конспекты занятий
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Михайлова Екатерина Игоревна

конспекты занятий ранний возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекты занятий22.01 КБ
Файл конспекты занятий45.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Чудесная  гирлянда»

Ц е л ь:  развитие исследовательской деятельности, сосредоточения, внимания.

Материал: коробка или ведерко с крышкой, в которой прорезано отверстие;  набор мелких игрушек;  тонкая  лента.

Х о д    и г р ы:  Нанизанные и закрепленные на ленте игрушки образуют гирлянду.  Кончик ленты  показывается  из  отверстия  в  крышке.

Привлеките  внимание  ребенка  к коробке, предложите потянуть  за  кончик ленты,  при  необходимости  помогите  ему  это  сделать.  Вместе  с  малышом  последовательно  извлеките из  коробки  игрушки,  рассмотрите  и  обсудите каждую.  Затем  поочередно  снимите  игрушки  с  ленты (предложите  ребенку  снять  1-2  последние  игрушки  и  снова  сложите  всё  в  коробку).

«Где  медвежонок?»

Ц е л ь:  развитие  концентрации  внимания,  сосредоточения.

Материал:  мишка (игрушка),  длинная  веревочка.

Х о д    и г р ы:  привяжите один конец  веревки  к  лапе медвежонка  и  спрячьте  его  в  шкафу.  Закройте  дверь,  а  веревку  протяните  под  дверью  и  дальше  в  комнату.  Дайте  ребенку  веревочку  в  руки.  Предложите: «Ивой  Мишка  спрятался.  Давай пойдем  его искать». Помогите  ребенку,  держась  за  веревочку,  продвигаться  вдоль  неё  к  медвежонку.  Откройте  шкаф  и  предложите потянуть  за  веревочку.  Когда  мишка  будет  в  руках  у  ребенка,  обнимите  их  и  скажите: «Ой,  Мишутка, как же мы  рады,  что нашли  тебя!»

Подвижная  игра

«Поймай  самолетик»

Ц е л ь:  развитие  двигательной  активности, координации движений, умение сохранять равновесие.

Оборудование:  веревка с привязанными к ней бумажными самолетиками.

Х о д    и г р ы:   между двумя стойками натягивается веревка (её могут держать двое взрослых) чуть выше уровня роста детей, к которой привязаны бумажные самолетики. Детям предлагается поймать самолетики, привстав на носочки и потянувшись вверх.

Если веревку держат взрослые, можно проводить игру в различных местах площадки: ловить летящие самолетики.

Подвижная  игра

«Палочка - выручалочка».

Ц е л ь:  укрепление мышц  ног,  спины,  развитие  умения  сохранять  равновесие.

Материал:  гимнастическая  палка.

Х о д    и г р ы:  взрослый  предлагает  ребенку  взяться  за  палку и  вместе  с ним  присесть. Во  время  приседания  взрослый  не  дает  ребенку  отклоняться  назад. После  приседания  вместе  поднимаются.

Сели – встали,

Сели – встали.

И нисколько не устали!

Подвижная  игра

«Солнышко  встает»

Ц е л ь:  укрепление мышц ног, спины, развитие умения сохранять равновесие.

Х о д    и г р ы:  ребенок  подражает взрослому и выполняет с ним все движения.  Взрослый присаживается на корточки и согласно тексту песенки выполняет движения:

Утром солнышко встает -                       медленно выпрямляйтесь, поднимая руки вверх

Выше,  выше,  выше.

Ночью солнышко зайдет -                      присаживайтесь, опуская руки вниз

Ниже,  ниже,  ниже.

Хорошо,  хорошо                                     поднимайтесь, хлопая в ладоши

Солнышко  смеется,

А  под солнышком  нам                          поднимайте руки вверх

Весело  поется.

Развитие  речи.

Игра – занятие  «Мишка  тут,  мишка  там»

Ц е л ь:  развитие  восприятия речи, ориентировка  в  пространстве, знакомство с предлогами «В», «НА», «ПОД».

Материал:  большая коробка (ящик), стульчик, мишка (игрушка).

Х о д    и г р ы:  сядьте на пол с малышом. Скажите: «Идет, идет мишка и захотелось ему сесть в коробку. Смотри, мишка в коробке. Надоело ему сидеть в коробке. Стал он вылезать из коробки. Оп-оп, вылез мишка из коробки. А потом сел на коробку». В этом случае коробка или стоит на боку, или наполовину закрыта, чтобы мишка мог оказаться на коробке или в коробке.  

Другой вариант: «Увидел мишка стул и спрятался под ним. Смотри, мишка залез под стул. Эй, мишка, иди, садись на стул. Возьми его, малыш, посади на стул» и т.д.

