Консультация для родителей "Ребенок и компьютер" автор Наумова Ирина ЧДОУ "Православный детский сад "Рождественский", корпус№2 "Владимирский"
консультация на тему
Консультация для родителей "Ребенок и компьютер" автор Наумова Ирина - о том, как свести к минимуму риски, закономерно возникающие при общении с сетью детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_i_kompyuter.docx | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок и компьютер
За каких-нибудь десять лет компьютерные игры стали неотъемлемой частью детского досуга. Если у вас есть компьютер с Интернетом, то не пускать к нему ребенка сегодня — почти то же самое, как двадцать лет назад иметь возможность отправить его в хороший вуз и не делать этого. Однако нельзя забывать, что опасности глобальной паутины — тоже не пустые домыслы. О чем не подозревают родители, разрешая детям играть в компьютерные игры?
В современном мире компьютер, Интернет – это данность. Он существует и будет существовать. Интернет не исчезнет, и его роль в нашей жизни будет только усиливаться. Как минимизировать негативное влияние интернета? А оно, безусловно, есть, и ему подвержены дети и подростки: незаконный контент, реклама наркотиков и алкоголя, пропаганда суицида, сцены насилия и жестокости и т. д.– незаконная информация, которая может нанести непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей. Причем ребенку совершенно не обязательно сидеть и специально выискивать эту информацию. Она сама его найдет.
Известные психологи, педагоги, врачи, публицисты и священники в рассуждениях на тему «Дети и компьютер» сходятся во мнении, что мы оперируем весьма опасным инструментом, а процесс восприятия компьютерной информации очень сходен с культурой питания. Ведь стоит немного недоглядеть, и замкнутые дети, или просто испытывающие трудности с общением, находят утешение и самоутверждение в компьютерных играх: там они переживают все свои самые лучшие и яркие эмоции. Как только ребенок, его организм, его душа понимает, что там ему комфортнее, он всячески стремится уйти в этот виртуальный мир, где он чувствует себя и героем, и защищенным. Начинается с этого, а дальше – природа, развивается зависимость…
Бывает, что игроманией начинают страдать хорошие дети, не обделенные родительским вниманием. Обычно психологи говорят, что ребенок должен быть занят, у него должно быть много увлечений, и тогда шанс увлечься «плохим» минимален. Но, оказывается, это тоже не всегда работает: ребенок вроде бы занят, ходит на разные кружки, а потом оказывается зависимым от компьютерных игр? Его нагрузили – это правильно. Но ему должна нравиться эта нагрузка, и он должен понимать, для чего она. Совсем лишать компьютера ребенка нельзя: запретный плод всегда сладок. Никогда нельзя наказывать «отлучением от компьютера»: это вызовет как раз протест.
Да, конечно, мы не можем сейчас детей оградить: технологии развиваются, и компьютер, конечно, приносит не только вред. Все зависит от качества информации, получаемой ребенком, от того, какие функции используются им на компьютере, с какого возраста. А также от того, сколько времени проводит подросток или ребенок за компьютером.
Можно услышать и такие возражения: ведь и раньше дети играли в войну, в солдатики. Разве там не убивали? Даже в шахматах и шашках, где «едят» фигуры противника, тоже совершается условное убийство. Играли, но кроме подобных игр у ребят была еще масса других, в которых никаким истреблением врагов даже не пахло: лапта, городки, штандр, вышибалы, горелки, бояре и проч. Но почти никому из современных мальчиков девочек они неизвестны. Настольные игры тоже в чести не у всех. Вот что об этом говорит православный психолог Т.И, Шишова[1]:
«В компьютерных играх граница условности недопустимо сдвинута в сторону реализма. И сдвигается все больше и больше. Недаром сейчас принято говорить о виртуальной реальности. Многим детям, сызмальства привыкшим к острым, захватывающим ощущениям, которые предоставляет компьютер, настольные игры кажутся чересчур пресными. А уж про ролевые игры, когда ребенок спонтанно разыгрывает целые импровизированные спектакли, и говорить нечего. Это теперь «кино не для всех». У большинства не хватает фантазии. Но даже те, кто играют, обычно разыгрывают батальные сцены, до боли напоминающие эпизоды компьютерных игр. Их фантазия тоже не идет дальше разнообразных видов магии и физического уничтожения противника».
