Перспективный план курса "Краеведение"
методическая разработка на тему

Назмиева Любовь Викторовна

Перспективный план курса "Краеведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сабинский детский сад №5 «Бэлэкэч»

Перспективный план курса краеведения «Родина моя – Богатые Сабы» для детей 6-7 лет

2017-2018 учебный год

    Курс краеведения «Родина моя – Богатые Сабы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач развития современного общества – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным поселком Богатые Сабы, с его историей, традициями.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Новизна и теоретическая значимость курса  заключается:
• в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
• в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников

Отличительная особенность данного курса состоит в его практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Основные организационные формы:
• образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки по поселку;
• экскурсии с различной тематикой о поселке;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
• работа в мини-музее детского сада.

Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.

Цель и задачи данного курса:

Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
Обучающие:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного поселка, района.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, его культуре, хозяйственной деятельности.

• Способствовать социализации воспитанников.
• Обогатить знания дошкольников о поселке Богатые Сабы и его истории, достопримечательностях,  людях-тружениках.
Развивающие:
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства поселка.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать уважение к труду сабинцев, создающих красивый поселок.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
• Наиболее важные исторические события истории родного поселка и района.
• Символику.
• Писателей и поэтов, их творчество.
• Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять народные  игры для организации собственного досуга.
• Применять полученных знаний во благо родного поселка.
• Творчески мыслить и рассуждать.

Механизм отслеживания результатов:
— анализ детской деятельности (рассказы о поселке, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей.

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик.

Уровни усвоения программы

Низкий
Объем представлений о растениях и животных родного края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения  ,  движения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.

Средний
Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах Сабинского района. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями п.г.т. Богатые Сабы.

Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных Сабинской земли, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю поселка. Знает о деревнях района, их достопримечательностях, символике. Знает обычаи, традиции народа.

Основное содержание программы

Работа по данному курсу  будет более эффективной при создании в группе предметно-пространственной среды, которая включает в себя:
— Уголок «Родной поселок», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о поселке современном и старинном; решать познавательные задачи; путешествовать по району (карта);
-Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;
— Центр Экологии и экспериментирования, где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные. Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях;
— Библиотека — книги о п.г.т. Б.Сабы; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Татарстана», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов.

В работе используются следующие методы:

Наглядный – во время рассказов и наблюдений, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Словесный – представляется эффективным при чтении рассказов, стихотворений, проведении игр, разгадывание загадок, конкурсы, разбор житейских ситуаций, тематические вечера.

Практические методы используются, когда надо организовать продуктивную деятельность – провести экскурсию, вечера с родителями. Изготовление наглядных пособий.

Перспективный план курса краеведения «Родина моя – Богатые Сабы» для детей

 6-7 лет на 2017 – 2018 учебный год

Тема

Цель

Формы работы

1.

Дом, в котором я живу

Расширять представление детей о родном доме, членах семьи в контексте истории родного села

Беседа с творческим заданием: «Мои предки – жители Богатых Сабов»

2

Мои права и обязанности по дому

Углублять представления детей об их  правах и обязанностях

Творческий проект «Мои обязанности по дому»

3.

Мой замечательный поселок

Знакомить с историей возникновения поселка, воспитывать патриотические чувства и любовь к родному селу

Просмотр презентации

4.

Осень в родном селе

Закреплять знания детей об осенних приметах на примере родной природы, воспитывать чувство любования прекрасным

Конкурс рисунков «Осень в гости к нам пришла»

. 5.

Достопримечательности моего села

Систематизировать знания о достопримечательностях родного поселка, провести экскурсию по интересным местам п.г.т. Б.Сабы

Экскурсия по памятным местам поселка

6.

Символика (герб, флаг, гимн)

Дать наиболее полное представление о символике, воспитывать позицию гражданина

Нетрадиционные техники рисования

7.

Моя семья – мое богатство. Герб моей семьи

Углублять представления ребенка о семье и ее истории, учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи

Изготовление семейного герба

8.

Профессия моих родителей

Обогащать представления детей о профессиях, прививать чувство благодарности к человеку за его труд

Фотовыставка «Профессия моих родителей»

9.

