравится? Ведь они большую часть времени любят играть. Каждый малыш всегда желает выполнить свою миссию. А как обучить его выполнять свою роль и действовать? Кто поможет ему приобрести жизненный опыт? Конечно же, театр и артисты! Ведь чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и так далее). Всем известно, что благодаря театру малыш познаёт окружающий мир и сердцем, и умом. Таким образом он пытается выразить своё собственное отношение к злу и добру. Начиная работу в группе, мною были установлены доверительные отношения с детьми и родителями, основанные на взаимопонимании. В ходе проведения занятий было замечено, что использование интеграции разных видов деятельности позволяет приводить детей к целостному осмысленному восприятий конкретных явлений, событий с гаммой чувств. Позволяет лучше запоминать. Усваивать навыки. При сочетании различных видов деятельности у детей развивается фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируется ассоциативное поле, оптимизируются творческие способности; они преодолевают однобокость и фрагментарность мышления. Я приняла решение выделить художественно-эстетическое направление, раздел – театрализация, для более глубокого интенсивного накопление эмоционально-чувственного опыта у воспитанников группы. В группе создавались условия для развития детей с помощью различных видов искусств и видов художественной деятельности (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной). В ходе работы по данному направлению мною были проведены занятия (были разучены песни, танцы, пальчиковые и подвижные музыкальные игры). Большую помощь в создании развивающей предметно пространственной среды оказали родители, помогая в создании декораций и костюмов, что очень меня радует, так как общее дело всегда сближает детей и родителей. Большую пользу для развития эмоционально-чувствительного опыта вносят музыкальные подборки, поэтому у нас в группе часто звучит музыка, детский песенки и классические произведения. Таким образом, использование театральной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: 1. Единства социально-эмоционального и когнитивного развития; 2. Насыщения деятельности интересным и эмоционально-значимым содержанием; 3. Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; 4. Совместного участия в данном процессе педагогов, детей и родителей. Приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей, естественно, не стоит. Спектакль не получится на нужном уровне качества до тех пор, пока ребенок не научится проигрывать в нем каждый этап. Сначала воспитателю следует самому показывать спектакль детям, привлекая их к проговариванию его отдельных компонентов. В процессе чтения стихотворных текстов нужно подключать детей к игре по возможности. Пусть они участвуют в диалоге, подключаются к сюжетной линии, имитируют голоса, движения, интонации персонажей игры. Затем — небольшие упражнения с ребятами. Лучше их проводить сразу после театрализованной игры. Дети пока еще в восторге от того, как воспитатель водил персонажей, говорил их голосами, действовал за них. Именно в это время стоит предложить малышу также поиграть. После этого можно предложить детям имитационные игры: «Покажи, как зайка прыгает», «Покажи, как крадется кошка», «Покажи, как идет петух». Следующий этап — обработка эмоций: нужно попросить детей показать, как веселые матрешки хлопают в ладошки и танцуют (радость); как зайчик прыгнул за дерево, когда увидел лису (испуг). Только после такой подготовки можно переходить к совместным инсценировкам. Выбор постановки зависит от возраста детей. Чем дети младше, тем спектакль должен быть проще. Лучше всего подходят русские народные сказки, а также авторские. Можно взять текст сказки целиком в оригинале и разыграть его слово в слово. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начали лучше говорить, обогатили словарный запас, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка. Театрализованная деятельность развивает творческий потенциал у ребенка, умение принимать «новое». Вышеперечисленные качества так необходимы современному человеку. Быстро, творчески реагировать на проблемы современного мира и находить верное решение. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становится образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка. Он становится более интересным в общении, уверенным в себе, что немаловажно для сегодняшней жизни, умеет держать себя на публике, не теряется и держится достойно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon theatre.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 8

Пушкинского района   Санкт-Петербурга

Статья  

« Накопление эмоционально-чувственного опыта у детей младшего дошкольного возраста с помощью театральной деятельности»

Воспитатель: Моисеенко Ольга Григорьевна

А вы знаете, что театрализованная деятельность в детском саду ребятишкам очень нравится? Ведь они большую часть времени любят играть. Каждый малыш всегда желает выполнить свою миссию. А как обучить его выполнять свою роль и действовать? Кто поможет ему приобрести жизненный опыт? Конечно же, театр и артисты! Ведь чем является театрализованная деятельность в детском саду? Это великолепный способ эстетическо-эмоционального воспитания малышей, который позволяет создавать опыт социального навыка поведения с помощью сказок и литературных произведений для дошкольного возраста. Такая литература всегда отличается нравственной направленностью (добротой, смелостью, дружбой и так далее). Всем известно, что благодаря театру малыш познаёт окружающий мир и сердцем, и умом. Таким образом он пытается выразить своё собственное отношение к злу и добру.