Как свести к минимуму вред от пользования компьютером детьми?
- устанавливать правила пользования. А они должны быть достаточно жесткими: полчаса, максимум час в день. Врачи говорят, что шести-семилетние дети могут без ущерба для здоровья заниматься за компьютером не более 10 минут. Ученики 2-3 класса — 15 минут. В 4-6 классе норму можно повысить до 20 минут, в 8-9-ом — до 25 минут, и только в 10-11 — до получаса. устанавливать правила пользования. Главное, чтобы это не выглядело как наказание.
- Не ставьте компьютер в детской. Этим провоцируется бесконтрольное пользование. «Имея бесконтрольный доступ к Сети, ребенок в худшем случае съедет в какое-нибудь безобразие, в лучшем – потеряет время», - говорит священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, к.и.н., председатель епархиальной комиссии по делам молодежи г. Москвы[2]. Для снижения дозы электромагнитного излучения стол, на котором стоит компьютер, должен быть не меньше 60 см в ширину. Следите также за тем, чтобы ребенок во время работы за компьютером не сидел спиной к окну: блики на экране портят зрение.
- Заинтересовывайте ребенка разными другими играми. Не поленитесь сходить в магазин или в библиотеку, а потом увлечь ребенка ручейками или горелками. В данном вопросе (как, впрочем, и во многих других) залогом успеха будет энтузиазм взрослого. Важно и приучать ребенка мастерить, рисовать, лепить. «Занимайтесь детьми,
а не оправдывайтесь тем, что вам недосуг», - говорит Митрополит Лимасольский Афанасий. – «Безусловно, запрет – не выход…В первую очередь мы должны посвящать свое время детям, разговаривать с ними, чтобы они нам всё рассказывали, делились с нами тем, что их волнует, имели бы к нам доверие. Иначе наступит время, когда будет поздно, и виноватым будет не интернет, а мы сами»[3]. - Не внушайте ребенку отношение к компьютеру как к сверхценности. Возможность провести время за компьютером не должна стать для детей лучшей наградой за труды. И не только на словах, но и на деле демонстрируйте ему, что в мире очень много интересного.
- Если же причина в ребенке, выявите ее и постарайтесь устранить. Да, есть дети, которых нужно учить общаться. И это труднее, чем обучение чтению и письму. Но не надо жалеть сил для овладения самым необходимым для человека навыком — навыком общения. Столь важный пробел неизбежно скажется на многих сторонах жизни ребенка, и многое будет уже невосполнимо.
- Необходимо тщательно подбирать по содержанию игры, ведь среди их множества есть и полезные, развивающие, которые, например обучают малышей совмещать цвета, воссоздавать по памяти картинки, составлять предметы из геометрических фигур и т. п.
Компьютер помогает ребенку научиться читать, изучать иностранные языки. Есть компьютерные энциклопедии, преподносящие ребенку знания в занимательной игровой форме. Широкой популярностью пользуются и так называемые интерактивные книги и включающие в себя игры, тренирующие память и внимание, предлагающие выполнить различные интересные упражнения на развитие навыков чтения, знакомящие юных пользователей с английским языком.
Дошкольникам и младшим школьникам можно предлагать «паззлы»: это развивает пространственное и логическое мышление. Дети с удовольствием играют и в филологические игры типа «Поля чудес».
