Конспект "Страна фокусников"
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

Виноградова Ольга Игоревна

Экспериментирование  (Познавательно-исследовательская деятельность) в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Страна фокусников».

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Развивающие: Развивать стремление к поисково- познавательной деятельности; Развивать мыслительную активность, умение наблюдать и анализировать, делать выводы.

2. Обучающие: Обобщать и расширять знания детей о свойствах различных материалов (воды, бумаги, магнита). Учить детей выделять существующие признаки предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

3. Воспитывающие: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; Вызывать радость открытий, полученных из опытов; Воспитывать умение работать в коллективе.

4. Здоровьесберегающие: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; Способствовать снятию усталости и напряжения.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: наблюдение, экспериментирование, беседа, физкультминутка "Наши желтые цветки".

Формы организации: групповая, парная, индивидуальная.

Методы и приемы: сюрпризный момент, объяснение, показ.

Оборудование, материалы:

1. Стол, накрытый клеенкой,

2. клеенки - по количеству детей;

3. шапочки фокусников - по количеству детей;

4. ложка пластиковая;

5. волшебная палочка - 1 штука;

6. баночка с водой –воспитателю;

7. баночки с водой - по количеству детей;

8. гуашь;

9. кисть;

10. сода;

11. уксус;

12. вулкан из пластилина;

13. вода – 0,5 стаканчика

14. таз с водой - 2 штуки;

15. кувшинки (бумажные цветы) - по количеству детей,

16. металлический ключ,

17. маркер красный;

18. картон с магнитом;

19. магниты – по количеству детей;

20. шурупы, гайки, скрепки; деревяшки, пластмасс, различные предметы из разного материала.

21. коробочка с конвертом.

Предварительная работа:

1. Экспериментирование в группе (получение новых цветов и оттенков, путем смешивания красок; определение материалов обладающих наибольшими впитывающими свойствами; выявление способности магнита – притягивать некоторые предметы)

2. Разучивание физкультурной минутки;

3. Обсуждение правил поведения в группе во время эксперимента.

ХОД НОД

1. Организационный момент (3мин.)

Деятельность воспитателя: Дети! В нашей группе сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними!

Деятельность детей: Дети здороваются.

Деятельность воспитателя: А теперь поприветствуем друг друга.

Приветствие «Друг»:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Сегодня утром у дверей нашей группы я обнаружила вот такую красивую коробочку, а в ней конверт. Вы хотите узнать от кого?

«Дорогие ребята я приглашаю вас в «Страну фокусников». Здесь вы узнаете много нового и научитесь показывать разные интересные фокусы. А чтобы попасть в мою волшебную страну, я для вас приготовил волшебные колпачки, которыми вы должны воспользоваться. Желаю удачи!»

 (Ваш друг – Фокусник)

Хотите научиться показывать фокусы?

Деятельность детей: Да.

Деятельность воспитателя: Давайте вспомним с вами, а кто такой фокусник?

Деятельность детей: Человек, который показывает фокусы.

Деятельность воспитателя: Фокус – это чудо, это сказка, это превращение, это иллюзия.

-А где можно увидеть фокусы?

Деятельность детей: В цирке.

Деятельность воспитателя: А вы умеете показывать фокусы?

Деятельность детей: Нет

Деятельность воспитателя: Хотите, я научу вас некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Деятельность детей: да.

Деятельность воспитателя: Нужно надеть колпачки, а я своей волшебной палочкой поколдую и перенесу вас в «Страну фокусников».

Звучит волшебная музыка.

Вот мы и оказались в лаборатории, где фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокусы. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится.

Ваша задача дети не только научится показывать фокус, но и отгадать его секрет.

Дети и воспитатель одевают волшебные шапочки и произносят слова.

II. Основная часть.

Деятельность воспитателя: Я буду главным фокусником, а вы моими помощниками.

Приглашаю вас сесть за столы.