Можно предложить малышу самому занимать ту или иную позицию или выполнять ваши просьбы по размещению игрушек: «Мишка хочет в (на) коробку. Посади его в (на) коробку» и т.д.

Игра – занятие  «Маша – растеряша»

Ц е л ь: развитие  внимания,  памяти (учить воспроизводить бытовые действия по памяти).

Материал:  кукла Маша и другие игрушки – мяч, мишка, грузовая машина м т.д.

Х о д    и г р ы:  предложите ребенку пойти в гости к куле Маше. Укажите на беспорядок в кукольной комнате. Прочитайте стихотворение:

Была у мамы Маша,

Дочка-растеряша.

Хочет с куклой поиграть –

Не найти её опять.

Мяч куда-то закатился,

Мишка с полочки свалился.

                   С тобой мы к Машеньке пойдем

И все игрушки соберем.

Предложите ребенку помочь кукле собрать игрушки. Когда игрушки будут возвращены на свои места, скажите: «Маша, не разбрасывай игрушки, ставь их всегда на место».

Игры  с  сюжетными  игрушками.

«Кукла  и  Петрушка».

Ц е л ь:  развитие  игровых  действий  с сюжетными  игрушками.

Материал:  кукла,  Петрушка.

Х о д    и г р ы:  ласково разговаривая с малышом, спросите: «Где наши игрушки?  Вот они!  Где кукла  Катя?  Где  Петрушка?»  Покажите игрушки, рассмотрите их,  «поиграйте» с ними в прятки.

«Где  Петрушка?  Вот он!  Петрушка нашелся! Попросим Петрушку поплясать и спеть песенку».

Наш Петрушка-молодец

Убежал в другой конец.

Мы Петрушечку нашли,

Вместе с ним плясать пошли.

Ля-ля-ля,  ля-ля-ля –

Это песенка моя!

Ля-ля-ля,  ля-ля-ля –

Попляшу-ка с вами я!»

Ребенок вместе с Петрушкой может поплясать. Затем кукла Катя также играет с малышом в прятки, а когда её найдут, споет песенку:

Я большая кукла Катя –

Вот в таком красивом платье.

Голос звонкий у меня:

Ля-ля,  ля-ля,  ля-ля-ля!

Мы попляшем и споем,

А потом гулять пойдем!

Кукла пляшет с поворотом головы, движением рук, ног. В конце игры кукла и Петрушка прощаются с малышом.

Игры  с  сюжетными  игрушками.

«Топ – топ»

Ц е л ь:  развитие  игровых  действий  с  сюжетными  игрушками.

М а т е р и а л: игрушки (кукла,  кошка), узкая  дорожка  из  ткани.

Х о д    и г р ы:  посадите на дорожку игрушечную кошку.  Возьмите куклу за  ручки, ведите  её  по  дорожке,  приговаривая:

Наша  куколка идет,

Ни за что не упадет.

Топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ.

Возле дома на дорожке

Разлеглась и дремлет кошка.

Наша куколка идет,

Ни за что не упадет.

Бах!  Упала!

На слове «Бах!» уроните  куклу.  Потом поднимите и пожалейте  её, продолжая:

Уходи с дороги, кот,

Наша куколка идет!

Топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ.

Вот какая куколка!

Отдайте куклу малышу, повторите стихотворение еще раз, побуждая его выполнять первые сюжетные действия с игрушкой: водить её, ронять, жалеть. Когда малыш научится выполнять действия с куклой, научите его переносить эти же действия на другие игрушки: например на мишку, зайку, собачку и т.д.

Пальчиковая  игра

«Этот  пальчик – мама»

Ц е л ь:  стимулировать речевое и умственное развитие.

Х о д    и г р ы:  взрослый по очередно  касается  каждого  пальчика  на  руке  ребенка,  проговаривая  слова  стихотворения:

Этот  пальчик  -  мама,

Этот  пальчик  -  папа,

Этот  пальчик  -  бабушка,

Этот  пальчик  -  дедушка,

Этот  пальчик  -  я,

Вот  и  вся  моя  семья.



Предварительный просмотр:

Подвижная  игра    «Часы».

Ц е л ь:   учить сохранять равновесие  раскачивании туловище  вправо-влево (подражание движению маятника); произносить звукоподражательные слова (тик-так); выполнять движения после показа и в соответствии со словами рифмовки.

Х о д    и г р ы:  взрослый вместе с ребенком рассматривает часы с маятником; говорит: «Это часы. У них есть маятник. Часы ходят и маятник раскачивается  - вот так». Покачивается слегка вправо-влево. Просит ребенка повторить движения. Читает рифмовку и одновременно выполняет движения.