Да и чисто развлекательные игры не однородны. Одно дело тупой мордобой (так называемые «стрелялки»), где все мастерство игрока сводится к умению нажимать на кнопки. И другое — «квесты» (от английского «quest» — «поиски»). В детских «квестах» действуют герои мультфильмов, там никого не надо убивать, в этих играх много по-настоящему смешного. А смысл игры сводится к достижению цели путем решения логических задачек. Между прочим, в «квестах» и мир более дружелюбный (хотя и здесь бывают исключения). Во-первых, он не делится только на своих и чужих, там много нейтральных персонажей, которые занимаются своими делами и не вовлечены в перипетии сюжета. А во-вторых, сообщников у ребенка больше, чем противников. Согласитесь, в свете всего вышеизложенного это немаловажная деталь
Подобные игры развивают не только абстрактное мышление, но и чисто бытовую смекалку, готовят детей к ситуациям, с которыми те могут столкнуться в реальной жизни. Можно заниматься моделированием, делать 3D-объекты, можно работать с видео и со звуком, делать что-то самому, что позволяет немножко по-другому взглянуть на информационные технологии.
«Обезопасить детей от незаконной информации в интернете,
не прибегая к драконовским мерам, в силах родителей», - считает исполнительный директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов[4]. – «Родителям достаточно установить на домашних компьютерах так называемый «родительский контроль». Это специальные фильтры, которые любой родитель может подключить у своего оператора связи. Или, к примеру, можно воспользоваться аналогичным бесплатным фильтром от Лиги безопасного интернета. Такие фильтры блокируют доступ на сайты с опасным контентом, при этом сайты с полезной познавательной и обучающей информацией остаются свободно доступными. Подобные фильтры в обязательном порядке установлены на всех компьютерах в школах».
Да, конечно, демонизировать компьютер не стоит. Но и тешить себя мыслью, что это просто удобный инструмент, ничем принципиально не отличающийся от других инструментов (скажем, молотка), тоже не следует. Молоток не выдает таких красочных, завлекательных образов, не вступает в интерактивное общение, не оказывает гипнотического эффекта, не может программировать поведение человека. И будем честны: зачастую родители только рады, если ребенок часами пропадает в виртуальном мире и не претендует на их внимание.
[1] Ребенок и компьютер: сб. материалов И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова, М.Н. Миронова [и др.]; сост.: И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. - Клин: Христианская жизнь, 2007. - 320 с.
[2] А. Ерахтина . Дети в интернете. Мнения пастырей и специалистов. http://www.pravoslavie.ru/77085.html
[3] А. Ерахтина . Дети в интернете. Мнения пастырей и специалистов. http://www.pravoslavie.ru/77085.html
[4] Там же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа) Автор: Шальнева Ирина Вячеславовна, воспитатель в соответствии с занимаемой должностью МАДОУ МО г.Краснодар Детский сад №192 «Академия детства» Тема: «Конструирование из строительного материала по зад
Конструирование с детьми 3-4лет по заданию взрослого при помощи деревянного настольного конструктора....
Сценарий праздничного утренника «Чудесная корзинка бабушки» для воспитанников второй группы раннего возраста. Методическая разработка на основе парциальной программы «Ладушки» (авторы программы Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева)
Цель: - духовно-нравственное воспитание детей. - формирование личности ребенка, развитие общения.Задачи:Образовательная область «...
Сценарий весеннего развлечения «В гости к нам пришел Петрушка» для воспитанников второй группы раннего возраста. Методическая разработка на основе парциальной программы «Ладушки» (авторы программы Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева)
Цель: - духовно-нравственное воспитание детей. - формирование личности ребенка, развитие общения ребенка с другими детьми.Задачи:Образ...
Консультация для родителей "Поиграем с детьми". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель
Консультация для родителей "Поиграем с детьми". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель...
Методическая разработка занятия по формированию элементарных математических представлений в ДОУ для детей 4 -5 лет Автор: Мякота Ирина Николаевна воспитатель ГБДОУ детский сад № 85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект комплексного занятия по ФЭМП в средней группе ДОУ в рамках календарно-тематического планирования по теме "Перелетные птицы"....
Консультация для родителей "Домашний театр". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель
Консультация для родителей "Домашний театр". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель...
Консультация для родителей «Зачем нужны детские музыкальные игрушки дома». Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель
Консультация для родителей «Зачем нужны детские музыкальные игрушки дома». Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель...