Проект "Птицы наши друзья"в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект «Птицы – наши друзья»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» комбинированного вида. Разработчик- воспитатель подготовительной группы детей с задержкой психического развития
Конкина Татьяна Владимировна
г. Балахна
2012 г.
Актуальность выбранной темы (пояснительная записка)
I. Психические процессы детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличаются от протекания психических процессов детей, развивающихся нормально. У детей с ЗПР внимание – краткосрочное; память недолговременная; мышление преобладает наглядно-действенное; волевые процессы развиты недостаточно.
Поэтому в работе с детьми с ЗПР главным дидактическим принципом является повторение.
Занятия по ознакомлению с окружающим планирует и осуществляет учитель-дефектолог. Но без повторения пройденного материала в группе работа учителя-дефектолога была бы менее эффективной.
Занятия на тему «Птицы» начаты учителем-дефектологом в течение первого года обучения – в старшей группе: зимой – при ознакомлении детей с домашними и зимующими птицами; весной – при ознакомлении детей с перелётными птицами. У детей накоплен определённый опыт и запас знаний на данную тему.
Тесная взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателей группы детей с ЗПР позволяет воспитателям уточнить и закрепить работу по ознакомлению с окружающим, начатую учителем-дефектологом:
- на занятиях по ознакомлению с художественной литературой;
- на занятиях по изобразительной деятельности;
- в трудовой деятельности;
- при осуществлении наблюдения за объектами и явлениями;
- при детском экспериментировании и моделировании;
- при осуществлении работы с родителями и т. д.
II. Одной из задач выполнения Госстандарта является задача
экологического воспитания детей дошкольного возраста:
- формирование основ экологического мировоззрения и куль туры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.
Ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста являются игры, в том числе и экологического содержания. В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного. Отражение своих впечатлений в различных видах деятельности (учебной, трудовой, художественной и т. д.), моделировании явлений природы, детском экспериментировании.
Осень – благоприятная пора для воспитания любви к животным, птицам, растениям и воспитания заботы о них.
Всё это я постаралась отразить при составлении проекта «Птицы – наши друзья».
Название проекта: «Птицы – наши друзья».
Вид проекта: информационный, творческий; двухнедельный, групповой.
Участники: дети подготовительной группы с задержкой психического развития.
Сроки реализации: 24 ноября– 5 декабря
Цель: I. Уточнить и закрепить знания детей о птицах –
- уточнить знания детей о многообразии птиц, их отличительных особенностях (внешний вид, оперение), упражнять в сравнении птиц;
- закрепить знания детей об условиях жизни птиц и фазах их развития.
- закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;
- учить находить и выделять взаимосвязь в природе;
- воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым;
- развивать экологическую культуру детей.
II. Развивать познавательные процессы и мыслительные операции: умение моделировать, экспериментировать,
обобщать, классифицировать.
III. Развивать речь детей: связно отвечать на поставленные вопросы; обобщать и уточнять словарь детей по теме.
IV. Развивать творческие способности: учить детей рисовать,
лепить, конструировать птиц из составных частей, используя различный материал.
Понедельник
Утро Беседа о птицах:
- Рассматривание альбома «ПТИЦЫ»
- Отгадывание загадок о птицах.
- Природоведческая игра «Птицы, рыбы, звери»
Цель: выявить и уточнить знания детей о птицах: их многообразии,
внешнем виде, характерных особенностях, питании, передвижении; умении обобщать и классифицировать птиц, рыб, зверей. Учить понимать образный смысл загадок.
Прогулка
- Сюжетно-дидактическая игра «Юные защитники природы»
Цель: воспитание бережного отношения к природе, желания беречь
и защищать её.
- Подвижная игра «Летает, плавает, бегает».
Цель: учить детей изображать способ передвижения объектов живой природы, имитируя их движения.
Вечер
- Дидактическая игра «Где ты живёшь»
Цель: уточнить знания детей о местах обитания разных животных,
развивать фразовую речь, обогащать словарь детей по данной теме.
- Дидактическая игра «У кого кто?»
Цель: упражнять детей в словообразовании (у утки-утёнок и т. д.).
- Работа с родителями: предложить родителям вместе с детьми
подобрать иллюстрации, песни, стихи, загадки о птицах.