Часы на стеночке висят

И тикают тихонько.

На маятник ты посмотри,

За ним движенья повтори.

Тик-так,  тик-так,  тик-так!

Если найдете часы с боем, послушайте, как они звучат.  Предложите ребенку изобразить часы с боем (покачиваться из стороны в сторону  со словами «бом-бом»).

Подвижная   игра    «Канатоходец»

Ц е л ь:  развивать равновесие при ходьбе по ограниченной поверхности.

Оборудование:  скакалка или веревка длиной 2 м.

Х о д    и г р ы:  на полу кладут скакалку или веревку.  Ребенка предлагается шагать по ней, представляя, что он канатоходец в цирке, а канат натянут на большой высоте.  Взрослый показывает, как идет канатоходец: руки в стороны, чтобы балансировать – удерживать равновесие.   Ребенок идет по канату медленно, стараясь шагать точно по нему, и произносит:

По канату я иду,

Ни за что не упаду!

Способы ходьбы по канату:  боком (правым и левым) приставными шагами, руки на поясе;  приставляя пятку одной ноги к носку другой.

Подвижная  игра  «Догони  зайку».

Ц е л ь:  развивать умение быстро передвигаться с изменением направления; развитие быстроты реакции на сигнал.

Оборудование:  игрушечный зайчик.

Х о д    и г р ы:  ребенок и взрослый стоят на одной стороне комнаты или площадки. Взрослый держит в руках зайчика и произносит:

Скачет зайка маленький           (ребенок приседает иди подпрыгивает)

Около завалинки.

Что нам делать?

Как нам быть?

Надо заиньку ловить!

Взрослый с зайчиком убегают на другую сторону комнаты (или в другое любое место), а ребенок догоняет его.

Подвижная  игра    «Черепаха».

Ц е л ь:  развивать навык координированного ползания; снятие нагрузки с позвоночника, укрепление мышц плечевого пояса.

Оборудование:  летающая тарелочка (подушечка, нетяжелый мешочек с наполнителем).

Х о д    и г р ы:  ребенку предлагается побыть черепахой. Панцирем будет служить летающая тарелочка. Ребенок встает на четвереньки. Взрослый кладет ему на спину тарелочку. Ребенок ползает так, чтобы она не упала. Взрослый произносит:

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

После игры ребенок должен встать на ножки и поднять тарелочку вверх.

Подвижная  игра    «Собери  камни».

Ц е л ь:  упражнять в ползании на четвереньках, переползать через препятствие; снятие нагрузки с позвоночника, укрепление мышц плечевого пояса.

Оборудование:  коробки (подушки, крупные игрушки)  и мелкие предметы (кубики, камешки, шишки)

Х о д    и г р ы:  посередине комнаты или площадки кладут какие-нибудь препятствия. На одной стороне от препятствий стоит ребенок, а на другой рассыпают мелкие предметы – это камни. Малыша просят доползти и собрать камни. Ребенок встает на четвереньки и ползет до препятствия. Переползает через него, переставляя сначала руки, затем ноги. Встает на ножки, собирает камни и отдает их взрослому. Возвращается назад, перешагивая через препятствия.

Подвижная  игра  «Собачка в обруче».

Ц е л ь:  развивать навык перешагивания через препятствие в положении на четвереньках с опорой на руки; способствовать укреплению мышц плечевого пояса.

Оборудование:  обруч диаметром 50 см.

Х о д    и г р ы:  ребенку предлагается побыть собачкой, которая бегает на четырех лапах и пролезает в обруч. Малыш встает на четвереньки и ползает по комнате. Взрослый ставит на его пути обруч. Ребенок пролезает в него, наклонив голову и прогнув спинку.  После игры взрослый поднимает обруч вверх, и собачка тянется за обручем.

Подвижная  игра   «Доползи до куклы  Ани».

Ц е л ь:  развивать навык ползания на четвереньках; укреплять мышцы рук, ног, живота; тренировать вестибулярный аппарат;  обогащать пассивный словарь.

Оснащение:  кукла.

Х о д    и г р ы:  взрослый показывает ребенку куклу Аню. Знакомит их: «Малыш, это кукла Аня. А это малыш Ваня». Отходит от ребенка на расстояние 2м. и сажает куклу на пол, читает рифмовку:

Кукла Анечка сидит

И тихонько говорит:

«ты ползи сюда скорей,

Покачай и пожалей!»

Взрослый предлагает ребенку  на четвереньках подползти к кукле (показывает сам или просит старшего ребенка показать, как это сделать). Когда малыш подползет к кукле, просит его взять ее на руки и покачать. Приговаривайте: «Куклу Аня хорошая».

