Проект "Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста"
проект на тему

Хайруллина Лейсан Азатовна

Проект "Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_gendernyy_podhod_v_vospitanii.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Шалинский детский сад «Тургай»

Пестречинского муниципального района

Республики Татарстан

ПРОЕКТ

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста


Краткая аннотация проекта

Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании позволит по-новому взглянуть на воспитание детей разного пола, поможет по-новому конструировать их жизненные сценарии. Повышение гендерной культуры будет способствовать созданию системы гендерного просвещения от дошкольного — к начальному образованию, что обеспечит качественную  подготовку к школе, успешное формирование социализации дошкольника.   Цель данного проекта — повышение качества дошкольного образования  через модернизацию образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения на основе гендерного подхода.  Проект будет реализовываться через  внедрение форм, методов и технологий в систему воспитания и образования дошкольного образовательного учреждения, создание  предметно-развивающей среды. В проекте будет включено 10 педагогов, 5 групп детей дошкольного возраста, и члены их семей.

Постановка проблемы

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.

Основными документами, регламентирующими деятельность современного дошкольного образовательного учреждения, являются:

  1. Закон Российской Федерации об образовании.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.

   Закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт для дошкольного образования. Дошкольный стандарт предполагает  одно направление развитие ребенка – личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается со взрослым ( воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения. Главными  критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Понятие социализация – вхождение человека в общество – регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, во многих ключевых образовательных документах наших дней.

Одной из важнейших задач социализации личности дошкольников в условиях реализации ФГОС является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. На успешное формирование социализации дошкольника в целом влияет также то, как ребёнок усвоит гендерную  культуру общества, или как пройдет его гендерная социализация.  Гендерное воспитание детей – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и детскими садами. Она основана на том, что восприятие окружающего мира существенно разнится у девочек и мальчиков дошкольного возраста. Да и мыслят дети по-разному. Благодаря разнообразным играм, которые в детсадах проводятся в рамках гендерного воспитания, дети со временем ассоциируют себя с конкретным полом. Однако не только в этом состоит суть гендерного воспитания в детском саду. Благодаря такому подходу, основанному на игровой форме, мальчики и девочки формируют представление о правилах поведения, характерных для мужчин и женщин. Дети с малых лет должны учиться правильному отношению и противоположному и к собственному полу, чему может помочь хорошо и разумно организованная система мер педагогического и медицинского характера. Именно гармоничное развитие ребенка сможет сформировать у него не только понимание детородной функции, но и воспитать ответственность за семью, в которой он живет и подрастает, за семью, которая у него будет, когда он будет взрослым человеком.

Проблема осуществления гендерного подхода к ребенку, начиная с первых лет жизни, является актуальной в контексте современной науки.

Цель проекта

Повышение качества дошкольного образования  через модернизацию образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения на основе гендерного подхода

 

Задачи

  1. Разработка  и  внедрение форм, методов и технологий гендерного воспитания в содержание образования и систему воспитания дошкольного образовательного учреждения

2. Разработка   системы работы с родителями  на основе гендерного подхода.

3.Совершенствование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку на основе гендерного подхода, основанного на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей.

4. Повышение качества образовательного процесса, уровня профессиональной подготовки и творческого потенциала  педагогов дошкольного учреждения, способствующих гендерной социализации детей.

5. Расширение кругозора и увеличение объема знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

6. Создание комплекта методических материалов по результатам реализации проекта

Стратегия достижения поставленных целей

Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: организационный, внедренческий, обобщающий.

ЭТАП 1. Организационный - подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях .

Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения:

-Выбор творческой группы по реализации проекта на заседании педагогического совета детского сада;

- Определение главного направления в реализации проекта через изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования в режиме самообразования и плана работы по повышению педагогического мастерства педагогов.

- Отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности и первичная диагностика состояния работы на начало работы через анкетирование родителей и педагогов.