Цель: развивать у родителей интерес к воспитательно-бразовательному процессу в ДОУ.
Вторник
Утро
1.Чтение произведения Сутеева «Цыплёнок и утёнок».
Цель: обратить внимание на отличительные особенности строения цыплёнка и утёнка, закрепить знания о стадиях развития птицы .
2.Упражнение для пальчиков «Утята».
Цель: поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук, подготовить пальцы к занятию лепкой.
3.Занятие. Лепка «Птицы»
Цель: учить детей передавать фигуру птицы, её строение, используя разнообразные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.; развивать эстетическое восприятие.
Прогулка
- Предложить детям понаблюдать за птицами. Какие птицы прилетают к нам на участок?
Цель: учить правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом снами, они часть родной природы, Птицы наши друзья, Мы должны заботиться о них.
- Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц»
Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц.
Вечер
- Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»
Цель: закрепить умение узнавать птицу по характерным признакам.
- Дидактическая игра «Цепочка»
Цель: формировать представления о птицах, как о живых организмах (двигаются, летают, плавают, питаются, дышат. размножаются).
Среда
Утро
1.Чтение стихотворения А. Барто «На птичьем дворе».
Рассматривание иллюстраций о домашних птицах.
Цель: вспомнить названия домашних птиц, характерные внешние признаки. Уточнить: где живут, чем питаются, какую пользу приносят людям, как люди заботятся о них, почему называются домашними.
2.Дидактическая игра «Кто как разговаривает»
Цель: упражнять в словообразовании: утка(кря-кря)-крякает…
- Занятие. Аппликация «Домашняя птица» из скорлупы яиц.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений, творчество, закрепить знания о внешнем виде; научить проговаривать подготовку к работе, последовательность действий.
Прогулка
- Вспомнить и пропеть слова песни «Жили у бабуси два весёлых гуся…».
Цель: создать настроение, вызвать эмоциональный отклик, прививать любовь к народному творчеству.
- Подвижная игра «Волк во рву».
Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать (имитировать движения волка и гусей) согласно выбранной роли и текста.
Вечер
- Выбрать из принесённых из дома картинок изображения домашних птиц и их детёнышей. Составить из них композицию
«Птичий двор»
Цель: вызвать интерес к совместному творчеству, активизировать словарь по теме, закреплять умение употреблять существительные
во множественном числе (утята, гусята…).
2.Заучивание загадки о петухе: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу ».
Цель: закрепить представление о внешнем виде петуха, развивать
память детей.
Четверг
Утро
- Знакомство с моделью «Птица»
Цель: уточнить представление детей о строении птиц. Учить пользоваться знаково-символической схемой строения птиц.
- Дидактическая игра «Что за птица?»
Цель: узнавать домашних птиц по характерным признакам, описывая их.
- Пальчиковая гимнастика «Петух».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
- Занятие. Рисование декоративное «Петух»
Цель: учить детей передавать в рисунке образ, подбирать соответствующую цветовую гамму. Развивать образное, эстетическое восприятие.
Прогулка
- Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить образованию слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (курица-курочка…).
- Русская народная подвижная игра «Кривой петух»
Цель: прививать интерес к народным играм, развивать двигательную активность детей, развивать умение на слух определять голос товарища.
Вечер
- Подготовка к викторине: заучивание стихотворений о птицах.
Цель: поддерживать интерес к птицам, развивать память и интонационную выразительность речи.
- Дидактическое упражнение «Найди ошибки художника».
Цель: развивать внимание, восприятие, речь, закреплять знания о
внешнем виде птиц.
Пятница
Утро
- Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осень».
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно тоже в Африку улететь хотят.
- Беседа о перелётных птицах.
Цель: формировать обобщенное представление о перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; закрепить знания о значении птиц в жизни людей. Обогащать словарь по теме «Перелётные птицы».
- Дидактическая игра «Кто больше назовёт перелётных птиц».
Цель: закрепить знания о перелётных птицах.
Прогулка
- Выучить считалку:
Начинается считалка: на дубу скворец и галка.
Улетел домой скворец, и считалочке конец.
- Дидактическая игра «Улетает - не улетает».
Цель: отличать перелётных птиц от других.
- Подвижная игра «Гуси – лебеди»
Цель: использовать выученную считалку при распределении ролей, создать радостное настроение.