Усложнение:   увеличьте расстояние между малышом и куклой до 3 измените маршрут; заставьте малыша ползти быстрее (потопайте ногами, приговаривая: «догоню-догоню»).

Подвижная  игра  «Что там висит наверху».

Ц е л ь:  развитие координации движений; укрепление мышц туловища, рук, ног;  увеличение количества понимаемых слов.

Оснащение:  стремянка высотой 1м, мешочек с бубенчиками или колокольчик.

Х о д    и г р ы:  взрослый вешает мешочек с бубенчиками или колокольчик на одной из перекладин стремянки. Трясет мешочек, чтобы ребенок услышал звон колокольчика или бубенчиков), читает рифмовку:

Что же там вверху висит

И загадочно звенит?

Может, там звоночек?

Может, колокольчик?

На стремянку я влезаю

И мешочек открываю.

Взрослый просит ребенка влезть на стремянку по ступенькам, помогает достать мешочек и спуститься с ним вниз. Предлагает малышу самому открыть мешочек и достать колокольчики. Если ребенок не может открыть мешочек сам, помогает ему это сделать.

Усложнение задания:  заменить звенящий предмет;  увеличить высоту, на которую будет подниматься ребенок, до 1,5 м.

Развитие  речи.

«Посуда  для  Заи  и  Зайчули»

Ц е л ь:  учить действовать с предметами, воспринимать их свойства; развивать умение  сравнивать,  сопоставлять предметы по величине;  пополнять активный словарь детей словами, обозначающими предметы посуды и величину (большой, маленький).

Оборудование: плоскостные фигурки или игрушки: большой и маленький зайчики, ложки,  чашки, конфеты 2х величин.

Х о д   и г р ы:  взрослый вместе с ребенком рассматривает  зайчиков, затем кладет рядышком на стол: справа – большого,  слева – маленького, но чуть подальше, чтобы осталось место для посуды.  Затем достает ложки, рассматривает их  месте с ребенком и кладет их так же: справа – большую, слева – маленькую. Говорит ребенку: «Зайчики будут кушать кашу, надо зайчикам ложки дать».  Берет ложку в руку и спрашивает: «Вот маленькая ложка. Кому её дать?». Если ребенок не сумеет дать правильный ответ, сами положите  её на лапы маленькому зайчику.  Затем дает в руки малыша большую ложку: «Кому ты дашь большую ложку?»  Похвалите малыша за правильный ответ.

Занятие можно повторить еще раз, если ребенку интересно. Пусть зайчики погуляют и опять придут кушать кашу, и им снова нужно будет раздать ложки.

Занятие длится 5-7 минут. На следующем занятии зайчики будут пить чай из чашек, угощаться конфетами.

Если ребенок легко справляется с заданием, можно предложить ему раздать зайчикам сразу и ложки, и чашки, и конфеты.

«Конфетки  для  Мишки  и  Мишутки»

Ц е л ь   и  х о д    и г р ы :  те же, что и в предыдущем занятии.  Главное условие – чтобы ребенку было интересно.

Оборудование:  плоскостные фигурки или игрушки  большого и маленького мишки, ложки, чашки, конфеты.

Если вы заметили, что малыш без труда раздает мишкам конфетки и чашки, добавьте еще м ложки.

Если ребенок справляется и с этим заданием, вырежьте из картона 2 круга – большой и маленький  (это, скажем, 2 пряника, 2 сушки) – и предложите малышу раздать их мишкам.

Развитие  речи.

«Что  в  коробочке  лежит?»

Ц е л ь:  расширять сенсорный опыт детей, знакомя из с предметами различной формы; обучать ребенка различным способам восприятия формы, развивая зрительный анализатор  и осязание;  развивать понимание речи взрослых.

Материал: Красивая коробочка с крышкой (ведерко, бумажные пакеты)  и мелкие игрушки разных форм и цветов: кубик, кирпичик, пирамидка, грибочек, огурчик. Помидор, морковка (игрушечные или настоящие), карандашик -  словом, все мелкие предметы размером 3-5 см (первоначальное количество игрушек должно быть не более 5).

Х о д    и г р ы:  взрослый показывает ребенку коробочку, потряхивает её, говорит, что там что-то лежит. Заинтересовав его таким образом, взрослый открывает крышку и показывает ребенку игрушки так, чтобы он мог достать какую-либо из них. «Ах, какая игрушка!» - радуется взрослый. Не торопите малыша, пусть он рассмотрит, исследует то, что достал. Затем напомните ему, что в коробочке есть еще игрушки и предложите достать еще что-нибудь.