«Уважения достойны»

Воспитывать уважение к пожилым людям и желание помогать им

Беседа о пожилых людях

10.

Природа вокруг нас

Развивать интерес к родному краю, воспитывать уважение к труду сельских жителей

Коллективное рисование «Посмотри, как хороша родная природа»

11.

Дивная красота Сабинского леса

Уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях леса

Экскурсия в музей леса п. Лесхоз

12.

Кто живет в наших лесах?

Дать детям более полное представление о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде

Виртуальная экскурсия в лес, пополнение уголка природы

13.

Сад на окошке

Конкретизировать представление детей об условиях жизни комнатных растений, расширять знания о зеленых питомцах, растущих на окне

Составление гербария, экспериментирование

14.

Сохраним родную природу!

Закреплять умение правильно вести себя в природе, любоваться ее красотой, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред

Экологический КВН

15.

Зима в родном поселке

Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе, закреплять умения правильно вести себя в природе

Зимние пешие экскурсии в близлежащую полосу

16.

Великие люди – мои земляки

Воспитывать гордость за земляков, которые внесли свой вклад в становление и развитие родного поселка

Посещение музея п.г.т. Б.Сабы, встречи с интересными людьми

17

Традиции нашего народа

Формировать интерес к традициям, культуре татарского народа, воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей

Беседа об интересных традициях народов Поволжья

18.

Играем в любимые народные игры

Побуждать интерес к любимым народным играм, обогащать жизненный опыт и игровую культуру детей

Проведение народных игр по интересам детей

19.

Любимые праздники

Приобщать детей к празднованию основных знаменательных дат республики, воспитывать чувство сопричастности в жизни детского сада, республики, страны

Тематический праздник

20.

Мои мама и папа – самые лучшие

Закреплять знания имен и отчеств родителей, их профессий, поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников

Рассказ о родителях, изготовление подарков родным

21.

Стихи и сказки писателей и поэтов родного края

Познакомить с творчеством поэтов и писателей родного края, поощрять чтение наизусть небольших стихотворений, малых форм поэтического фольклора

Конкурс чтецов стихотворений поэтов – земляков

22.

Весна в моем поселке

Расширять представления о весенних приметах, наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники на участке детского сада, учить замечать изменения в уголках природы

Тематическая прогулка по улицам поселка

23.

Богатые Сабы в годы Великой Отечественной войны. Ветераны живут в наших сердцах.

Рассказывать детям о родной стране, государственном празднике, о замечательных людях, прославивших край, воспитывать любовь к Родине

Участие в параде 9 мая

24.

Посмотри, как хорош поселок, в котором ты живешь!

Одобрять инициативу, творчество детей, способствовать раскрытию личностных качеств, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Фестиваль народного творчества

25.

«Моя родина»

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности в процессе ознакомления с историей и культурой родного поселка

Конкурс рисунков на асфальте

26.

Чудесный праздник Сабантуй!

Дать представление о национальном празднике Сабантуй, воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям

Праздник «Сабантуй»

27.

«Здравствуй, школа!»

Рассказать о возможностях школьного обучения, дать первичные представления о школе

Экскурсия в школу п.г.т. Б.Сабы

28.

Чему мы научились за год?

Подвести итог знаниям, полученным в течение учебного года

Устный журнал «Родина моя – Богатые Сабы»

Учебно-методические средства обучения

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
7. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
8. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
10. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
11. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.



                         

Анкета для родителей «Знаете  ли  Вы свой поселок?»

  1. Ф.И.О._________________________________________________________________
  2. Какую группу посещает Ваш ребенок?    ____________________________________
  3. Знакомы ли Вы с историей развития и становления родного поселка?____________
  4. Какие народные праздники и обычаи Вам знакомы?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Посещаете ли Вы вместе с детьми краеведческий музей, в котором рассказывается об истории родного села?__________________________________________________
  6. Знаком ли Ваш ребенок с местом  Вашей работы? Рассказываете ли Вы о своем труде?__________________________________________________________________
  7. Совершаете ли Вы целевые прогулки к достопримечательностям города?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Есть ли у Вас дома альбомы или книги по темам «Любимый поселок», «Путешествие по Богатым Сабам»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Кого из знаменитых  людей поселка Вы знаете?________________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Как Вы знакомите детей с животным и растительным миром родного края?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Подводите ли Вы ребенка к идее сохранения родного края и его природы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

       12.Считаете ли Вы себя гражданином – патриотом своего края, своей          страны?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы  для детей  по истории и культуре родного района, села

  1. Что ты можешь рассказать о своей семье? Кто твои родители? Расскажи о бабушке и дедушке.
  2. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  3. Какие традиции есть в вашей семье? Как вы проводите семейные праздники?
  4. Расскажи о своем детском саде, о своих друзьях и воспитателях.
  5. Что изображено на гербе Сабинского района? Кто является главой нашего района?
  6. Какие достопримечательности поселка Богатые Сабы ты знаешь?
  7. Чем знаменит наш Сабинский район?
  8. Любишь ли ты совершать экскурсии по родному поселку?
  9. Какие животные встречаются в лесах нашего района?
  10. Что знаешь о растениях, которые растут в нашем крае?
  11. Где работают твои родители?
  12. О каких известных людях нашего района ты слышал?
  13. Какие народные праздники ты любишь отмечать вместе со своей семьей?
  14. Как ты помогаешь беречь природу своего края?

Планирование

Первый год (старшая группа)
1. «Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием.
2. Мой замечательный город (просмотр фильма)
3. «В гостях у предков» сказочный марафон
4. «Осень в родном городе» Экскурсия
5. «Мы все такие разные» Конкурс рисунков.
6. «Уважения достойны» Беседа о пожилых людях.
7. «Рождение города» (фотографии старого и нового города) сотрудничество с музеем
8. Знакомство с картой – схемой «Наш – город»
9. «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов
10. «Достопримечательности города», «Памятные места города» Экскурсии
11. «Природа вокруг нас»
12. «Как растения дают нам кислород» (опыты, эксперименты)
13. «Сад на окошке» Акция.
14. «Символика города (герб, флаг, гимн)» Игра
15. Составление кроссвордов о животных, растениях края: «Что это? Кто это?».
16. Конкурс «Герб моей семьи»
17. «Кому нужна моя помощь?» Разведка добрых дел.
18. «Памятники города» (экскурсия по городу)
19. «Они служили в Армии» Встреча с родственниками детей
20. «Вам, защитники Отечества!» Акция.
21. «Река Чулым» Путешествие по карте.
22. «Кто живет с нами рядом» знакомство с народами края
23. Встреча с местными поэтами и писателями.
24. «Традиции нашего народа» праздники, развлечения.
25. «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду
26. «Люблю тебя, мой Красноярский край». Музыкальный час.
27. Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз»
28. «Наш город Назарово» путешествие по страницам журнала.
29. «С чего начинается Родина?» КВН

Второй год (подготовительная группа)
1. «По каким правилам мы живем» Игра.
2. «Мои права и обязанности» Беседа.
3. Как живут наши друзья (целевая прогулка по территории детского сада, условия для жизни растений)
4. «Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.
5. «История нашего края» Беседа с презентацией
6. «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» Беседа.
7. «Почему меня так назвали» Презентация детских проектов
8. «Кто живет в лесах Красноярского края»- виртуальная экскурсия по лесам
9. «Животные – рекордсмены» Просмотр видеофильма
10. «Спешите творить добро!» Ситуативный практикум
11. «Дорогая моя столица края» Заочное путешествие по городу Красноярску.
12. «Города и села Красноярского края на карте» исследовательская деятельность
13. «Из истории края» рассказы детей, подготовленные с родителями.
14. Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя Красноярский край»
15. «Макет города» (изготовление)
16. «Богатыри земли Русской» Занятие – вернисаж.
17. «Флаги и гербы» Беседа с творческим заданием.
18. «Мой папа – мастер на все руки» Презентация семейных творческих работ
19. Д/и «Растения нашего леса» составление альбома
20. «Полезные богатства края» -экспериментирование
21. Экскурсия «Аллея славы шахтеров»
22. «Животные нашего края» изготовление макетов природных зон
23. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма
24. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
25. «День птиц» Викторина.
26. Встреча с ветеранами -назаровцами
27. «Там, где погиб неизвестный солдат» Выставка рисунков.
28. «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь» Фестиваль творчества о Красноярском крае

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....