Вечер
- Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Цель: закреплять знания о стадиях развития птицы (яйцо, птенец, птица), развивать связную речь.
- Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять умение детей группировать и классифицировать домашних и перелётных птиц.
3.Рекомендовать родителям в выходные дни совершить прогулку
в лес или парк с целью : наблюдения за разными птицами, их поведением; сбора природного материала (шишки, листья, семена растений).
Понедельник
Утро
1. Беседа с детьми о том, куда они ходили в выходные дни с родителями, рассмотреть, принесённый ими природный материал, полюбоваться разноцветными листьями; спросить детей: на что или кого похоже тот или иной листок; предложить выложить на столе изображение сказочной птицы.
Цель: развивать воображение, эстетическое восприятие.
2.Рассортировать, принесённые детьми семена растений.
Цель: уточнить, семена каких растений дети принесли, и кого они будут подкармливать этими семенами зимой.
3.Упражнение для пальцев под текст стихотворения И. Токмаковой «Птичек стайка».
Цель: развивать мелкую моторику рук, запоминать текст стихотворения.
Прогулка
1.Подвижная игра «Сова».
Цель: учить детей действовать согласно выбранным ролям, развивать выразительность пантомимики, речи: имитировать голос и движения совы.
2.Дидактическая игра «Кто как кричит».
Цель: закрепить знания детей о том, как птицы подают голос.
Вечер
1.Слушание фонограммы с голосами птиц.
Цель: узнавать голоса птиц: соловья, скворца, кукушки. Предложить детям подумать, в какое время года это происходило; как они догадались; можно ли услышать голоса этих птиц сейчас?
2.Найти в альбоме птиц, чьи голоса они слышали.
3.Провести опыт «Как маскируются животные».
Цель: формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Вторник
Утро
1.Чтение произведения Сладкова «Вороний сигнал».
Цель: учить детей понимать главную мысль произведения, её мораль; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
2.Дидактическая игра «Какая птица?» с использованием наглядного материала.
Цель: закрепить знания о перелётных и домашних птицах, развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме.
Прогулка
1.Наблюдение за птицами на участке.
Вопросы:- Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? Каких зимующих птиц вы знаете? Что птицам страшнее зимой – холод или голод? Как мы можем им помочь зимой?
Цель: вызвать у детей интерес к живой природе, закрепить знания детей о зимующих птицах, учить строить высказывания типа рассуждений, расширять словарь по теме «зимующие птицы».
2.Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Цель: учить понимать образный смысл загадок.
3.Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: создать настроение, развивать выразительность пантомимики.
Вечер
1.Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах.
2.Предложить детям выложить из риса или гречи фигуру птицы.
Цель: развивать мелкую моторику, творческое воображение, память.
3.Игра «Назови фигуры, из которых построена птичка».
Цель: закрепить знание строения птицы, умение пользоваться моделью.
Словарь
Существительные: петух, курица, утка, гусь, индюк, грач, скворец, ласточка, журавль, лебедь, аист, жаворонок, воробей, ворона, сорока, галка, дятел, синица, голубь, снегирь, сова, кукушка; крыло, перо, пух, яйцо, голова, шея, клюв, туловище, хвост, лапа, гнездо, скворечник, птенец, личинка, жучок, паучок, муха, червяк, корм, кормушка, сало, зерно, крупа.
Глаголы: летать (приставочные глаголы от «летать»- улетать, прилетать…), клевать, махать, вить, петь, щебетать, откладывать,
уничтожать, высиживать
Имена прилагательные: домашние, перелётные, зимующие, красивые, пёстрые, острый, тупой, серый, чёрный, яркий.
Наречия: быстро-медленно, громко-тихо, тепло-холодно.
Среда
Утро
1.Беседа с детьми о том, каких они видели зимующих птиц по дороге в детский сад.
Цель: продолжать формировать обобщенное представление о зимующих птицах, воспитывать гуманное отношение к природе, развивать умение строить сложные предложения.
2.Дидактическая игра «Кто больше назовёт зимующих птиц».
Цель: закрепить знание зимующих птиц.
3.Занятие. Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок.
Цель: развивать вариативность мышления, показывая, как изменение исходного материала ведёт к изменению результата работы, воспитывать чувство сопричастности и любви к окружающей природе.