- Определение педагогических условий реализации гендерного подхода в воспитании детей через мониторинг.

- Выявление дефицитов в деятельности ДОУ, совместное планирование мероприятий, анализ результатов деятельности на заседании круглого стола.

- Разработка алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп

        Основные методы исследования на данном этапе: анализ психолого-педагогической литературы, логический анализ генезиса проблемы, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.

ЭТАП 2. Внедренческий  внедрение и реализация проекта.

Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения:

- внедрение проекта  по гендерному воспитанию детей  дошкольного возраста,

- разработку и внедрение методического обеспечения.

- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

- Наработка практического материала по организации и проведению занятий, игр с детьми с учетом их гендерных особенностей

- Внедрение и апробация  в практику работы ДОУ форм и методов по реализации гендерного подхода в воспитании детей с участием родителей через показы открытых мероприятий

- Апробация алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп

- Составление банка диагностических методик

Методами исследования на втором этапе выступают анализ, наблюдение, беседа, моделирование, формирующий эксперимент, метод экспертных оценок

ЭТАП 3. Обобщающий- анализ и оценка результативности реализации  проекта.

Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

- Обобщение опыта инновационной площадки  и  оценку эффективности реализации проекта на заседании круглого стола, семинаров-практикумов

-осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса

- Подготовка материалов проекта к публикации

- Оценка эффективности реализации проекта

Основные методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ, интерпретация и обобщение продуктов изыскания.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Содержание деятельности

Срок реализации

Результат реализации

ЭТАП 1. Организационный (2016 г-2017 г)

1

Выбор творческой

группы по реализации проекта

Октябрь-ноябрь

Приказ о создании творческой группы по реализации проекта

2

Определение главного направления в реализации проекта через изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования в режиме самообразования и плана работы по повышению педагогического мастерства педагогов.

декабрь

Оценка соответствия содержания локальных актов требованиям федерального и регионального уровня

3

Первичная диагностика состояния работы на начало работы

январь

Аналитическая справка по анкетированию педагогов и родителей

4

Определение педагогических условий реализации гендерного подхода в воспитании детей.

февраль

Аналитическая справка оценки соответствия условий реализации гендерного подхода в воспитании детей

5

Отбор диагностических методик по теме исследования

Март-апрель

Выбор диагностического материала

6

Выбор форм работы по педагогическому просвещению родителей, по их активному привлечению к педагогическому процессу 

май

Разработка опросников, анкет, консультаций, планов работы с родителями по гендерному воспитанию детей

7

Разработка педагогами материалов организации работы (выявление дефицитов в деятельности ДОУ, совместное планирование мероприятий, анализ результатов)

Июнь-август

Разработка рекомендаций по организации гендерокомфотной предметно-развивающей среды в ДОУ

8

Разработка алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп

Июнь-август

Разработка рекомендаций

9

Отчет творческой

группы о работе за

прошедший период

сентябрь

Аналитическая справка

ЭТАП 2. Внедренческий (2017-2018 г.)

1

Разработка модели внедрения гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс.

Сентябрь-октябрь

Программа внедрения гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс

2

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

В течение года

Создание условий и оформление необходимого материала, Конкурс педагогического мастерства

3

Апробация алгоритма организации образовательной деятельности с учетом типов гендерных групп

октябрь

Планы по организации ОД

4

Наработка практического материала по организации и проведению занятий, игр с детьми с учетом их гендерных особенностей

В течение года

Формирование банка с практическими материалами по организации и проведению занятий и игр

5

Внедрение   в практику работы ДОУ форм и методов по реализации гендерного подхода в воспитании детей с участием родителей.

Ноябрь 2017- август 2018

Методические рекомендации

6

Составление банка диагностических методик

В течение года

Методические рекомендации

ЭТАП 3. Обобщающий  (2018- 2019 г.)