Взрослый держит коробку так, чтобы ребенок мог достать за один прием только одну игрушку. Таким образом рассматриваются и ощупываются  по очереди все предметы.

Ребенку предлагается положить шарик на кубик, чтобы убедиться, что это невозможно, пусть узнает, что некоторые предметы катятся, а некоторые – нет.

Затем малыш складывает по одной все игрушки обратно, а взрослый в это время называет их. Если ребенок пассивен и не хочет их складывать, помогите ему, направляя его руку.  Если же он хочет снова достать игрушки, занятие можно повторить тут же, но длиться оно должно не более 7-8 минут.

Примечание: это занятие проводится многократно с полной или частичной заменой игрушек.

Развитие  речи.

В  гостях  у  сказки  «Теремок»

1-2 неделя.

О б о р у д о в а н и е:  макет теремка, картонажный театр к сказке.

Х о д    з а н я т и я:  

1 часть.  Организационный  момент.  Ц е л ь:  формирование мотивации к участию  в занятии.

Педагог приглашает детей к столу, на котором стоит макет теремка, и читает стихотворные строки:

Вот какой красивый дом –

С желтой крышей и окном!

Это терем-теремок,

Из трубы идет дымок.

Кто же в теремке живет?

Кто нам двери отопрет?

-  Постучите, как я:  тук-тук!

-  Тишина.  Никто не отвечает. В теремке никого нет. Подождем немного.  Слышите, кто-то пищит: «Пи-пи-пи».  Кто это?

2 часть.  Рассказывание педагогом сказки (с демонстрацией картонажного театра).   Ц е л ь:  формирование умения вслушиваться в речь, понимать её содержание, соотносить предметы и действия с показом,  удерживать слуховое и зрительное внимание.

По ходу рассказывания педагог демонстрирует детям фигурки героев сказки: мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя.

3 часть. Динамическая пауза  «Дом мы строим для зверят».

Ц е л ь:  пополнение номинативного словаря, развитие координации речи с движением, общей моторики.

-  поможем зверятам построить теремок.

Дом мы строим для зверят:                  кулачком одной руки дети стучат по кулачку

Тук-тук,  тук-тук.                                   другой.

Молоточки все стучат:

Тук-тук,   тук-тук.

В доме крыша, окна, двери -                соединяют руки над головой в форме треуголь-

                                                                 ника, очерчивают руками прямоугольник в воз

                                                                 духе.

Вот порадуются звери!      

3 неделя.

4 часть.   Продуктивная деятельность.     Ц е л ь:  развитие наглядно-действенного мышления, предпосылок наглядно-образного мышления, конструктивных навыков, цветовосприятия.

Педагог раздает детям подносы с готовыми формами крыши желтого цвета, окна с силуэтами животных, трубы, простые карандаши, листы бумаги, на которых изображен дом красного цвета без окна, крыши, трубы. Взрослый предлагает малышам «построить теремок» - выложить готовые формы. Дети выполняют задание.

4 неделя.

5  часть.   Беседа по выполненной работе.      Ц е л ь: пополнение номинативного словаря, словаря признаков, звукоподражаний, умения понять значение задаваемого вопроса, помочь формулировать ответ.

Педагог обращает внимание детей на выполненную ранее работу, читает стихотворение, стимулируя детей к повторению и договариванию слов и фраз.

Построили дети дом-теремок.

В нем топится печка и вьется дымок.

В теремке живут – не тужат жители лесные.

Назови-ка поскорей, кто это такие?

Вот лягушка – ква-ква-ква – прыгает, кричит.

Мышка тоже здесь живет – «Пи-пи-пи», - пищит.

И волчок зубами щелк,

Он не злой, он добрый волк.

Вот лисичка прибежала, место заняла,

И зайчишка прискакал. Хороши дела!

Мишка больше не сломает домик-теремок.

Будет долго дом стоять и идти дымок.

- Что это?

- Какой теремок?

Педагог просит детей рассмотреть части теремка, обращает внимание на их цвет.

- Что идет из трубы теремка?  (дым)

- Кто поселился в теремке?  (звери)

- Посмотрите, как улыбаются зверята. Какие они (добрые)

- Что они будут делать в теремке?  (жить)

6  часть.   Итог  занятия.

Педагог поощряет детей за выполненную работу.

Развитие  речи.

«Кто с  нами  рядом  живет?».

Ц е л ь:  закреплять и расширять знания о животных, живущих рядом с человеком.  Учить узнавать и называть животных, изображенных на картинках (кошка, собака, петушок, курочка),  уметь отличать животных по их характерным признакам  (например, у коровы рога;  у козы тоже,  но она маленькая).

