Роль проектной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для педагогов из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль проектной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
«Роль проектной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
(Из опыта работы)
Подготовила: Воспитатель первой
квалификационной категории: Ожогина А.И.
п. Красногорский
В настоящее время трудно представить работу воспитателя детского сада без использования проектной деятельности в своей работе. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Особенность проектной деятельности в детском саду заключается в том, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи, где взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение.
Для детей большое значение имеет чтение книг. Но дошкольники – слушатели, а не читатели. С художественным произведением их знакомит взрослый, именно перед ним стоит важная задача – каждую сказку, каждый рассказ донести до детей не только как произведение искусства, раскрыть замысел, увлечь чувствами, поступками, переживаниями героев, показать познавательное значение художественной литературы.
Актуальность. Мне приходилось ни один раз замечать, что к произведениям Н.Н. Носова дети относятся по – особому. Слушают с большим вниманием, просят почитать ещё раз, а после чтения ещё долго обсуждают в своих беседах. И это всё на фоне снижения общего интереса к чтению книг. А ведь художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Приобщая детей к художественной литературе, я стараюсь подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе. Также дети учатся видеть и замечать поступки «отрицательных» героев, несомненно, давая им свою оценку. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывают внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Знакомство с художественной литературой позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника.
Проект по рассказам Н.Н. Носова «Весело и поучительно».
Цели проекта: Формирование у детей представлений о доброте, дружбе, честности, справедливости с использованием художественной литературы. Повышение эффективности работы по приобщению старших дошкольников к чтению через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей
Задачи:
- Воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: хитрости, лживости, трусости, подвести детей к пониманию того, что эти качества мешают человеку общаться с другими людьми.
- Способствовать развитию памяти, речи, внимания, через пересказы отрывков текста, краткие пересказы текста и т.д.
- На примере литературных произведений воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания.
- Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование (изготовление альбомов, журналов, книг).
- Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям.
- Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.
- Развивать умение воспроизводить выразительные средства художественной речи в своём творчестве.
- Воспитывать желание выражать свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке и т.д.
месяц | темы | Совместная деятельность воспитателя с детьми |
Январь | В гостях у сказки | Чтение рассказа Н. Н. Носова «Затейники». Рисование: ситуация «Затейники и серый волк». Чтение рассказа Н. Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Лепка «Бобик и Барбос» Подготовить раскраски по рассказу. |
Этикет | Чтение рассказа Н. Носова «Ступеньки». Д/и «Сосчитай – ка» (закрепление прямого и обратного счёта до 20 парами). Конструирование «Лестница – чудесница» (мелкое лего). Чтение рассказа Н. Носова «Федина задача». Ситуативный разговор: «Как нужно выполнять уроки» (правила) | |
Моя семья | Чтение рассказа Н. Носова «Карасик». Рисование: ситуация «Серебристый карасик и котёнок Мурзик». | |
Февраль | Азбука безопасности | Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». Рисование: ситуация «Как мы с Мишкой на автомобиле прокатились». Лего – конструирование «Автомобиль». |
Миром правит доброта | Чтение рассказа Н. Носова «И я помогаю». Беседа по творчеству и биографии Н. Носова. | |
Маленькие исследователи | Чтение рассказа Н. Носова «На горке». Опыт « Свойства снега и льда». Чтение рассказа Н. Носова «Мишкина каша» Опыт «Измеряем объём крупы». Аппликация «Кастрюля с кашей». | |
Наши защитники | Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка». Изготовление игры «Подбери заплатку». Ручной труд: «Как правильно пришить заплатку» | |
Март | Ах, мамочка, родная – мой лучик золотой! | Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы». Инсценировка рассказа «Огурцы». Чтение рассказа Н. Носова «Леденец». Пересказывание рассказа «Леденец» по цепочке. |
Быть здоровыми хотим | Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Лепка: ситуация «Шляпа и котёнок Васька». П/и «Попади в шляпу» (метание, киндеры). | |
К нам весна шагает | Чтение рассказа Н. Носова «Про репку». Рассматривание семян разных овощей: ситуация «Что из чего вырастет». | |
Цирк зажигает огни | Чтение рассказа Н. Носова «Фантазёры». Инсценировка отрывка из рассказа «Фантазёры». Рисование «Угостим Ирочку мороженым» | |
апрель | Космос, приведем в порядок планету
| Чтение рассказа Н. Носова «Клякса». Нетрадиционное рисование «Что получится из кляксы» (с использованием палочек для коктейля). Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету». |
Встречаем птиц | Экскурсия в поселковую библиотеку: «Мы – читатели». Игра «Из какого рассказа отрывок». | |
Волшебница вода | Составление кроссворда по названиям рассказов Носова (развитие логического мышления). Чтение рассказа Н. Носова «Телефон». Рисование: «Мы купили телефон». | |
Праздник первой борозды | Чтение рассказа Н. Носова «Огородники». Рисование красками: ситуация «Пугало для огорода». Ручной труд из бросового материала: «Пугало». | |
май | День Победы! | Чтение рассказа Н. Носова «Шурик у дедушки» Ручной труд из бросового материала «Почтовый ящик». П/и «Удочка». |
Мир природы | Викторина по рассказам Н. Носова Д/и «Бюро находок». Д/ и «Рыбалка». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»
Статья «Роль проектной деятельности в развитии речи детей раннего дошкольного возраста»...
Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в разли...
Проектная деятельность в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность в развитии речи детейстаршего дошкольного возрастаОдной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.Речь – одно...
Роль проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
Почему современные дети отстают в совем речевом развитии? Почему происходит негативные изменения в нравственном и социально-личчностном развитии дошкольников. По моему мнению, проектная деятельность я...
Презентация "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"...
Презентация "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Презентация "Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"...