1

Обобщение опыта инновационной площадки

В течение года

Формирование базы методических и дидактических материалов

Анализ внедрения

Проекта в практику работы

2

Проведение семинаров по распространению опыта по гендерной социализации дошкольников

В течение года

Распространение передового опыта

3

Оценка эффективности реализации.

педагогического проекта.

Апрель-май

Аналитическая справка по диагностированию

4

Подготовка материалов инновационной площадки к публикации

В течение года

Сборник методических рекомендаций

5

Оформление опыта работы по реализации гендерного подхода в воспитании детей

август

Отчет творческой группы

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

- формирование гендерно - ориентированного поведения детей, навыков гендерной идентичности и гендерной социализации, готовность к школе;

- Создание комплекта методических и диагностических материалов по результатам проекта

- распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику;

-Повышение профессиональной компетентности  воспитателей, и администрации в вопросах гендерного подхода в воспитании

- Повышение компетентности  родителей в способах оказания поддержки и помощи своему ребенку в процессе развития.

-вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников.

Оценка результатов

        Достоверность результатов проекта будет обеспечена внутренней согласованностью разработанного теоретического подхода и эмпирических процедур, адекватностью методов качественного и количественного анализа результатов.

        Средствами контроля станут:

-диагностика, включающая: анкетирование педагогов и родителей, тексты анкет на бумажных носителях, выявляющих степень удовлетворенности родителей проводимыми в детском саду инновационными преобразованиями, а также отдельных составляющих мотивации и творческой активности личности.

Внутренняя экспертиза по отбору материалов сборника по результатам реализации проекта

Список литературы:

  1. Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и девочки, мужчины и женщины // Мир психологии. – 2002. – № 2.
  2. Чекалина А.А. Гендерная психология. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
  3. Штылева Л.В. Основные понятия и важнейшие термины // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. С. 77–87.
  4. Штылева Л.В. Оценка эффективности гендерного просвещения педагогов как социальной технологии изменения профессионального сознания // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001. − С. 58–67.
  5. Штылева Л.В., Пушкарева Н.Л. От теории к практике. Как мы можем это изменить? // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч. 1. – Мурманск, 2001.
  6. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. − М., 1994.
  7. Колесов Д.В. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. − 1985. №3. − С. 146-152.
  8. Евтушенко И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. − № 5. – С. 64-67.


Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемые коллеги!

Для совершенствования работы дошкольного учреждения по теме «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» предлагаем Вам ответить на вопросы.

1.Ваше имя, должность, стаж работы _______________________________________________________________

2. Гендерное воспитание – это …_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

3.Кто, по Вашему мнению, должен заниматься гендерным воспитанием детей (родители, воспитатели, учителя школы, друзья, специальные службы и др.)____________________________________________________

4.С какого возраста следует заниматься гендерным воспитанием детей? _________________________________________________________________

5. Какой вид обучения и воспитания в школе Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки учатся в) или совместное?

__________________________________________________________________

6. Какой вид обучения и воспитания в ДОУ Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки учатся разных учреждениях) или совместное?

__________________________________________________________________

7. Нужно ли , по Вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками? _________________________________________________________________

8.Испытываете ли Вы в работе затруднения, связанные с решением вопросов полового воспитания детей?_____________________________________________________________

9. Какие из перечисленных форм работы с родителями детей 5- 7 лет по вопросам гендерного воспитания Вы считаете наиболее эффективными (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)

__________________________________________________________________

10. Какие черты характеры следует формировать у девочек?

__________________________________________________________________

11. Какие черты характеры следует формировать у мальчиков?

__________________________________________________________________

12. Считаете ли Вы тему данного исследования актуальной и почему?

__________________________________________________________________

Благодарим за помощь!

Ваши ответы помогут нам разработать методические рекомендации для педагогов по вопросам гендерного воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом   пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика

В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста

Материал содержит информацию  для родителей и педагогов о том, что такое гендерное воспитание, а также рекомендации для родителей по гендерному воспитанию детей....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N655, в области «Социализация» поставлена задача –...