Дети в «Стране фокусников» есть определенные правила, которые нужно четко выполнять, чтобы получился фокус:

1. Внимательно слушать.

2. Точно выполнять указания.

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. Не толкать и не мешать друг другу.

Итак, начинаем:

Деятельность воспитателя: Ребята, а что у вас в баночках с крышками?

Деятельность детей: Вода

Деятельность воспитателя: Правильно, это вода.

Фокус №1. А сейчас мы вместе покажем фокус, который называется "Заговор воды". (2мин)

Деятельность воспитателя: Вот простая вода, какого она цвета?

Деятельность детей: Прозрачная, бесцветная.

Деятельность воспитателя: А сейчас возьмите баночки в руки и скажите волшебные слова: «Абракадабра, была водичка простой, стань водичка цветной». После взмаха волшебной палочки, взболтайте воду в баночках.

После чего вода окрашивается в бутылках в разные цвета: синий, красный, желтый, оранжевый, коричневый, зеленый, розовый, сиреневый.

Каждого спросить, какого цвета вода?

Деятельность воспитателя: Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? Вы что-то добавили в воду, ведь баночки были закрыты? Кто догадался, в чем фокус?

Необходимо подвести к правильному ответу: вода смешалась с красками, которая была нанесена на внутреннюю сторону крышки. Открою секрет фокуса, я заранее покрасила все крышки разными красками.

Фокус №2. "Живые цветы". (3 мин)

Деятельность воспитателя: Дети подойдите пожалуйста ко мне. Посмотрите, что приготовил нам фокусник.

Воспитатель показывает детям цветок.

Деятельность воспитателя: На какие цветы они похожи?

Деятельность детей: Кувшинки

Деятельность воспитателя: Где они растут?

Деятельность Детей: В озере, болоте, пруду.

Деятельность воспитателя: Дети, а у нас кувшинки веселые или грустные? Деятельность детей: Грустные.

Деятельность воспитателя: Да, они грустные, а вы хотите чтобы кувшинки распустились и стали веселые? Как вы думаете, получится у нас?

Деятельность детей: Ответы детей

Деятельность воспитателя: Возьмите и положите на ладошку по кувшинке, скажите волшебные слова все вместе: «Абракадабра, эй цветочки просыпайтесь, лепесточки распускайтесь». А теперь аккуратно положите цветочки  в воду.

Какое волшебство происходит, вам нравиться?

Что случилось с кувшинками, они распустились? Как вы думаете, в чем секрет этого фокуса? Почему лепестки стали раскрылись? Наверное помогли волшебные слова?

Подвести детей к выводу - бумага впитывает в себя воду и лепестки под тяжестью воды раскрываются и ложатся на поверхность воды.

Деятельность воспитателя: Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем и немного поиграем.

Физкультминутка «Наши желтые цветки» (1 мин)

Наши желтые цветки

Распускают лепестки. (плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. — (качание руками влево-вправо)

Наши желтые цветки

Закрывают лепестки, — (присели, спрятались)

Головой качают, — (движения головой влево-вправо)

Тихо засыпают.

Деятельность воспитателя: Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам. Проходите за столы.

Фокус №3. "Интересный ключик" (3 мин)

Воспитатель показывает детям лист картона. Подзывает одного помощника, просит его взять ключик и прикрепить к картону туда, куда воспитатель покажет волшебной палочкой. Ключик падает.

Деятельность воспитателя: Вот какой непослушный ключик. Наверно нужно нарисовать для ключика крючок.

Воспитатель маркером рисует крючок и произносит вместе с детьми волшебные слова: «Абракадабра, ключик, ключик, давай не ленись и к крючку ты прикрепись». Помощник с легкостью крепит ключик к крючку.

Деятельность воспитателя: В чем же секрет этого фокуса?

Деятельность детей: Выслушать предположения детей

Воспитатель подводит детей к выводу, что сзади листа прикреплен магнит, который и притягивает к себе металлический ключик.

