Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ
статья по теме
Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gender.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерный подход в воспитании детей
дошкольного возраста в условиях ФГТ
В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 №655, в области «Социализация» поставлена задача – формирование у детей гендерной принадлежности.
Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанный со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.
Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование.
Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжение всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно–ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.
По определению ООН, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) представляют собой одну из главных проблем двадцать первого века. В настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации семьи, разрабатывается концепция гендерного образования современных школьников, открываются центры гендерного образования, но относительно детей дошкольного возраста исследования обозначенной проблемы носят единичный характер (И. С. Клецина, Е. А. Конышева, Т. А. Репина, Л. В. Штылева).
Детям необходимо еще до школы получать знания о гендерно–ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола. Известны случаи, когда уже в дошкольном возрасте у ребенка наблюдалось расстройство половой идентификации – глубокое нарушение чувства принадлежности к женскому или мужскому полу. Известны случаи, когда уже в дошкольном возрасте у ребенка наблюдалось расстройство половой идентификации – глубокое нарушение чувства принадлежности к женскому или мужскому полу. Гендерную роль дети принимают на себя в процессе социализации. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет уже осознает, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (формируется гендерная устойчивость). Устойчивое формирование гендерной идентичности происходит у ребенка от 2 до 7 лет.
Большинство используемых в настоящее время методик и технологий обучения и воспитания дошкольников рассчитаны на некую среднюю личность – «ребенок», «дети». Жизнь в ДОУ протекает в «бесполом» режиме: ни быт, ни познание, ни труд, ни досуг не строятся с учетом пола. В предметно–развивающей среде, как правило, недостаточно игрушек для мальчиков, преобладают «девченочьи» материалы и пособия.
Ни для кого не секрет, что бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательно и по стилю система воспитания феминизирована, как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50% детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно неприемлемо для мальчиков.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.
В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
«Воспитание и развитие детей с учётом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определённые гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М. А. Панфилова).
Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам при организации различных занятий, начиная с трёхлетнего возраста, позволяет формировать у них гендерную устойчивость с учётом современных достижений психологии и педагогики.
Работая над решением этой задачи необходимо учить педагогов ДОУ отталкиваться в развитии современных девочек и мальчиков от их первичной социализации: выяснять, где ребёнок родился, кто его воспитывает, какие требования в семье, с кем он любит играть; и в то же время не умалять личного участия матери и отца в воспитании сына и дочки – это позволяет обеспечивать малышу эмоциональную, социальную защиту и адаптацию, формирует ролевое поведение. Малыш, живущий в благополучной семье, в спокойной обстановке, незаметно сам учится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик, видя мужественного отца, подражает ему, девочка становится женственной, как мама, и делают они это без особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, ребёнок не будет предпочитать одного из родителей.
Большое внимание необходимо уделять совместной деятельности ребёнка с родителями своего пола. Хорошо зарекомендовали себя дифференцированные встречи и занятия с папами мальчиков и мамами девочек (знакомство с профессиями родителей, проведение родителями практических занятий), такими как: «Готовим вместе», «Салон красоты для маленьких принцесс», «Мастерим кормушки для птичек», «Знакомство со столярными инструментами». Таким образом, происходит обучение на примере родителей, которое можно назвать скорее содействием. Активно привлекаются мужчины – папы, дедушки и братья: они участвуют в занятиях, на различных тематических праздниках и встречах, участвуют в спортивных соревнованиях, пикниках и походах в лес и на природу.
Были проведены следующие мероприятия: родительские собрания на темы: «Мальчики и девочки – воспитываем по–разному», «Воспитание детей с учетом гендерных особенностей», с педагогами проведена деловая игра «Просто о сложном», круглый стол «Девочки и мальчики – учимся играть вместе». Также педагогам групп был предложен «Банк игр для девочек и мальчиков», которые они могут использовать для различных видов детской деятельности.
Психологизация образовательного процесса (как одно из требований ФГТ) позволяет обеспечивать психолого–педагогический характер образовательной работы с детьми, производить учет возрастных индивидуальных особенностей дошкольников, создавать необходимые условия для психического становления личности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста: из опыта работы педагога-практика
В статье представлено практическое применение гендерного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....
гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
полезная информация...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста
Материал содержит информацию для родителей и педагогов о том, что такое гендерное воспитание, а также рекомендации для родителей по гендерному воспитанию детей....
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.
К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N655, в области «Социализация» поставлена задача –...
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста.
Разные миры мальчиков и девочек....
Презентация для родителей "Гендерный подход в воспитании детейдошкольного возраста"
Как воспитать сына, чтобы он стал настоящим мужчиной?Как воспитать дочку, чтобы она стала истинной женщиной?Почему среди мальчишек так много «трудных»?Почему с девочками взрослым обычно проще и удобне...
Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, в условиях, детского сада».
Цель: развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...
Комментарии
Мальчики позже, чем девочки,
Мальчики позже, чем девочки, включаются в непосредственно – образовательную деятельность, но достаточно эффективно осуществляют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Для того чтобы привлечь внимание мальчиков, я использую различные сюрпризные моменты, элементы неожиданности, загадки и т.д.
Девочки быстрее включаются в работу, но лучше решают типовые, шаблонные задачи, а к концу занятия устают, внимание и память рассеиваются. Для них я предлагаю несложные задания, чтобы предотвратить усталость. У девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, но ответы их более однообразны. В этих случаях предлагаю составление творческих рассказов с использованием карт-схем, составление описательного рассказа с использованием схем – моделей.