Прогулка
1.Предложить детям собрать семена для зимующих птиц. Побеседовать о том, как птицам зимой голодно и холодно, ягоды и семена под слоем снега, жучки и паучки спрятались под корой деревьев. Наша задача помочь птицам перезимовать и не умереть от голода.
Цель: воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь.
2. Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц»
Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц.
Вечер
1.Работа с моделью «Защита»
Цель: учить детей понимать язык символов, делать выводы и умозаключения.
2.Загадывание загадок о разных птицах. Предложить детям нарисовать отгадки.
Цель: учить узнавать птиц по характерным признакам, отображать их в своих рисунках.
Четверг
Утро
1.Рассматривание картины «Птицы на кормушке».
Вопросы: Какие птицы прилетели на кормушку? Почему они прилетели? Подумайте, какой корм каждый их них хотел бы здесь
найти?
Цель: обобщить знания детей о зимующих птицах, их потребностях; вызвать у детей сочувствие и желание им помочь.
2.Подвижная игра «Четвертый лишний».
Цель: развивать умение классифицировать птиц, отвечая на ошибку воспитателя определёнными движениями.
Прогулка
1.Наблюдение за облаками. Предложить детям найти на небе облако похожее на птицу, описать эту птицу, дать ей название.
Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.
2.Развешивание кормушек на ветки деревьев. Раскладывание корма
в кормушки.
Цель: формировать у детей ответственное отношение к природе,
развивать экологическую культуру.
Вечер
1.Вырезывание изображений птиц, нарисованных детьми накануне ,для подготовки к изготовлению картин о птицах.
Цель: узнавать и классифицировать птиц, любоваться их разнообразием и красотой, умело пользоваться ножницами: вырезать по контуру птиц.
2.Работа с моделью «Как мы помогаем птицам».
Цель: воспитывать экологическую культуру - дать понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы; учить детей понимать язык символов, делать выводы и умозаключения.
Пятница
Утро ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
Цель: закрепить знания детей о птицах, умение обобщать и классифицировать; учить выделять взаимосвязь в природе. Закреплять умение понимать и расшифровывать модели; развивать мыслительную деятельность в процессе экспериментирования.
Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы, иллюстрации, художественное слово, игры.
Прогулка
1.Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.
Цель: узнавать и называть прилетевших птиц, понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (сало), вызвать эмоциональный отклик.
2.Подвижная игра «Волк во рву».
Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать согласно выбранной роли.
Вечер
1.Обмен впечатлениями от прошедшей викторины.
Цель: выяснить, что понравилось и запомнилось, произвело наибольшее впечатление в прошедшей викторине.
2.Коллективная аппликация - коллаж «Птицы нашего края» из ранее нарисованных птиц.
Цель: вызвать удовлетворение от коллективного творчества.
Используемая литература
1.С.Г.Шевченко - Программа для детей с ЗПР «Готовимся к школе»
2.С.Н.Николаева - Программа «Юный эколог».
3.Л.Г.Киреева, С.В. Бережнова – «Формирование экологической культуры дошкольников».
4.Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».
5.Е.В. Анохина, Т.М. Бондаренко, Т.В.Кутищева «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
.
6.Р.Ю.Белоусова, О.А.Понаморёва «Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников».
7.О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях».
8.Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду».
9.Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий познавательного игрового конкурса "Птицы-наши друзья" в подготовительной группе
Данное занятие направлено на ознакомление дошкольников с многообразием пернатых....
Методическая разработка по экологии "Наши младшие друзья" для подготовительной группы.
Классификация животных - звери, птицы, насекомые, земноводные....
Проект "Птицы- наши друзья" в подготовительной к школе группе
Проект "Птицы - наши друзья" для детей подготовительной к школе группы...
Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе
Развивать интерес к жизни птиц; поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование. ...
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию "Птицы - наши друзья" в подготовительной группе
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы - наши друзья"...
НОД по развитию речи «Лесные жители — наши друзья» в подготовительной группе
НОД по развитию речи «Лесные жители — наши друзья» в подготовительной группеВоспитатель-Шушпанникова Л.ПНОД по развитию речи «Лесные жители — наши друзья»...
Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе
Развивать интерес к жизни птиц; поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование....
Комментарии
Проект Птицы наши друзья"
Замечательный проект Столько разнообразной интересной деятельности, разнообразие игр! Молодец!