Проект "Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста"
проект на тему
Проект "Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gendernyy_podhod_v_vospitanii.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Шалинский детский сад «Тургай»
Пестречинского муниципального района
Республики Татарстан
ПРОЕКТ
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
Краткая аннотация проекта
Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании позволит по-новому взглянуть на воспитание детей разного пола, поможет по-новому конструировать их жизненные сценарии. Повышение гендерной культуры будет способствовать созданию системы гендерного просвещения от дошкольного — к начальному образованию, что обеспечит качественную подготовку к школе, успешное формирование социализации дошкольника. Цель данного проекта — повышение качества дошкольного образования через модернизацию образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения на основе гендерного подхода. Проект будет реализовываться через внедрение форм, методов и технологий в систему воспитания и образования дошкольного образовательного учреждения, создание предметно-развивающей среды. В проекте будет включено 10 педагогов, 5 групп детей дошкольного возраста, и члены их семей.
Постановка проблемы
Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.
Основными документами, регламентирующими деятельность современного дошкольного образовательного учреждения, являются:
- Закон Российской Федерации об образовании.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.
Закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт для дошкольного образования. Дошкольный стандарт предполагает одно направление развитие ребенка – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается со взрослым ( воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения. Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Понятие социализация – вхождение человека в общество – регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, во многих ключевых образовательных документах наших дней.
Одной из важнейших задач социализации личности дошкольников в условиях реализации ФГОС является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. На успешное формирование социализации дошкольника в целом влияет также то, как ребёнок усвоит гендерную культуру общества, или как пройдет его гендерная социализация. Гендерное воспитание детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и детскими садами. Она основана на том, что восприятие окружающего мира существенно разнится у девочек и мальчиков дошкольного возраста. Да и мыслят дети по-разному. Благодаря разнообразным играм, которые в детсадах проводятся в рамках гендерного воспитания, дети со временем ассоциируют себя с конкретным полом. Однако не только в этом состоит суть гендерного воспитания в детском саду. Благодаря такому подходу, основанному на игровой форме, мальчики и девочки формируют представление о правилах поведения, характерных для мужчин и женщин. Дети с малых лет должны учиться правильному отношению и противоположному и к собственному полу, чему может помочь хорошо и разумно организованная система мер педагогического и медицинского характера. Именно гармоничное развитие ребенка сможет сформировать у него не только понимание детородной функции, но и воспитать ответственность за семью, в которой он живет и подрастает, за семью, которая у него будет, когда он будет взрослым человеком.
Проблема осуществления гендерного подхода к ребенку, начиная с первых лет жизни, является актуальной в контексте современной науки.
Цель проекта
Повышение качества дошкольного образования через модернизацию образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения на основе гендерного подхода
Задачи
- Разработка и внедрение форм, методов и технологий гендерного воспитания в содержание образования и систему воспитания дошкольного образовательного учреждения
2. Разработка системы работы с родителями на основе гендерного подхода.
3.Совершенствование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку на основе гендерного подхода, основанного на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей.
4. Повышение качества образовательного процесса, уровня профессиональной подготовки и творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения, способствующих гендерной социализации детей.
5. Расширение кругозора и увеличение объема знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
6. Создание комплекта методических материалов по результатам реализации проекта
Стратегия достижения поставленных целей
Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: организационный, внедренческий, обобщающий.
ЭТАП 1. Организационный - подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях .
Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения:
-Выбор творческой группы по реализации проекта на заседании педагогического совета детского сада;
- Определение главного направления в реализации проекта через изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования в режиме самообразования и плана работы по повышению педагогического мастерства педагогов.
- Отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности и первичная диагностика состояния работы на начало работы через анкетирование родителей и педагогов.
- Определение педагогических условий реализации гендерного подхода в воспитании детей через мониторинг.
- Выявление дефицитов в деятельности ДОУ, совместное планирование мероприятий, анализ результатов деятельности на заседании круглого стола.
- Разработка алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп
Основные методы исследования на данном этапе: анализ психолого-педагогической литературы, логический анализ генезиса проблемы, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.
ЭТАП 2. Внедренческий внедрение и реализация проекта.
Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения:
- внедрение проекта по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста,
- разработку и внедрение методического обеспечения.
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ
- Наработка практического материала по организации и проведению занятий, игр с детьми с учетом их гендерных особенностей
- Внедрение и апробация в практику работы ДОУ форм и методов по реализации гендерного подхода в воспитании детей с участием родителей через показы открытых мероприятий
- Апробация алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп
- Составление банка диагностических методик
Методами исследования на втором этапе выступают анализ, наблюдение, беседа, моделирование, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок
ЭТАП 3. Обобщающий- анализ и оценка результативности реализации проекта.
Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
- Обобщение опыта инновационной площадки и оценку эффективности реализации проекта на заседании круглого стола, семинаров-практикумов
-осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса
- Подготовка материалов проекта к публикации
- Оценка эффективности реализации проекта
Основные методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ, интерпретация и обобщение продуктов изыскания.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Содержание деятельности | Срок реализации | Результат реализации |
ЭТАП 1. Организационный (2016 г-2017 г) | |||
1 | Выбор творческой группы по реализации проекта | Октябрь-ноябрь | Приказ о создании творческой группы по реализации проекта |
2 | Определение главного направления в реализации проекта через изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования в режиме самообразования и плана работы по повышению педагогического мастерства педагогов. | декабрь | Оценка соответствия содержания локальных актов требованиям федерального и регионального уровня |
3 | Первичная диагностика состояния работы на начало работы | январь | Аналитическая справка по анкетированию педагогов и родителей |
4 | Определение педагогических условий реализации гендерного подхода в воспитании детей. | февраль | Аналитическая справка оценки соответствия условий реализации гендерного подхода в воспитании детей |
5 | Отбор диагностических методик по теме исследования | Март-апрель | Выбор диагностического материала |
6 | Выбор форм работы по педагогическому просвещению родителей, по их активному привлечению к педагогическому процессу | май | Разработка опросников, анкет, консультаций, планов работы с родителями по гендерному воспитанию детей |
7 | Разработка педагогами материалов организации работы (выявление дефицитов в деятельности ДОУ, совместное планирование мероприятий, анализ результатов) | Июнь-август | Разработка рекомендаций по организации гендерокомфотной предметно-развивающей среды в ДОУ |
8 | Разработка алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп | Июнь-август | Разработка рекомендаций |
9 | Отчет творческой группы о работе за прошедший период | сентябрь | Аналитическая справка |
ЭТАП 2. Внедренческий (2017-2018 г.) | |||
1 | Разработка модели внедрения гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс. | Сентябрь-октябрь | Программа внедрения гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс |
2 | Организация предметно-развивающей среды в ДОУ | В течение года | Создание условий и оформление необходимого материала, Конкурс педагогического мастерства |
3 | Апробация алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп | октябрь | Планы по организации ОД |
4 | Наработка практического материала по организации и проведению занятий, игр с детьми с учетом их гендерных особенностей | В течение года | Формирование банка с практическими материалами по организации и проведению занятий и игр |
5 | Внедрение в практику работы ДОУ форм и методов по реализации гендерного подхода в воспитании детей с участием родителей. | Ноябрь 2017- август 2018 | Методические рекомендации |
6 | Составление банка диагностических методик | В течение года | Методические рекомендации |
ЭТАП 3. Обобщающий (2018- 2019 г.) | |||
1 | Обобщение опыта инновационной площадки | В течение года | Формирование базы методических и дидактических материалов Анализ внедрения Проекта в практику работы |
2 | Проведение семинаров по распространению опыта по гендерной социализации дошкольников | В течение года | Распространение передового опыта |
3 | Оценка эффективности реализации. педагогического проекта. | Апрель-май | Аналитическая справка по диагностированию |
4 | Подготовка материалов инновационной площадки к публикации | В течение года | Сборник методических рекомендаций |
5 | Оформление опыта работы по реализации гендерного подхода в воспитании детей | август | Отчет творческой группы |
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
- формирование гендерно - ориентированного поведения детей, навыков гендерной идентичности и гендерной социализации, готовность к школе;
- Создание комплекта методических и диагностических материалов по результатам проекта
- распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику;
-Повышение профессиональной компетентности воспитателей, и администрации в вопросах гендерного подхода в воспитании
- Повышение компетентности родителей в способах оказания поддержки и помощи своему ребенку в процессе развития.
-вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников.
Оценка результатов
Достоверность результатов проекта будет обеспечена внутренней согласованностью разработанного теоретического подхода и эмпирических процедур, адекватностью методов качественного и количественного анализа результатов.
Средствами контроля станут:
-диагностика, включающая: анкетирование педагогов и родителей, тексты анкет на бумажных носителях, выявляющих степень удовлетворенности родителей проводимыми в детском саду инновационными преобразованиями, а также отдельных составляющих мотивации и творческой активности личности.
- Внутренняя экспертиза по отбору материалов сборника по результатам реализации проекта
Список литературы:
- Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и девочки, мужчины и женщины // Мир психологии. – 2002. – № 2.
- Чекалина А.А. Гендерная психология. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
- Штылева Л.В. Основные понятия и важнейшие термины // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. С. 77–87.
- Штылева Л.В. Оценка эффективности гендерного просвещения педагогов как социальной технологии изменения профессионального сознания // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. − С. 58–67.
- Штылева Л.В., Пушкарева Н.Л. От теории к практике. Как мы можем это изменить? // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001.
- Ядов В.А. Социальная идентичность личности. − М., 1994.
- Колесов Д.В. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. − 1985. №3. − С. 146-152.
- Евтушенко И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. − № 5. – С. 64-67.
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемые коллеги!
Для совершенствования работы дошкольного учреждения по теме «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» предлагаем Вам ответить на вопросы.
1.Ваше имя, должность, стаж работы _______________________________________________________________
2. Гендерное воспитание – это …_______________________________________________________________
_________________________________________________________________
3.Кто, по Вашему мнению, должен заниматься гендерным воспитанием детей (родители, воспитатели, учителя школы, друзья, специальные службы и др.)____________________________________________________
4.С какого возраста следует заниматься гендерным воспитанием детей? _________________________________________________________________
5. Какой вид обучения и воспитания в школе Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки учатся в) или совместное?
__________________________________________________________________
6. Какой вид обучения и воспитания в ДОУ Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки учатся разных учреждениях) или совместное?
__________________________________________________________________
7. Нужно ли , по Вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками? _________________________________________________________________
8.Испытываете ли Вы в работе затруднения, связанные с решением вопросов полового воспитания детей?_____________________________________________________________
9. Какие из перечисленных форм работы с родителями детей 5- 7 лет по вопросам гендерного воспитания Вы считаете наиболее эффективными (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)
__________________________________________________________________
10. Какие черты характеры следует формировать у девочек?
__________________________________________________________________
11. Какие черты характеры следует формировать у мальчиков?
__________________________________________________________________
12. Считаете ли Вы тему данного исследования актуальной и почему?
__________________________________________________________________
Благодарим за помощь!
Ваши ответы помогут нам разработать методические рекомендации для педагогов по вопросам гендерного воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ
Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика
В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....
гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
полезная информация...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
Материал содержит информацию для родителей и педагогов о том, что такое гендерное воспитание, а также рекомендации для родителей по гендерному воспитанию детей....
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.
К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N655, в области «Социализация» поставлена задача –...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.
Разные миры мальчиков и девочек....