«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
консультация на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov._opyty.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Методическая разработка для педагогов.
Экспериментирование - один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. А что означает слово эксперимент.
Это слово произошло от греческого (experimentum), что означает проба, опыт. Современный словарь иностранных слов содержит определение: эксперимент - это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; вообще опыт, попытка осуществить что-либо.
Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности.
Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.
Поисково-познавательная деятельность предполагает решение следующих задач:
формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью
наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, людей);
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
- Осознание того, что хочешь узнать.
- Формирование задачи исследования.
- Продумывание методики эксперимента.
- Выслушивание инструкций и критических замечаний.
- Прогнозирование результатов.
- Выполнение работы.
- Соблюдение правил безопасности.
- Наблюдение результатов.
- Словесный отчет об увиденном.
- Формирование выводов.
При проведении экспериментирования следует придерживаться следующих требований:
- соблюдать технику безопасности;
- проводить опыты, эксперименты дошкольников под непосредственным руководством взрослого;
- рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной
действительности;
- использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.
Организация работы по экспериментированию в дошкольном учреждении идет по трем взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно- климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и
др-);
человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах:
Непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей.
Проведение опытов и экспериментирование дают детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения гипотезы. При этом ребенок выступает как исследователь.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Содержание уголков экспериментальной деятельности.
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)
должны быть выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,
пенопласт и др.)
Младший дошкольный возраст
(тематика различна, | зайчиком", контейнеры из "киндер- | [дата, опыт | |
например "камни", | Сюрпризов" с отверстиями, внутрь | зарисовывается. | |
чудеса из стекла" и ДР-) | помещены вещества и травы с разными запахами, г "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки | ||
Старший дошкольный возраст | |||
Компонент | Компонент оборудования | Компонент | |
дидактический | стимулирующий | ||
- схемы, таблицы, | - материалы распределены по | - мини-стенд "О чем хочу | |
модели с | разделам: "Песок, глина, вода", | узнать завтра"; | |
алгоритмами | "Звук", "Магниты", "Бумага", | - личные блокноты детей | |
выполнения опытов; | "Свет", "Стекло", "Резина" ; | для фиксации результатов | |
- серии картин с | - природный материал: камни, | опытов; | |
изображением | ракушки, спил и листья деревьев, | - карточки-подсказки | |
природных | мох, семена, почва разных видов и | (разрешающие - | |
сообществ; | др.; | запрещающие знаки) "Что | |
- книги | - утилизированный материал: | можно, что нельзя" | |
познавательного | проволока, кусочки кожи, меха, | - персонажи, наделанные | |
характера, атласы; | ткани, пластмассы, дерева, пробки и | определенными чертами | |
- тематические | т.д.; | ("почемучка") от имени | |
альбомы; | - технические материалы: гайки, | которого моделируется | |
- коллекции | скрепки, болты, гвозди, винтики, | проблемная ситуация. | |
- мини-музей | шурупы, детали конструктора и т.д.; | ||
(тематика различна, | - разные виды бумаги: обычная, | ||
например | картон, наждачная, копировальная и | ||
"Часы бывают | т.д.; | ||
разные:", "Изделия | - красители: пищевые и непищевые | ||
j | из камня". | (гуашь, акварельные краски и др.);
| |
: |
| ||
льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные |
- клеенчатые фартуки, нарукавники,
(резиновые перчатки, тряпки ПАМЯТКА
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий,
необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и
объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий
педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
- сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию:
ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована
дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
- сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
- учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит
автобус?);
- активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему
песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает
формирование у них представлений:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
- О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы;
проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
- О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить
чай, как сделать салат, как сварить суп).
- Об эталоне "1 минута".
- О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и
прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами,
обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет,
форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый -
Средний дошкольный возраст
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений
детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми
педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей
(Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
- группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима
обувь, посуда? С какой целью она используется?);
- классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная,
столовая).
- Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает
- О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
- О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
- О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
- О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
- О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
- О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов,
обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с
происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие
определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими
эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).
Старший дошкольный возраст
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
- активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
- классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
- О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
- О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
- О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
- О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по родному городу»
Цель:Привить любовь к своей малой Родине, родному городу....
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам: как не попасть в беду».
Открытый урок по основам безопасности в подготовительной группе....
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Спортивно — развлекательный досуг «В Олимпийские игры мы играем — стать спортсменами желаем»
Совместная деятельность воспитателяс детьми старшего дошкольного возрастаСпортивно — развлекательный досуг«В Олимпийские игры мы играем — стать спортсменами желаем»...
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы на рябине»
Авторская методическая разработка по использованию технологии мнемотехники в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию....
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Как беречь свое здоровье"
В авторской разработке рассказывается об использовании здоровьесберегающих технологий в процессе работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к здоровому образу жизни....
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности родителей с детьми старшего дошкольного возраста "Я хочу увидеть музыку"
Уважаемые родители! Предлагаю вам и вашим детям увлекательное путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Музыка - это целый мир необычных звуков, это мир красоты и фантазии...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Коммуникативная деятельность» с использованием личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, игровых технологий «Поговорим о маме»
Формировать нравственные эмоции детей, развивать творческую активность....