Учить находить картинку по просьбе взрослого, звукоподражать животному, изображенному на картинке. Постепенно вытеснять из активной речи облегченные (лепетные) слова, заменяя их общеупотребительными.  Использовать фольклорные сюжеты, отражающие отношение человека к братьям нашим меньшим.

Материал:  предметные картинки из серии «Домашние животные».

Примечание:  данное занятие имеет много вариантов, его ход постепенно усложняется, дети знакомятся  со всеми домашними животными (лошадь, корова, коза, свинья, овца) и птицами (петух, курица, утка, гусь)

Х о д    з а н я т и я:  

Часть 1.  Разговор о собаке, кошке, петухе.  Воспитатель, не показывая  детям изображения, рассказывает о собаке. Задает конкретные вопросы: «Кто «ав-ав» (лает), чужих в дом не пускает? Ав-ав! Кто же это? Правильно, собака! (показывает картинку). Кто же на картинке? Это наша Жучка-хвостик закорючкой! Мяу-мяу! Кто это? Котик! (показывает картинку). Мяу-мяу! А у котика усы – удивительной красы! Глазки смелые! Зубки белые1 А кто же на этой картинке?  Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу! Правильно, Петушок золотой гребешок! Что так рано встаешь, деткам спать не даешь?» и т.д.

Часть 2.  Повторный показ картинок.  Воспитатель поочередно показывает картинки и просит назвать, кого дети видят на них. Отмечаются некоторые детали изображений (например, цвет шерсти у собачки и у котика; разноцветный хвостик у петушка и т.п.).

Часть 3.  Кто к нам пришел? Воспитатель предлагает детям  по звукоподражанию узнать, кто нарисован на картинке, и назвать, после этого показывает картинку.

Примечание:  на повторном занятии можно использовать стихотворения «Собачка»  Н. Комиссаровой или «Кошечка»  Н. Найденовой.

                                                               

Игра – развлечение

«Волшебная  рыбалка»

Ц е л ь:  развивать у ребенка тактильную чувствительность,  обучать его специфическим действиям для получения информации о свойствах предметов.

Материал:  красивый бумажный пакет,  несколько знакомых ребенку мелких предметов – твердых и мягких, шероховатых, мохнатых и гладких, холодных или теплых на ощупь (например, варежку ребенка, его носок, башмачок куклы, чайную ложечку).

Х о д    и г р ы:  Взрослый рассматривает вместе с ребенком пакет с предметами. Достает вещи вместе с малышом, внимательно рассматривают, ощупывают.  Взрослый сам называет предмет и его основные  качества. Вместе с ребенком складывает все предметы обратно и предлагает поиграть в «Волшебную рыбалку», - узнавать их на ощупь.

Взрослый начинает игру сам, проговаривая: «Я нащупал что-то холодное, длинное, с ручкой. Наверное, это ложка». Достает её из пакета. Предлагает ребенку «выловить рыбку».  Держит пакет так, чтобы ребенок не видел, что ощупывает. Взрослый не допускает возможности вытащить предмет до того, пока он его не назовет.

Развитие  речи.

Игры с сюжетными игрушками      «Играем вместе».

Ц е л ь: развивать игровые навыки детей

Оборудование:  игрушки – кукла и другие сюжетные игрушки по выбору; игрушечная коляска, различные крупные машины, лошадка-каталка.

Х о д    и г р ы:  Взрослый, показывая красиво одетую куклу, говорит: «Ребята, посмотрите, какая красивая кукла.

Бабушка Танюше                                        Светлая головка,

Куклу подарила:                                          Маленькие ножки,

Глазки голубые                                            Платье кружевное,

И румянец милый                                        Красные сапожки.

С куклой Танечка играла,

Куклу Таня умывала. (взрослый  вместе с ребенком умывает куклу)

А мы тоже умеем умываться   (проводится  игра-имитация   «Умой личико»)

Ой, лады, лады, лады!                                Дети хлопают в ладоши

Не боимся мы воды.                                   Наклоняют голову вправо-влево.

Чисто умываемся – вот так!                     Проводят ладонями по лицу.

Маме улыбаемся – вот так!                       Протягивают ладони перед собой и улыба

                                                                         ются.

Взрослый: «Умыли куколку, теперь будем её кормить завтраком  (усаживает куколку за стол).

Ты бери скорее ложку,

Каши скушай ты немножко     (проводится пальчиковая игра «Варись, варись, кашка»)

Варись, варись, кашка,                                 дети водят указательным пальчиком по

В голубенькой чашке,                                    ладошке второй руки («варят кашку»)

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Взрослый: «Машеньке-красавице

                     Кашка очень нравится.