Начиная работу в группе, мною  были установлены доверительные отношения с детьми и родителями, основанные на взаимопонимании. В ходе проведения занятий было замечено, что использование интеграции разных видов деятельности позволяет приводить детей к целостному осмысленному восприятий конкретных явлений, событий с гаммой чувств. Позволяет лучше запоминать. Усваивать навыки. При сочетании различных видов деятельности у детей развивается фантазия, воображение, интеллект, артистичность, накапливается опыт сравнительного анализа, формируется ассоциативное поле, оптимизируются творческие способности; они преодолевают однобокость и фрагментарность мышления.  

Я приняла решение  выделить художественно-эстетическое направление, раздел – театрализация, для более глубокого интенсивного накопление эмоционально-чувственного опыта у воспитанников группы.  В группе создавались условия для развития детей с помощью различных видов искусств и видов художественной деятельности (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной).

В ходе работы по данному направлению мною были проведены занятия (были разучены песни, танцы, пальчиковые и подвижные музыкальные игры).

        Большую помощь в создании развивающей предметно пространственной среды оказали родители,  помогая в создании декораций и костюмов, что очень меня радует, так как общее дело всегда сближает детей и родителей. Большую пользу для развития эмоционально-чувствительного опыта вносят музыкальные подборки, поэтому у нас в группе часто звучит музыка, детский песенки и классические произведения.

Таким образом, использование театральной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

  1. Единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
  2. Насыщения деятельности интересным и эмоционально-значимым содержанием;
  3. Наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с  

     детьми;

  1. Совместного участия в данном процессе педагогов, детей и родителей.

Приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением детей, естественно, не стоит. Спектакль не получится на нужном уровне качества до тех пор, пока ребенок не научится проигрывать в нем каждый этап. Сначала воспитателю следует самому показывать спектакль детям, привлекая их к проговариванию его отдельных компонентов.

В процессе чтения стихотворных текстов нужно подключать детей к игре по возможности. Пусть они участвуют в диалоге, подключаются к сюжетной линии, имитируют голоса, движения, интонации персонажей игры. Затем — небольшие упражнения с ребятами. Лучше их проводить сразу после театрализованной игры.

Дети пока еще в восторге от того, как воспитатель водил персонажей, говорил их голосами, действовал за них. Именно в это время стоит предложить малышу также поиграть. После этого можно предложить детям имитационные игры: «Покажи, как зайка прыгает», «Покажи, как крадется кошка», «Покажи, как идет петух».

Следующий этап — обработка эмоций: нужно попросить детей показать, как веселые матрешки хлопают в ладошки и танцуют (радость); как зайчик прыгнул за дерево, когда увидел лису (испуг). Только после такой подготовки можно переходить к совместным инсценировкам. Выбор постановки зависит от возраста детей. Чем дети младше, тем спектакль должен быть проще. Лучше всего подходят русские народные сказки, а также авторские. Можно взять текст сказки целиком в оригинале и разыграть его слово в слово.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, как наши малыши внимательно и с интересом смотрели показываемые мною потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все то, что видели повторяли, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием наши ребята начали лучше говорить, обогатили словарный запас, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.


Театрализованная деятельность развивает творческий потенциал у ребенка, умение принимать «новое». Вышеперечисленные качества так необходимы современному человеку. Быстро, творчески реагировать на проблемы современного мира и находить верное решение.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

 Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.


Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становится образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка. Он становится более интересным в общении, уверенным в себе, что немаловажно для сегодняшней жизни, умеет держать себя на публике, не теряется и держится достойно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....

План работы по самообразованию «Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности.Задачи:-Повысить со...

Творческий отчет по самообразованию «Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности»

В данном отчете представлен фото материал по теме «Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности»...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия) по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку».

Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста .Тема: «Помощь солнышку»....

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ КРАТКОСРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы проектной деятельности в группах раннего возраста. Описывается специфика проектного метода, его основные задачи и цели.Ключевые слова: проектная деятельность, ранний в...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно - эспериментальной деятельности...

Конспект совместной деятельности развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с помощью песочного планшета на тему: "Волшебный песок"

Цель: развитие у детей интереса к рисованию кинетическим песком.ЗадачиОбразовательные:способствование положительно – эмоциональному настрою;формировать умение и рисовать прямые и волнистые, коро...