консультация для педагогов 2017г
консультация (младшая группа) на тему

Группа "Пчелки"

Тема:"Формирование представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_bezopasnosti.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Формирование представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе

у детей дошкольного возраста

через проектную деятельность».

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=1bv4-a1d5inyxlidlokjrw9zhl1bko93nra3jr3ttfszzg9g3v306xke66a1napcm6lpwv7qn7psw1uh3315pcz3z7b1e9e7fecyz41w&name=image-zLrlAjwtUJjstpTx4S.jpg&uid=0

Воспитатель: Балдина Л.В.

2017г

Формирование представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе у детей дошкольного возраста

через проектную деятельность.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана  с окружающей его средой обитания. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Жизнь нам регулярно доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует  обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложившихся условиях.

        Всем известно, что детство это уникальный период в жизни человека – формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт, который мы получили в детстве, во многом определяет нашу взрослую жизнь. Благодаря заботе и любви, эмоциональной близости и поддержке родителей, воспитателей в начале пути, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его людям.

        Те, кто долго проработал в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельное решение, не всегда знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правил безопасного поведения. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе.

         Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

         Всем нам известно, что круг проблем связанных с безопасностью ребенка,  невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это – одно из самых важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города могут стать причиной несчастных случаев. Социальные, экономические, криминогенные изменения, происходящие в стране в целом и городах в частности, привели  к пониманию необходимости сообщения детям дошкольного возраста жизненно важных норм поведения в социуме.

        В период дошкольного возраста ребенок знакомится  с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые должны выполнят неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением, так как безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.

        Воспитание безопасного поведения – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, школьного и т.д. образования.

         В связи с вышеизложенным ставим перед собой цели:

 1.Ознакомить дошкольников с правилами и нормами  безопасного поведения для приобретения социального опыта.

2.Сформировать навыки безопасного поведения.

     Для реализации поставленных целей, необходимо выполнить следующие задачи:

1.     Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2.     Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3.    Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве.

4.    Развивать у детей самостоятельность и ответственность.

5.    Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях: в быту, на природе, на дорогах.

6.    Формировать и закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «001»(при пожаре), «002»(вызов полиции), «003» («скорая помощь»).

7.    Формировать и закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.

8.    Формировать представление у дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях.

9.    Формировать навыки регулирования своих поведенческих реакций.

10.  Формировать умение   детей выходить из сложных проблемных ситуаций.

11.  Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.

12.  Формировать предпосылки экологического сознания.

13.  Обогащать словарный запас и развивать связную речь дошкольников.

     Существуют средства ознакомления детей с основами безопасности. Самым важным  средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Другим, не менее важным средством  являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействием с окружающим.

        Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с безопасностью, необходимо знать и соблюдать следующие принципы организации работы:

  • Принцип полноты
  • Принцип системности
  • Принцип учета местности (городская или сельская)
  • Принцип возрастной адресованности
  • Принцип интеграции
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье
  • Принцип комфортности
  • Принцип дифференцированного подхода

Так же необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности: воспитательная и предметная среда.

Немаловажную роль играет и деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности. Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность  активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира.

 Большую роль в формировании навыков безопасного поведения детей  играет развивающая среда: уголки безопасности в группах, информационные уголки для родителей, познавательно агитационные материалы, иллюстративные стенды для детей и взрослых, макеты, дидактические игры, художественная литература,

  Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим:

1.     Игра.

2.     Беседа.

3.     Наблюдения.

4.     Продуктивная деятельность.

5.     Экскурсии.

6.     Развлечения.

7.     Дидактические игры.

8.     Игровые тренинги.

9.     Сюжетно-ролевые игры.

10.   Решение ситуаций.

  В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра.  Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно быть в игровой форме. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных положений. Детям нравятся сюжетно-ролевые игры на любую тематику: дорожную, в природе, дома и т.д. Хорошо на позитивной волне проходят рассматривании и обсуждение плакатов с различными ситуациями. 

    Дети любят обсуждать реальные и придумывать новые ситуации на дорогах. Так же  во время бесед (беседы не на тему правил дорожного движения)   можно рассматривать предметы быта и рассуждать: «Могут ли они быть опасными, если да, то почему?».

Все это можно реализовывать, используя такую форму работы как проект, который может затрагивать разные аспекты жизнедеятельности человека и формирование у детей представлений об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе.

Все реализуемая работа при осуществлении проектной деятельности  должна быть направлена на ознакомление детей с правилами безопасного поведения, подчинения тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром.  С использованием средств моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей улучшится. В ходе реализации проекта будут выявлены следующие результаты:

  • Существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях.
  • «Проговаривание «правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.

В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я в своей работе получаю положительный результат, что обещает хорошее будущее моим воспитанникам. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря нашим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.

  В качестве примера из своего опыта работы предлагаю использовать проект «Опасности  вокруг нас», в ходе которого дети будут осознанно относиться к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Цель: Формирование у дошкольников основ безопасного  проведения в жизни, создание условия для формирования навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях дорожно – транспортной среды.

Задачи проекта:

  1. Расширение представлений детей о предметном мире, о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами, знакомство с источниками опасности дома.
  2. Знакомить с правилами безопасного поведения на улице, во время прогулки и различных  игр, развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
  3. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах. Проблема: для того, чтобы ребенок дошкольного возраста не попал в беду и мог правильно вести себя в различных ситуациях, необходимо формировать у детей элементарные знания основ безопасности жизнедеятельности.

Актуальность – в совместном мире никто не застрахован от различных катастроф, или происшествий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Ведь естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами. В настоящее время дети недостаточно самостоятельны в своих действиях и, как правило, находятся под присмотром взрослых, поэтому вопросы их безопасности дома и на улице города  предложены фрагментарно. В связи с тем, что дошкольники обладают ограниченными возможностями общения с незнакомыми людьми в отсутствие родителей или воспитателей. 

Проект «Опасности  вокруг нас».

Средства, методы и приемы обучения

  1. Совместные действия
  2. Наблюдения
  3. Игра
  4. Рассматривание
  5. Беседа
  6. Чтение литературы.

Календарно-перспективное планирование

Темы

Содержание

Методические приемы

Дата

Сентябрь

«Ребенок и его здоровье»

Как сберечь свое здоровье.

Беседа «Витамины я люблю быть здоровым я хочу»». Чтение: К. Чуковский «Айболит».

«Ребенок

и улица»

На чем люди ездят.

Показ фотографий.

«Безопасность ребенка в быту»

У нас в группе порядок.

Дидактическая игра «Огнеопасные предметы»

Октябрь

«Ребенок и его здоровье»

Полезные продукты,

их значение для здоровья

и хорошего настроения.

Беседа «О здоровой пище».

Дидактические игры: «Узнай и назови овощи».

«Ребенок

и улица»

Правила пешеходов.

Беседа «Как переходить улицу».

 Дидактические игры: «Что говорит светофор».

Безопасность ребенка в быту»

Колючие опасности.

Дидактические игры: «Можно - нельзя», «Отбери предметы, которые нельзя трогать»

Ноябрь

«Ребенок и его здоровье»

Личная гигиена - понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Предметы, необходимые для поддержания чистоты тела.

«Продуктивная деятельность «Мыло пенится  на руках»

«Ребенок

и улица»

Дорожные знаки для пешеходов.

Беседа «Как переходить через улицу».

Декабрь

«Ребенок и его здоровье»

Тело человека: роль частей тела.

Беседа «Знакомимся со своим организмом»

Январь

«Ребенок и его здоровье»

Витамины и здоровый организм.

Беседа: «Полезное – неполезное»

Продуктивная деятельность: Рисование .

«Ребенок

и улица»

Правила поведения в транспорте.

Беседа: «Поведение в автобусе»

«Безопасность ребенка в быту»

Пожарная безопасность.

Рассказ воспитателя «Как работают пожарные».

Февраль

«Ребенок и его здоровье»

Если ты заболел.

Рассматривание медицинских инструментов.

«Ребенок

и улица»

Правила поведения на улице города, роль сигналов светофора.

Чтение  С.Михалков «Дядя Степа милиционер»

«Безопасность ребенка в быту»

Знает каждый гражданин этот. Номер « 01».

С.Маршака «Пожар».

Рассказ воспитателя о пожарных машинах

Март

«Ребенок и его здоровье»

Будем спортом заниматься.

 «Физкультурное занятие в детском саду».

«Безопасность ребенка в быту»

Чтобы не было беды.

Беседа «Опасные предметы»

Апрель

«Ребенок и его здоровье»

Врачи - наши помощники: закрепление понимания ценности

здоровья .

Беседа «На приеме у врача»

Сюжетно ролевая игра «Больница»

«Ребенок

и улица»

Мы едем в метро.

Рассказ воспитателя о поведении в метро. Чтение: А.Барто «Мы едем в метро»

«Безопасность ребенка в быту»

Лекарства - не игрушка.

Беседа «Лекарство -  не игрушка».

Май

«Ребенок и его здоровье»

Чтобы зубы не болели.

Беседа; «Секрет здоровых зубов»

«Ребенок

и улица»

Пешеходы и водители.

Беседа «Что мы знаем о правилах дорожного движения»

«Безопасность ребенка в быту»

Опасности вокруг нас

Беседа: «Безопасность при общении с животными».

Июнь

Июль

Август

Работа с детьми и родителями  в летний период.

Досуг и развлечения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"(2017г.)

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию на тему: "Воспитание у детей потребности в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность"...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОГИМНАСТИКА» 2017г.

ПСИХОГИМНАСТИКА – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?Психогимнастика  представляет из себя комплекс определенных, невербальных (т. е. без слов) упражнений или этюдов. С помощью движений, которые психогимнастика...

Консультация для педагогов ДОУ "Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ по ФГОС". Уровень ДОУ 2017г.

Старший воспитатель, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела для педагогов ДОУ консультацию на тему "Теребования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ по ФГОС"....

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...