«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
консультация на тему

Коханова Елена Владимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov._opyty.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Методическая разработка для педагогов.


Экспериментирование - один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. А что означает слово эксперимент.

Это слово произошло от греческого (experimentum), что означает проба, опыт. Современный словарь иностранных слов содержит определение: эксперимент - это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; вообще опыт, попытка осуществить что-либо.

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности.

Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

Поисково-познавательная деятельность предполагает решение следующих задач:

формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью

наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, людей);

расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

  1. Осознание того, что хочешь узнать.
  2. Формирование задачи исследования.
  3. Продумывание методики эксперимента.
  4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
  5. Прогнозирование результатов.
  6. Выполнение работы.
  7. Соблюдение правил безопасности.
  8. Наблюдение результатов.

  1. Словесный отчет об увиденном.
  2. Формирование выводов.

При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:

  1. соблюдать технику безопасности;
  2. проводить опыты, эксперименты дошкольников под непосредственным руководством взрослого;
  3. рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной

действительности;

  1. использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.

Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по трем взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно- климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и

др-);

человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей.

Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения гипотезы. При этом ребенок выступает как исследователь.

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)

должны быть выделены:

  1. место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,

пенопласт и др.)

Младший дошкольный возраст


(тематика различна,

зайчиком", контейнеры из "киндер-

[дата, опыт

например "камни",

Сюрпризов" с отверстиями, внутрь

зарисовывается.

чудеса из стекла" и ДР-)

помещены вещества и травы с разными запахами, г "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

Старший дошкольный возраст

Компонент

Компонент оборудования

Компонент

дидактический

стимулирующий

- схемы, таблицы,

- материалы распределены по

- мини-стенд "О чем хочу

модели с

разделам: "Песок, глина, вода",

узнать завтра";

алгоритмами

"Звук", "Магниты", "Бумага",

- личные блокноты детей

выполнения опытов;

"Свет", "Стекло", "Резина" ;

для фиксации результатов

- серии картин с

- природный материал: камни,

опытов;

изображением

ракушки, спил и листья деревьев,

- карточки-подсказки

природных

мох, семена, почва разных видов и

(разрешающие -

сообществ;

др.;

запрещающие знаки) "Что

- книги

- утилизированный материал:

можно, что нельзя"

познавательного

проволока, кусочки кожи, меха,

- персонажи, наделанные

характера, атласы;

ткани, пластмассы, дерева, пробки и

определенными чертами

- тематические

т.д.;

("почемучка") от имени

альбомы;

- технические материалы: гайки,

которого моделируется

- коллекции

скрепки, болты, гвозди, винтики,

проблемная ситуация.

- мини-музей

шурупы, детали конструктора и т.д.;

(тематика различна,

- разные виды бумаги: обычная,

например

картон, наждачная, копировальная и

"Часы бывают

т.д.;

разные:", "Изделия

- красители: пищевые и непищевые

j

из камня".

(гуашь, акварельные краски и др.);

  • медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

:

  • сито, воронки
  • половинки мыльниц, формы для

льда

-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные

- клеенчатые фартуки, нарукавники,

(резиновые перчатки, тряпки ПАМЯТКА

"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий,
необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и

объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий
педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

  1. сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию:

ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована
дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");

  1. сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
  2. учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит

автобус?);

  1. активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему

песок не рассыпается?);

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает

формирование у них представлений:

  1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
  3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы;

проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

  1. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить

чай, как сделать салат, как сварить суп).

  1. Об эталоне "1 минута".
  2. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и

прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами,
обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет,
форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый -

тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений
детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами, решаемыми
педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей
(Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);

  1. группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима

обувь, посуда? С какой целью она используется?);

  1. классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная,

столовая).

  1. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает
  1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
  2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
  3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
  5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
  6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов,
обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с
происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие
определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими
эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

  1. активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
  2. классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
  2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
  3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
  4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
  5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
  6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Спортивно — развлекательный досуг «В Олимпийские игры мы играем — стать спортсменами желаем»

Совместная деятельность воспитателяс детьми старшего дошкольного возрастаСпортивно — развлекательный досуг«В Олимпийские игры  мы играем — стать спортсменами желаем»...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы на рябине»

Авторская методическая разработка по использованию технологии мнемотехники в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию....

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Как беречь свое здоровье"

В авторской разработке рассказывается об использовании здоровьесберегающих технологий в процессе работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к здоровому образу жизни....

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности родителей с детьми старшего дошкольного возраста "Я хочу увидеть музыку"

Уважаемые родители!    Предлагаю вам и вашим детям увлекательное путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Музыка - это целый мир необычных звуков, это мир красоты и фантазии...