Будем с куколкой играть

В коляске Машеньку катать.

(проводится игра «Покатаем Машеньку»): под текст стихотворения ребенок катает куколку в коляске, с окончанием текста отдает коляску другому ребенку.

Покатаю Машеньку, куколку свою.               Ребенок катает куколку в коляске.

Покатаю Машеньку, песенку спою.

Я в коляске Машеньку, Машеньку везу

Я коляску с Машенькой Вове отдаю.            Отдает коляску другому ребенку.

Игра повторяется с другими детьми.

Взрослый говорит, что у куколки Машеньки есть друзья, и они тоже хотят погулять вместе с ней. Предлагает детям покатать друзей куколки на лошадке, на машине, на каталке, на мотоцикле.  Дети выбирают себе понравившиеся игрушки и двигатели, взрослый помогает посадить их и все отправляются на прогулку:

Сели на лошадку ловко               для ребенка, который будет катать игрушку

И зацокали подковки                   на лошадке.

Покачались на качелях        ребенок качает игрушку на качелях

         Кукла ехала в машине.                Катают куклу на машине.

По шоссе шуршали шины.

Игра  «Мама  мышка  и  мышонок»

Ц е л ь:  развивать ориентировку в величине предметов; учить произносить громко и тихо звукоподражание «пи-пи-пи», тренировать силу голоса.

Материал:  две игрушечные мышки (большая и маленькая).

Х о д    и г р ы:  взрослый обыгрывает игрушки, потом читает рифмовку (произнося звукоподражания разными голосами: громко за маму-мышку и тихо за мышонка).

Говорила мама – мышка:

«Ты, мышонок,  пи-пи-пи,

Свою мамочку люби,

И гулять ты не иди,

Тихо в норочке сиди».

А мышонок отвечал:

«Мамочка родная,

Отпусти меня

Погулять у норки

Пи-пи-пи, полдня»

Взрослый просит показать ( используя игрушки) маму-мышку и мышонка.

Предлагает малышу изобразить, как пищала мама-мышка, как пищал мышонок: «Какой у мышки-мамы голос?  Какой у мышонка голосок?»

Дидактическая   игра

«Помоги  найти  кружочек»

Ц е л ь:  развивать восприятие величины предметов: формировать умение раскладывать в порядке увеличения и уменьшения 3 и более   предметов. учить правильно пользоваться словами: больше, меньше, самый маленький, самый большой, побольше, поменьше.

Материал:  игрушечный персонаж – кукла, 5 больших и 5 маленьких кружочков, вырезанных из картона красного цвета, 2 красивых пакета.

Х о д    и г р ы:  приходит кукла, здоровается с детьми и просит помочь разложить кружочки. Взрослый раскладывает на столе все кружочки и рассматривает их вместе с ребенком. «Вот этот кружок – красный. И этот кружок – тоже красный».

Положив два разных кружка рядом, объясняет: «Этот кружок большой. Этот кружочек – маленький». Предлагает ребенку разложить все кружочки: «большие кружочки будем складывать сюда, а маленькие – сюда». С этими словами кладет большой кружок слева, а маленький – справа.

Берет любой следующий кружок и спрашивает у ребенка: «Куда положить этот кружочек?». Пусть ребенок покажет или скажет, в какую сторону надо положить фигуру.

Так же действуйте со всеми остальными кружками. При этом предлагает малышу самому взять фигуру и положить её в нужное место. В случае затруднения или ошибочного выбора, приложить большой кружок к маленькому и еще раз определите, где большая фигура, а где маленькая.

В конце занятия кукла благодарит за помощь, складывает каждый комплект кружков в отдельный пакет и, попрощавшись, уходит.

Развитие  речи

«Кто как говорит?»

Ц е л ь:  учить понимать простые предложения, расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела;  учить звукоподражать голосам  домашних животных; развивать восприятие, внимание и мышление; способствовать развитию любознательности и исследовательской деятельности; развивать координацию движений рук.

Материал:  игрушечный пластмассовый (или бумажный) кораблик, большая миска; игрушечный желтый утенок; предметные картинки разных животных (кошка, собака, утка, курица и т.п.) и комплект точно таких же картинок.  Раздаточный материал: пластмассовые бутылки, наполненные водой; маленькие ситечки; мешочек с разными предметами.

Х о д    и г р ы:  1  часть.  Взрослый встречает детей, здоровается с ними. Показывает кораблик и говорит, что этот кораблик хочет отправиться в плаванье,  да только воды в озере нет. как же быть?  Давайте нальем ему воду.

Проводится игра  «Наливаем воду»

Дети получают пластиковые бутылки с водой и наполняют ею бассейн. Затем опускают кораблик на воду.  Взрослый предлагает подуть на кораблик и воду, чтобы появился ветер и кораблик поплыл.

Кораблик плывет по волнам, и незаметно на его борту появляется желтый утенок

Взрослый.  Ребята, посмотрите, кто приплыл на кораблике. Утенок! Какого он цвета? Желтого! Посмотрите, у утенка есть два глаза. А у вас есть глаза?  Покажите. Еще у утенка есть клюв. А у вас? Правильно, вот ваши носики. У утенка есть крылья, а у вас руки. Где ваши руки? и еще у утенка есть лапы, а у вас ноги. (дети показывают) с помощью лап утенок плавает. Вот так. (опустите утенка в воду и покажите).  А как утенок говорит?  правильно, «кря-кря».

2 часть.

                Проводится игра «Кто как говорит»

Взрослый просит ребят вспомнить, кто из животных как говорит. Показывая  предметные картинки,  спрашивает: «Как кошка говорит? Как собака лает? Как медведь рычит? Как курица квохчет?  И т.д.»

Показывая картинки, взрослый вместе с детьми озвучивает их.

3 часть.

              Проводится игра «Найди такую же картинку».

Взрослый выкладывает перед детьми картинки всех озвученных животных и еще один комплект точно таких же животных. Просит кого-либо из детей найти кошку.  Хвалит ребенка за правильно выполненное задание. Просит и другого ребенка найти такую же кошку. Хвалит ребенка.

Карточки складываются вместе, затем ищется следующая пара и т.д.

4 часть. 

               Дидактическая  игра  «Тонет – не тонет».

Утенок приносит мешочек и предлагает детям проверить – тонут данные предметы или нет. дети по очереди запускают руки в мешок, достают предмет и опускают его в воду. Вместе обсуждают – утонул предмет или нет, или утонул, но не сразу.

В конце можно предложить детям выловить из воды ситечком предметы.

Дидактическая  игра

«Складываем  кубики».

Ц е л ь:  накопление цветовых представлений; обогащение опыта детей.

Материал:  5 красных и 5 синих кубиков, одинаковых по размеру. В соответствии с их цветами – листы цветного картона.

Х о д    и г р ы:  перед ребенком на полу или на столе выкладываются два листа картона – красный и синий – это коврики. Рядом вперемежку выкладываются по 5 кубиков красного и синего цветов. Взяв в руки кубик красного цвета, поднесите его к  красному  коврику и, сказав, что кубик такой же, положите его на этот коврик.  Синий кубик  положите на синий коврик. Взяв третий кубик, спросите ребенка, куда его надо положить. Скорее всего. Ребенок ответит правильно. Если же он затрудняется, продолжайте сами раскладывать кубики до тех пор, пока ребенок не научится сопоставлять цвета.

На следующих занятиях возьмите коврики и кубики других цветов.  Если ребенок справляется с заданием очень легко, усложните его, положив третий коврик и добавив 5 кубиков зеленого цвета.

Дидактическая игра

«Разложим яблоки на тарелочки».

Ц е л ь:  учить группировать предметы по цвету; различать цвета однородных предметов; закреплять понимание и употребление слов-понятий  такой, не такой,  разные, одинаковые.

Материал: 2 круга размером с блюдечко, вырезанные из картона зеленого и красного цветов (тарелки), по 5 кружков зеленого и красного цвета размером поменьше (яблоки).

Х о д    и г р ы:  взрослый вместе с ребенком рассматривает тарелочки, говорит: «Есть вот такая и вот такая». Раскладывает на столе перед ребенком все кружки (яблоки): «Есть вот такие яблоки и вот такие. Давай разложим их на такие же тарелочки». Начинайте раскладывать сами: «Вот такие положим на эту тарелку. Ой, яблоко спряталось, его не видно! А вот такие положим на эту. И это спряталось! Его не видно!»  Предложите ребенку взять яблоко и положить его на такую же тарелку. Когда он возьмет в руки кружок, спросите, куда он его положит. Подведите его руку к соответствующей тарелке, чтобы малыш убедился, что он правильно выбрал: «Такой же цвет! Правильно!»

Если ребенку интересно, предложите разложить яблоки снова.

Русская  народная  потешка

«Пошел котик на Торжок»

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Либо деточкам снесть?

Я и сам укушу,

Да и деточкам снесу.

Песенка  «Серенькая  кошечка»

Серенькая кошечка

Села на окошечко,

Хвостиком махала,

Деток поджидала.

Где ж мои ребятки,

Серые котятки?

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам.                                   Н. Найденова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...