Предлагается детям пододвинуть тарелочки, где для каждого ребенка разложены различные предметы из разного материала. Предлагает взять магнит и провести опыт, какие предметы прикрепились к магниту. Из чего они изготовлены?

Итог: Магнит притягивает только металлические предметы.

Фокус №4. "Извержение вулкана" (3 мин)

Деятельность воспитателя: Сейчас я вам покажу фокус, который называется извержение вулкана.

Вы знаете, что такое вулкан? Чем он опасен?

Деятельность детей: Выслушать ответы детей

Деятельность воспитателя: Я попробую вас удивить. Но этот фокус могут выполнять только взрослые.

Прежде всего, нам необходим макет вулкана. А для начала я вам покажу и расскажу о вулкане. Воспитатель показывает фото со схемой строения вулкана. Объясняет детям, что компонентами вулкана являются: очаг, жерло, и кратер. Очаг – место, где образуется избыток магмы. Вверх раскаленная магма поднимается по жерлу. Таким образом, жерло – это канал объединяющий очаг и поверхность земли. Он образуется застывающей по пути магмой и сужается по мере приближения к поверхности Земли. И, наконец, кратер – это углубление на поверхности вулкана, которое имеют форму чаши. Диаметр кратера может достигать несколько километров. Таким образом, внутреннее строение вулкана несколько сложнее, чем внешнее, однако ничего особенного в нем нет.

Сейчас наш вулкан будет извергать лаву, только я немного поколдую, а вы внимательно смотрите.

Я помещаю в вулкан одну чайную ложку соды, немного красной гуаши и уксус. Посмотрите, что происходит?

Деятельность детей: Ответы детей

III. Заключительная часть. Рефлексия. (4 мин)

Деятельность воспитателя: Ребята наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам встать в круг.

Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? Какой фокус больше всего понравился? Какие предметы и материалы мы использовали для этого фокуса?

Деятельность детей: Выслушать ответы детей

Деятельность воспитателя: А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам.

А вы сможете теперь эти фокусы показать самостоятельно дома своим родителям?

Деятельность детей: Ответы детей

Деятельность воспитателя: Пришло время возвращаться в детский сад. Нам поможет волшебная палочка. Говорим волшебные слова «Раз, два, три палочка гори, в детский сад нас отнеси».

Деятельность детей: Дети закрывают глаза и повторяют волшебные сова за воспитателем

Звучит музыка.

Деятельность воспитателя: Ну, вот ребята мы опять с вами в нашем садике.

Желаю вам в будущем много интересного познать, быть любознательными в разных науках и радовать родителей своими достижениями! Успехов вам!

Список использованной литературы:

1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

2. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.

3. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А. Савенков // Дошкольное воспитание. -  2006. - №1. – С. 21 – 30; №4. – С. 10 – 20; №12. – С. 21 – 30.

4. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха [Текст] / А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2007. – 48 с.

5. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.

6. Тит, Т. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия в млашей группе( для детей с нарушением зрения). "Хрюша -фокусник".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3384386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3384387","at...

Мы -фокусники

Занятие по развитию элементарных естественнонаучных представлений в средней группе....

Конспект интегрированного занятия по математике и ручному труду в подготовительной группе. "Веселый фокусник"

В игровой форме "фокусник" повторяет с детьми числа, состав чисел, а затем воспитатель решает с детьми задачки инсценированные задачи в стихах....

Интегрированное занятие "Мыло - фокусник"

интегрированное занятие по сенсорике и экспериментированию....

Конспект занятия-опыт в младшей группе"Мыло-фокусник."

Познакомить детей со свойствами и назначением мыла;развивать наблюдательность,любознательность,смекалку;закрепить правила безопасности при работе с мылом....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника».

Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника» в рамках мероприятий Дня открытых дверей (по преемственности школы и ДО...

НОД "В лаборатории фокусника"

Программа "Детство", старшая группа...